Новостная лента

АНУМ: в ногу с европейским искусством

27.10.2015

 

85 лет назад, в сентябре-октябре 1931 года, в стенах Национального музея во Львове продолжалась событие, которое положило начало деятельности организации, которая в течение 8 лет была определяющим художественной жизни не только Галиции, но и всей Украины. Ассоциации Независимых Украинских Художников (АНУМ, 1931-1939) считаем одним из мощнейших художественных объединений ХХ века, чрезвычайно плодотворной организацией молодых украинских художников, творческие достижения которых вошли в историю не только национальной, но и мировой культуры.

 

 

На границе первой и второй трети ХХ века «вызывающе» начала активную деятельность организация под названием «Ассоциация Независимых Украинских Художников», деятельность которой во всех направлениях (выставочная, искусствоведческая, издательская и т. п) была направлена в русло прогрессивных изменений в национальном искусстве. Активная художественная жизнь украинского Львова в 1920-1940 годах в свете историко-культурных изменений, происходивших на Галичине, и в настоящее время привлекает особое внимание становлением высокопрофессиональной изобразительной культуры, созданием национальных художественных школ, воспитанием собственных профессиональных кадров. Этому способствовал не только культурно-художественное движение, деятельность вновь созданных молодежных творческих объединений, но и активное участие в этом процессе церковных деятелей: митрополита Андрея (Шептицкого) и ректора Богословской Академии во Львове Иосифа (Слипого).

 

После распада Кружка Деятелей Украинского Искусства (ГДУМ, 1922-1927) тогдашняя генерация молодых украинских художников нуждалась в организации, деятельность которой отвечала бы процессам, характерным для европейского модернизма. Это было предложение новых эстетических «видения и понимания» произведений пластических искусств, которые заполонили выставочные залы (салоны) европейских столиц, а для консервативного галицкого общества это должно стать своеобразным испытанием его эстетических вкусов европейскими новациями.

 

Святослав Гординский и Илларион Свенцицкий

 

 

Из смелой идеей организации выставки украинских художников, которые работали в странах Европы, в 1930 году Святослав Гординский пришел к Иллариона Свенцицкого – первого директора Национального музея во Львове. Предложение заинтересовало дирекцию, ведь тогда музей был центром культурной жизни украинского Львова, центром самых интересных художественных событий, связанных с популяризацией украинского изобразительного искусства первых десятилетий ХХ века. Единственной помехой в реализации этого грандиозного плана был недостаток средств. Речь шла прежде всего о денежной стоимость транспортировки произведений за границу и уплату пошлины, которое было довольно высоким. Выход нашли – ее подсказал и реализовал молодой, чрезвычайно талантливый и перспективный художник – Николай Глущенко, который предложил (и собственноручно осуществил) перевезти картины без рам в плотно свернутых рулонах, которые на границе не трактовали как произведения искусства. В Львове в процессе построения экспозиции использовали рамы, предложенные музеем.

 

В.Хмелюк «Натюрморт с рыбами»

 

 

У организаторов выставки украинских художников-парижан (Андриенко, Глущенко, Грищенко, Хмелюка, Перебийноса и др.) возникла еще одна идея: к участию в выставке этой «парижской группы» привлечь не только художников, приглашенных из Европы (Пикассо, Дерена, Шаґала, Модильяни и др), произведения которых тогда не полнее представляли топ западноевропейского искусства, но и хорошо известных в Львове – галицких. Стоит заметить, что молодые галицкие художники тоже делали шаги навстречу в желании создать художественное объединение, подобное «парижской группы», о чем, в частности, писал Павел Ковжун до Святослава Гординского: «Такое группировка и мы хотим создать… Группу сильнейших и культурных украинских художников Запада – потому что они есть! Есть где-Бутович, есть серьезная Музикова, является Андриенко – для них одних стоит основать организацию». Следовательно, и для парижан-украинцев, и для молодых художников-европейцев, и для галичан выставка, о которой были начаты переговоры в стенах Национального музея стала важным делом.

 

Украинские художники «парижской группы», 1930-е гг

 

 

Осенью 1931 года состоялась „Первая выставка Ассоциации Независимых Украинских Художников с участием приглашенных французских, итальянских и бельгийских художников и украинской Парижской группы”.

 

М.Тоцци «Композиция» (1931)

 

 

Официальными кураторами первой выставке со стороны представителей европейских художников были С.Гординский, Н.Осинчук и П.Ковжун, от Национального музея – И.Свенцицкий и Я.Музыка. К открытию был издан двуязычный (украинско-французский) каталог с иллюстрациями произведений Н.Андриенко, Н.Бутовича, М.Глущенко, С.Гординского, Я.Музикової, А.Дерена, М.Тоцци, Д.Северіні и др. Несмотря на все трудности организации и экспонирования выставки, с большой благодарностью организаторы и активные участники отмечали весомый вклад в этот художественный проект работников Национального музея во Львове. И.Свенцицкий хорошо осознавал, насколько важным делом не только для Национального музея, но и для целого края будет организация выставки современного искусства, поэтому взял на себя всю ответственность и выступил как соавтор проекта в стенах музея, который по праву в те годы имел репутацию „ячейки украинского інтелєктуального жизни Восточной Галиции”.

 

На Первой выставке было представлено 166 работ 43 художников, между которыми известные и малоизвестные имена: Андриенко Н. (Париж), Блан Ш. (Париж), Борачок С. (Львов – Париж), Бутович Н. (Львов – Берлин), Глущенко Н. (Париж), Гординский С. (Львов – Париж), Грищенко Е. (Каны), Ґромар М. (Париж), Дерн А. (Париж), Дюфи Г. (Париж), Зарицкая С. (Париж), Жанет Же. (Париж), Иванец И. (Львов), Ковжун П. (Львов), Кричевский Н. (Париж), Крушельницкий М. (Париж), Луцик С. (Львов – Париж), Модиліяні А. (Париж), Музикова Я. (Львов), Мороз Н. (Львов), Новаковский А. (Львов), Перебийнис В. (Париж), Перфецкий Л. (Париж), П Пикассо. (Париж), Северіні Д. (Париж), Смольский Г. (Львов), Тоцци (Париж), Уго М. (Париж), Шагал М. (Париж), Хмелюк В. (Париж) и др.

 

Для Львова эта выставка была триумфом современного изобразительного искусства – представленные на экспозиции произведения расшевелили галицкую общественность, пресса с восторгом писала о «прорыве» современной живописи ХХ века, который был представлен в украинском музее, что находился под опекой митрополита Андрея (Шептицкого). Замысел молодого поколения художников был блестяще воплощен в жизнь, что побудило организаторов этого выставочного проекта к следующим действиям.

 

«В кафе «Де-ля-пэ», что находилась на углу улицы Коперника и площади Мицкевича, собирались разношерстные художники, литераторы, искусствоведы и любители муз. Люди дискутировали, гарячились, и вышла из этого не одна ценная мысль. Мало-помалу определенная небольшая группа художников собиралась самовольно в общину и определила себе день четверг на свидание. Развернулись дискуссии о создании Союза художников и ее название, что ясно указало бы на задачи общества. После долгих дискуссий решено: «Ассоциация Независимых Украинских Художников», то есть независимых от направления, по которому пойдет художник к цели. А стены имеют уши. Такое название подхватили и другие группировки художников. Вышла досадная ситуация. Надо было быстро спасать приоритет. Но как это быстро? Счастье хоть, что у меня был близкий знакомый в Палате финансов, где регистрировались общества и их названия. Я его сейчас же предупредила, а с Павлом [Ковжуном – Г.И.] умовилась на свидание в 5 часов на рассвете, где мы ушли под дом Палаты и там на лестнице доночували вплоть до открытия ворот. Как мыши попали к бюро, и знакомый чиновник помог приспішити желаемое дело. С полученным документом мы чуть ли не танцевали на улице…», – эти воспоминания о «приключениях» создания и официальной регистрации АНУМ-в рукописи “Воспоминание” описала Ярослава Музикова. Как сообразительная и умная женщина, она вместе с единомышленниками сумела организовать и воплотить в жизнь большой проект – предоставить Ассоциации Независимых Украинских Художников статус официальной организации с соответственно оформленными документами.

 

Павел Ковжун и Музыка Ярослава

 

 

На первом заседании, созванном инициативной группой художников, 25 октября 1931 года был принят „Устав Кооперативы Асоціяції независимых украинских художников АНУМ – кооператива с ответственными уделами во Львове”, который подписали первые члены новосозданной организации: Ярослава Музикова (председатель), Павел Ковжун (секретарь), а также П.Корчинский, Г.Стефанова, Н.Музыка, Ю.Курдюк, Е.Охримович, а. Иван Цымбала, Г.Корчинская. В 17 разделах принятого устава были четко сформулированы и задокументированы все направления деятельности организации.

 

Началась кропотливая и достаточно сложная работа. В первую очередь – организация выставок художественных произведений, ведь Первая выставка, представленная как АНУМ-овская, поставила высокую планку, которую молодые художники не могли опускать ниже задекларированного уровня.

 

Все участники новосозданной организации понимали, что быть-какие проекты (особенно выставочные), которые организовывала Ассоциация, были лучшим показателем достижений, ведь именно выставочный материал был главным фактором в оценке работы отдельных художников или художественных группировок, показателем их профессионального мастерства. АНУМівці знали и понимали, что качественно представленный экспозиционный материал будет лучшим критерием оценки деятельности новой художественной организации.

 

Следующая выставка АНУМ состоялась в июне 1932 года в помещениях музея НТШ. До осмотра было предложено искусство современной графики. 5 июня в 12 час. М.Осинчук официально открыл выставку короткой речью, где разъяснил состояние и перспективы развития этого вида изобразительного искусства, особо подчеркнув, что только благодаря установлению украинской государственности было возрождено искусство графики.

 

Выставка графики была поделена на отдельные разделы: „Оригинальная ґрафіка” (деревориты, монотипии, черно-белая и цветная графика), „Экспедиции заготовки государственных бумаг” (проекты украинских денег, почтовых марок, банковых и векселевих писем, игральных карт и др.), «Книжная графика» (книга, обложка, украшение, иллюстрация) и „Экслибрис”. Кроме того, Ассоциация подготовила иллюстрированный каталог с перечнем всех участников и названиями произведений, с подробным разъяснением каждого отдела и краткой аннотацией графических термінологій.

 

Об успехе великого «графического проекта» АНУМ писала и украинская, и польская пресса, ведь выставка подтвердила высокий уровень представленного экспозиционного материала, а ее каталог был практически кратким, лаконичным и содержательным теоретическим разъяснением и экспозиционного материала и технологических тонкостей искусства графики.

 

Елена Кульчицкая

 

 

Выставка Елены Кульчицкой стала третьей поочередной и первой персональной, которую представляла Ассоциация. 9 апреля 1933 года в помещениях НОШ выставку открыл короткой речью Николай Голубец. К открытию был издан небольшой каталог с перечнем работ: живопись (масло, акварель), графика, пластика (гипс, фарфор, бронза, эмали), ковры; всего 167 работ.

 

В конце того же 1933 года в залах Музея НТШ в 4 больших залах состоялась Четвертая (сборная) выставка АНУМ, запланированная еще в начале 1933 года. За высокий уровень представленных работ Четвертую выставку называли одной из лучших, которые презентовали украинский изобразительность к тому времени. По мнению критики она была „стилево зааранжована, а что самое важное, показывает ріжнородні індивідуальности, которые идут своими путями„. И снова большой успех, который подтолкнул членов Ассоциации в организации следующих экспозиций.

 

Поочередно Пяткой, но второй персональной выставкой, которую устраивала АНУМ, была презентация произведений Льва Ґеца (270 произведений), открытая короткой речью Ивана Иванца 4 февраля 1934 года, размещена в 5 залах музея Научного Общества им. Т.Шевченко. Публика и художественная критика с радостью восприняла 20-летнее творческое наследие художника: большой цикл живописных работ из Сянока, картины природы, графике; особое внимание привлекли произведения, экспонируемые в одной из комнат, „где содержатся рисунки с времен военной службы при УСС… «Антология стрелкового творчества» и «Домб’є»„. Кроме художественного, эта выставка имела и финансовый успех, ведь с экспозиции у художника купили немало работ, что стало важным показателем удачного выставочного проекта, организованного Ассоциацией.

 

В конце того же года открылась Шестая – сборная – выставка АНУМ (16 декабря 1934. – 14 января 1935 г.). Ассоциация предложила к осмотру практически все жанры: живопись, рисунок, книжная графика, деревориты, мідьорити, квасорити, театральные костюмы, скульптуре (дерево, мрамор, бронза, терракота, гипс) – всего около 250 экспонатов.

 

Николай Глущенко

 

 

Меньше чем за месяц, в феврале 1935-го, Ассоциация представила творчество одного из организаторов и первых членов АНУМ – Николая Глущенко, который предложил около ста работ: живопись, рисунок (масло, сангина, смешанная техника: тушь-акварель). Под редакцией П. Ковжуна было выдано форматно-маленький каталог с короткими „біоґрафічними фраґментами” и черно-белыми репродукциями (5 ил.). Параллельно вышла в свет двуязычная монография „Николай Глущенко” (40 ил.), текст к которой написали Сек.Гординский и П.Ковжун.

 

На выставке М.Глущенко, 1935.

 

 

И снова успех – и творческий, и финансовый (с экспозиции продали большую часть работ).

 

Следующая сборная выставка АНУМ открылась 8 ноября 1936 года в помещении Музея НТШ и была посвящена личности митрополита Андрея (Шептицкого) – „крупнейшему меценату нашего искусства. Он не только создал Национальный музей, не только воспитал нескольких передовых художников (Бойчук, Сосенко) и менее известных, не только занимался многими художниками – то высылая их за границу для углубления художественного мировоззрения, то підпомагаючи их во времена безработицы или другие тяжкие минуты жизни, не только поддерживал их советами и т. д., но и собирателем художественных произведений и с удовольствием рисует сам”.

 

Для подготовки и проведения выставки, посвященной личности Митрополита, 26 и 28 октября специально было созвано „чрезвычайное заседание” Ассоциации с 10 вопросами повестки дня, которые касались тончайших организационно-технических задач проведения этой творческой акции. На выставке, посвященной исключительно великому Меценату и Покровителю украинской изобразительности, АНУМівці не ставили себе цель строить экспозицию таким образом, чтобы в очередной раз „расшевелить” художественную критику, дать возможность интеллектуальной сообществе восхищаться или критиковать собственные художественные достижения: „Ассоциация Независимых Украинских Художников решила почтить юбилей митрополита своей VІІІ-й по счету выставкой, тем она спасла честь всех украинских художников и всех творческих или близких к искусству учреждений”.

 

Олекса Грищенко

 

 

Персональной – Девятой (поочередно) – выставкой Ассоциации был представлен художественный задел еще одного многолетнего члена Ассоциации Олексы Грищенко (1937), что в том времени имел репутацию художника, который находился в „передовых рядах пропаґаторів художественных идей, своего индивидуального искусства, а заодно украинского”.

 

На выставке М.Грищенко. 1937.

 

 

Большой выставкой художественных достижений многолетнего члена организации Василия Перебейноса 1938 года было продлено традицию АНУМ относительно экспонирования произведений своих ярких представителей. Выставка стала творческим отчетом художника за последние 10 лет „парижского периода”. Персональная выставка художника „давала каждому знатоку немало повода для переживания нескольких глубоких чувств и рассуждений о тяжести труда и умілости художника в естрадовому и сценическом искусстве и о значиння хорошего художественного ремесла в рекламе”. В межвоенный период.Перебейнос был хорошо известным художником в Европе: его произведения экспонировались в галереях Кракова, Берлина, Праги, Парижа, Варшавы (на то время уже прошло 18 выставок), он стоял у истоков Ассоциации, активно участвовал в деятельности АНУМ. На персональную выставку В.Перебийнис направил около 500 работ, но до осмотра было выставлено меньше половины.

 

Василий Перебейнос и Владимир Ласовський

 

 

7 мая 1939 года в стенах Природоведческого музея НТШ Ассоциация предлагала к обзору творчество Владимира Ласовского. Большой специалист по созданию разнообразных композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов, который, усовершенствованием собственной творчестве решал вопрос сюжетности, цветового и формообразующего завершения. Современники называли Ласовского „типичным экспрессионистом с мистическим окрасом”. Персональную выставку автор посвятил памяти Богдана-Игоря Антонича – большого друга художника. К открытию был издан каталог с перечнем предлагаемых к обзору работ 1938-1939 годов: живопись, графика и проекты театральных декораций (11 черно-белых репродукций; вступительная статья И.Иванца).

 

Персональной выставкой В.Ласовского АНУМ прекратила свою деятельность. Без сомнения, после событий сентября 1939 года она не могла существовать.

 

Мощное художественное группировки, просуществовав 8 лет, оставило весомый след в истории развития украинских пластических искусств. В течение 1931-1939 годов Ассоциация Независимых Украинских Художников организовала 5 сборных выставок и 6 индивидуальных. Кроме того, две большие экспозиции – Ретроспективная выставка в Национальном музее и Выставка самоучек – были задекларированы как экспозиции, представленные Ассоциацией. Чрезвычайно важным был тот факт, что представители „парижской группы” (Андриенко, Грищенко, Глущенко и др.) старались максимально участвовать в львовских выставках АНУМ. Ведь это была едва ли не единственная возможность общаться с Галичиной, которая для них была частью Украины.

 

Внутри АНУМ царила слаженная работа, которая способствовала самосовершенствованию, самоуглублению, поискам новых формообразующих высказываний. Именно поэтому персональные выставки художников, которые предлагала Ассоциация, были не только творческим отчетом художника-анумівця, но и утверждением собственного „Я”, декларацией собственных художественных достижений, демонстрацией индивидуальной самобытности. Ведь каждый участник организации был настолько самобытным художником и яркой личностью, что Ассоциация с гордостью, уверенно декларировала творчески-индивидуальный потенциал каждого члена, демонстрируя таким образом завершенную модель творческой личности художника-АНУМівця.

 

Кроме выставок, АНУМівці много и плодотворно занимались издательским делом (каталоги, монографии, периодические издания и т. п), научными исследованиями в области истории искусств; они принимали активное участие в международных выставках, организовывали обучение (например, курсы изучения техники эмали) и др.

 

Благодаря организационным способностям организаторов АНУМ о деятельности этого художественного группировка хорошо знали и в Европе, и в Америке. Критики единогласно утверждали, что все лучшие творческие силы украинства группировались вокруг Ассоциации.

 

Значение АНУМ в истории национальной культуры трудно переоценить, учитывая, в какое непростое для украинцев время действовала организация. Все без исключения украинские художники – и те, кто жил и работал во Львове, и те, кто присылал или привозил свои работы из Парижа, Праги, Варшавы или Берлина – преследовали ту же цель: ввести украинскую изобразительность в русло европейского искусства, занять весомое место в создании общеевропейской культуры ХХ века, продемонстрировать лучшие черты национальной самобытности.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика