Новостная лента

Американский крест

21.01.2016

Кино заставляет задуматься, кино возбуждает и радует, кино отвлекает от проблем, кино – это крем-брюле… Каждый фильм может давать что-то одно из этого, или все вместе, и для каждого в отдельности – по-своему, через определенный период, образ жизни или видение жизни. Сочетать несочетаемое не советуют, как рыбу с молоком – может произойти взрывная реакция. Впрочем, появление в прокате почти одновременно двух взаємопротилежих лент – комедийно-музыкальной драмы «Ла ЛаЛенд» и максимально несмішої драмы «Молчание» – образует удивительную комбинацию, когда, противоположные во всем фильмы составляют четкую и мистическую по своей сути фигуру.

 

 

«Ла Ла Лэнд» – свет моего вечера, огонь моих мечтаний. Сон мой, мое скрытое я. Кончик языка трижды подпрыгивает между передними зубами, чтобы после третьего спрятаться в середине, собираясь с силами следующие два часа без умолку гарцевать или плыть под джазовое пианино, блюзовый сакс или свинговую трубу. «Ла Ла Лэнд» – это кино из хорошо забытого прошлого, когда Боб Фосс был богом, а «Человека под дождем» еще напевали. Один американский кинокритик написал: «Так уже не снимают», – и это чувствуешь от самой первой сцены, когда на забитом машинами съезде с большой трассы автомобилисты выскакивают на своих железных коней и танцуют на крыше под палящим солнцем Лос-Анджелеса, распевая, смеясь, образуя весь этот джаз прямо сейчас. И камера на стедікамі, как юла, крутится между машинами, вращаясь на 360%, прыгает от одного танцора к другому, показывая как до самого спуска с эстакады, на сотнях предшествующих машин, «ла ла ленд» существует так же, как и здесь, перед зрителем.

 

Ла ла ленд – это не разовое событие, это состояние души городского человека, это мириады звуков окружающего мира, сливаются в одну урбанистическую мелодию, где джаз граничит с роком, поп-роком и диско, это постоянный роад-муви с востока на запад или наоборот, но всегда – вперед. Это четкая горизонталь человека, живущего двигаясь, играя, напевая или слушая. При этом живет на планете Земля так, будто жизнь одна, и надо успеть повеселиться, напиться – приобрестись, чтобы не было жаль за упущенные возможности, действия и глаголы с окончанием «ся». В этом смысле, концепт и сам дух «Ла ЛаЛенду» ограниченный в пространстве и времени, ограниченное одной жизнью: дорога идет вперед не бесконечно, поскольку Земля конечна, и двигаясь по горизонтали, ты непременно придешь туда же, откуда начал. Это жизнь по кругу, от одной любви к другой, жизнь сама по себе, и ценность его как в каждой жизни – в самой жизни.

 

Как антитеза «Ла ЛаЛенду» – фильм «Молчание», где речь идет о другой движение – сверху вниз и снизу вверх – по вертикали. Где жизнь не имеет смысла без Бога с большой буквы, где важны звуки – это молитва и напряженного вслушивания в тишину, из которой (может) заговорит Бог.«Молчание» – это созерцательное, роздумливе и не хитрое кино. Здесь камера не дергается из стороны в сторону, потому и герои не метушяться. Здесь драма пополам замешан с трагедией. Веселья нет. Лишь тем щепотка смеха. А все остальное – вопрос веры, смысла веры. Почему Бог не реагирует на беспредел, почему не слышит молитвы страждущих, не помогает умирающим за веру в Него, не спасает тех, кого пытают, не наказывает палачей? Почему Он молчит, когда у Него просишь ответа? Или мы просто не слышим Его? Эти вопросы для души – словно метеоры, они падают, оставляя грубые борозды, сжигая вокруг все мелкое, несущественное. Этим «Молчание» сильное вопросами, которые оно задает, випростовуючись в полный рост христианства, пробивая облака и небо, выходя далеко за пределы показанного на экране, за пределы кадра, фильма, времени – настоящего, погружаясь в прошлое и создавая будущее. Конечно, если у кого-то может быть будущего без осознания настоящего, которое – ничто без прошлого.

 

 

Вместе «Ла Ла Лэнд» и «Молчание» образуют некий крест, переплетение привычного и обыденного с вечным и духовным, фактически олицетворяя нашу жизнь в идеальной его форме – когда и тело, и душа, и друг другу не отрицает. Переиначивая Єклезіаста, – есть время на танцульки, и есть время на размышления. Неверно говорить, что мюзикл ниже, примитивнее – хуже – за драму, как не возможно утверждать превосходство сути без наличия формы. Впрочем, надо признать – в данном случае произошло наоборот: «Ла Ла Лэнд» – триумфатор формы, это настоящий успех горизонтали, гимн жизни, которая течет здесь и сейчас, не поднимая головы. «Ла Ла Лэнд» – хоть и приземленная, но совершенство. Здесь главные герои очаровательные и веселые, в своем уме и полные сил, талантов и энергии жизни. Райан Гослинг, играя джазового пианиста, что мечтает о свой джазовый клуб, убедительный в своей жизни стильного, уверенного и ловкого мужчины-музыканта. Он такой себе идеал, от которого тают, словно свечи, зрительницы. Его напарница по фильму – привлекательная Эмма Стоун. Может, она и не уровня Гослингу во всех его талантах, но ее игра убедительна, и вполне вдохновляющая для большинства посетителей любого кинотеатра в любой точке мира. Потому что все эти люди тішяться паре на экране, и, представляя себя в одной из ипостасей, размышляют, как они бы поступили: хорошо, что парочка разошлась и каждый из них порознь достиг каждой из своих мечтаний, или лучше любовь – чистая и безмрійна?

 

 

Касательным к ярких актеров здесь есть феерический антураж и увлекающая к возгласам «вау» режиссура Дэмиена Шаззела, чей предыдущий дебютный фильм «Одержимость» 2014 года получил главный приз Санденса и три «Оскара». А «Ла Ла Лэнд» сейчас – уже 7 «Золотых глобусов» и точно будет что-то на будущих, нынешних «оскаровской» гонке. Потому невозможно не отметить находчивость и изобретательность в постановке танцев-пения героев, полностью лишенных той неловкости, которая может возникнуть у современного зрителя на просмотре устаревшего жанра «мюзикл». И здесь, кажется, вершиной является органичность любительской «техники» Гослинга и Стоун, далеко не профессиональных танцоров, так же не наделенных добродетелями победителей песенных шоу вроде «Голос країни» или «Х-фактор». Они не Фред Астер и Джинджер Роджерс, не Альбано и Рамина Пауер, они лишь имеют слух и хорошо заучили па, привнесенные их учителями перед съемками фильма, а в целом они – как мы с вами. И зритель в это верит, идет дальше в своих фантазиях, считает возможным и себе так танцевать, петь… быть звездой Голливуда.

 

К сожалению, «Молчание» не может удовлетворить все требования и желания своего зрителя, что пришел увидеть нечто иное, отличное от радости и феерии «Ла ЛаЛенду». Экранизация романа японского писателя-католика Сюсако Єндо, выданного 1966 года, в свое время перевернула мир другим взглядом на Японию. Роман привлек ее к христианству в не меньшей степени, чем ту же Португалию, представители которой, трое священников, (и в действительности и в романе) в начале XVII века приплыли в Страну восходящего солнца, в целях миссионерства. Один из весьма важных романов для христиан, «Молчание» – о человеке, который не слышит Бога, и даже в моменты экзекуций, моля о помощи, получает лишь немоту тишины. Однако, это не антихристианский роман, наоборот, что и хотел донести до мира через кино режиссер Мартин Скорсезе, у которого, как он рассказывал, всегда были непростые отношения с Богом. (Стоит добавить, что один из лучших его фильмов «Последнее искушение Христа» 1988 года, был удивительно неправильно воспринят христианским миром, особенно католиками в Соединенных Штатах и РеПеЦе в России.)

 

Фильм выглядит как дань Скорсезе своей вере и всем верующим католикам. Это делает ему честь, как верующему, и не снимает ответственность с него, как режиссера, который, все же, не сумел отыскать нужной формы для мощного христианского месседжа. Хотя он смог придумать отличную форму для своего шедеврального будистського «Кундуна» 1997 года. Нет особого стиля камеры, ни специфических цветов, какой-то особой постановки сцен нет, что подчеркивало бы «язык» и «молчание». Нет и противоположного – гипнотической без эмоциональности Робера Брессона или черно-белого углубление Ингмара Бергмана. И в этом в большой степени виноваты исполнители главных ролей: ну не подходит для роли католического священника, которого соблазняют и пытают японцы, заставляя отречься от веры и наступить на образ Иисуса Христа, актер Эндрю Гарфилд. Несмотря на свой 33-летний возраст, он похож на мальчика, в негативном смысле, зато должен быть мужчиной, по крайней мере становиться им по ходу фильма, показывая борьбу с внутренними и внешними демонами. А этого нет. Он не Депарьє из фильма «Под солнцем сатаны», не Кайдановський по «Сталкеру» и даже не Киану Ривз из «Маленького Будды». А ему нужно было бы стать ими всеми! Да и Лайам Ниссон играет свою роль не лучше, не выше своего героя с бетменівського «Темного рыцаря». Хорошо играет, да и все. Может, им нужно было бы дать посмотреть «Босиком по красной земле», «Про людей и богов», или, как минимум, «Миссия» Ролана Жоффе?.. В целом, забавной и остроумной является лишь выдумка-аналогия с японцем, что все время отрекается от Христа и все время просит его исповедать и простить, перекликаясь здесь и с апостолом Петром, и в общем со всеми слабыми людьми, все равно продолжают оставаться христианами.

 

Сорсезе с исполнителем главной роли Эндрю Гарфілдом

 

В чрезмерных ступенях мы можем говорить только о заявку непростой и полемической, теологической темы, о вопросах, которые задаются (и нами тоже) Богу, и об ответах, которые мы получаем. Мало кто, кроме Скорсезе, решался говорить о «молчание», особенно если это касается Бога. За эту смелость – хвала режиссеру, что не идет за парадигмой современного кинематографа (что в большинстве своем на службе у крупного капитала пашет на его увеличение) и не погружается в бытово-семейные дела с украшением тортике клубникой, кремом-брюле и разнообразными серпантинам. Несмотря на формальную неудачу «Молчание» мы получили, по крайней мере, путь для мнения, отличного от ежедневного поиска хлеба. Не одним хлебом единым, да? Прощание, борьба с искушениями, добрые дела, взгляды вверх. И это не отменяет взгляды вперед, рестораны и танцы. В сочетании – сила, «Ла Ла Лэнд» + «Молчание», вертикаль + горизонталь = крест, так же, как в сумме один + один получаем любовь.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика