Новостная лента

Ґабріеля Запольская и Львов

30.03.2016

 

Известная польская писательница и артистка Ґабріеля Запольская (1857-1921) родилась 160 лет назад на Волыни. Ее жизнь и творчество связано со многими городами Европы, а завершился ее жизненный путь во Львове.

 

 

Мария Ґабріеля Стефания Корвин-Пиотровска родилась 30 апреля 1857 года в селе Подгайцы возле Луцка в семье владельца имений, маршалка волынской шляхты Винцента Пйотровського герба Корвин. Ее мать Юзефа (из дома Карская) танцевала в молодости в балете Варшавского театра.

 

Заведение монахинь Сердца Иисуса в Львове

 

 

После домашней эдукации Ґабріелю отдали на обучение к воспитательного Заведения монахинь Сердца Иисуса (Sacré Coeur) на площади Святого Юра во Львове. Затем продолжила образование в частном Научно-воспитательном женском институте Валентины Горошкевич в том же Львове.

 

Ґабріеля вернулась на Волынь и в 1876 году вышла замуж за поручика русской гвардии, дворянина герба Лелива из Жмуди (Жемайтии) в Литве – Константина Снежко-Блоцкого. Молодого офицера интересовала не женщина, а имения ее отца. Зато Ґабріеля родила девочку, которая вскоре умерла. Супругов было разорвано 1878 года.

 

 

Освободившись от супружеских обязанностей, молодая женщина, охваченная неприязнью к мужчинам, решила стать актрисой. С 1879 года она выступала в странствующих и напіваматорських театрах на просторах трех империй, которые владели тогда польскими землями, – России, Австро-Венгрии и Германии.

 

Литературный дебют под сценическим псевдонимом «Запольская» состоялся в 1881 году, когда Ґабріеля выдала свое оповідвння «Один день из жизни розы». Затем появились следующие рассказы, напечатанные в львовской и варшавской прессе.

 

Когда в 1881 году оказалась у нее внебрачная беременность от директора театра Ґавалевича, Ґабріеля поехала рожать в Вену. Родилась девочка, которая тоже долго не прожила. С отчаяния Запольская даже поступила в монастырь, но за четыре месяца сбежала оттуда.

 

В течение 1883-1885 годов писательница создала повесть «Каська Кариатида», действие которой происходило во Львове. Хотя город не назван, но хорошо описаны реалии и пейзажи. Описывая более 130 лет назад вид Львова с Высокого Замка, Ґабріеля Запольская сравнивала город, который “импонировало на глаз своим пространством и количеством прекрасных зданий”, с озером, что мало нерегулярные потрепанные берега: “С наводнения крыш и дымоходов возвышались башни костелов, золотячи свои кресты в лучах летнего солнца. Зубчатая ратушева башня презентовала черный щит дзиґаря, на котором стрелки отмечали пятую час. На возвышении, несколько за городом, розсідалася замечательная церковь, старая, важно вынося свои стены, подобная бабки, что благословляет своих внучат…” 1.

 

Юлиан Фалат. Портрет Ґабріелі Запольской (1898)

 

 

Писательница показывает жизнь и гибель несчастной женщины-служанки с галицкой провинции, которая не смогла найти счастья в большом городе. Автор писала: «Рекомендую мою «Каську» людям добропорядочным. Читайте ее сердцем так, как я ее сердцем писала. Пусть намірно искренний ее изложение Вас не смущает» 2.

 

В 1889-1895 годах Запольская находилась в Париже, где совершенствовал свое актерское мастерство и выступала (без больших успехов) во французских театрах.

 

Станислав Яновский. Автопортрет (1896)

 

 

Вернувшись на польские земли, безуспешно пыталась найти работу в Варшавских правительственных театрах. В конце концов ей удалось получить постоянную работу в театре под руководством Тадеуша Павликовского в Кракове. Там познакомилась с художником и сценографом Станиславом Яновским (1866-1942), младшим от Ґабріелі на 10 лет. В 1901 году они заключили брак, который продержался 10 лет.

 

В 1900 году Ґ.Запольская основала собственный Независимый театр, а в 1902-м – свою актерскую школу. В 1907-1908 годах руководила «бродячим театром Ґабріелі Запольской», который объезжал галицкие города и городка. Была также литературным руководителем «Театра премьер».

 

 

Театры ставили его пьесы. Самой известной стала «Нравственность пани Дульской» (1907). «Прототипами персонажей пьесы были жители Лычакова, которых Запольская наблюдала каждый день. Фелициан Дульский ежедневно „прогуливается“ на Высокий Замок (на самом деле кружит у стола в комнате), а сын Збышек советует матери порисовать окна и балконы семейного чиншевом дома на модный в Львове сецессионный зеленый цвет. Продолжением пьесы стали также пропитаны многочисленными львовскими реалиями повести „Пани Дульская в суде“ (1908) и „Смерть Фелициану Дульского“ (1911). Антураж и колорит этих повестей — лычаковское. Здесь и „батяры“, и Бойница, и костел Св. Антония, i больница на вул. Пиаров (Некрасова)» 3. Прототипом Ф.Дульского считался львовский архитектор и кам’яничник Анджей Ґоломб.

 

Несмотря на свои взгляды, которые часто шокировали тогдашнее общество, Запольская никогда не была феминисткой. Была убеждена, что предназначением женщины, «дама в королевстве семейной жизни», является ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и поддержка своего мужа. Считала, что высшие студии унижают женское достоинство.

 

 

В 1899-1901 годах Ґ.Запольская снова жила во Львове. Ее пьесы ставили и украинские театральные труппы. О ее одноактівку «В Дубраві Горной», поставленной в столице Галиции в 1900 году в переводе Антона Крушельницкого, написал отзыв Иван Франко: «разумеется, рисунку Запольской не хватает много чего; фон немножко шаблонове, в разговоре между горняком и штигарем много чего не доповідженого; конец более сценически-ефектовний, чем психологически мотивированным, однако драмка в целом вдатна и должна произвести впечатление – особенно по городам» ⁴.

 

Бывшая вилла «Скіз» (в 1900 и 2008 годах)

 

 

С 1904 года Ґ.Запольская и С.Яновский перебрались на постоянно до Львова. Жили они на окраине, между Личаковом и Можжевельником, на вилле «Скіз» (теперь улица Запольской, 3).

 

 

В последние годы жизни Ґабріелі супруги жили в сепарации, хотя формально не розлучалося. Во время И Мировой войны С.Яновский служил во второй бригаде легионов Пилсудского. А в 1929 году вместе с художником Зиґмунтом Розвадовским нарисовал панораму Львова XVIII века размером 8,8 х 3,3 метра, которое сейчас хранит ься в Львовском историческом музее.

 

 

Ґабріеля уже не увидела этого полотна. Она умерла во Львове 17 декабря 1921 года. Похоронена на поле 1 Лычаковского кладбища. На склепе Ґ.Запольской выгравированы названия ее произведений.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Zapolska G. Kaśka Kariatyda. // Запольская Г. Каська Кариатида. – Львов: Каменяр, 2007. – С. 129.

2 Там же. – С. 293.

3 Бирюлев Ю. На Лычакове творила Запольская. – Галицкая брама, 1999. – №7 (55). – С. 8.

⁴ Франко. Произведения. Т. 32. – К., 1981. – С. 35.

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика