Новостная лента

Бах / Перселл / Стравинский / Шнитке

16.10.2015

 

Дженифер Зойбель (флейта, Германия)
Оркестр Collegium Musicum
Дирижер – Валид Агаев (Азербайджан-Германия)

Двое старинных европейцев разных поколений барочной эпохи.
Двое восточноевропейцев различных эпох – эпохи массового бегства от Первой мировой войны, и эпохи СССР, когда бежать уже было почти невозможно.

Программа:

Карл Филипп Эммануил Бах – Концерт для флейты с оркестром ре-минор
Альфред Шнитке – Сюита в старинном стиле
Генри Перселл – Сюита «Абделазер»
Игорь Стравинский – Сюита из балета «Пульчінелла»

Карл Филипп Эмануэль Бах (1714-1788) был самым известным из сыновей Иоганна Себастьяна Баха (и значительно известнее, чем его отец). Он получал комплименты от Моцарта и Бетховена, и известный теперь как один из основателей классицизма в музыке. Его времена – это времена величия Фридриха II Великого, когда Пруссия с европейской окраины превращается в экономически сильное и политически реформированную страну. Именно ему Карл Филипп Эмануэль посвятил два цикла своих сонат, за что и получил должность придворного музыканта.

Альфред Шнитке (1934, СССР — 1998, Германия) происходил из Республики немцев Поволжья. Всю жизнь провел в СССР, был членом Союза композиторов и преподавал; немало теоретических трудов посвятил Шостаковичу и Стравинскому. Его родной брат, Владимир Шнитке, в 1965 году был задержан КГБ. Альфред Шнитке зарабатывал на жизнь музыкой к многочисленным кинофильмам, а в 1990 году переехал с семьей в Гамбург. «Сюита в старинном стиле», написанная 1965-1972, – это результат позднейшего сочетание двух музыкальных произведений (сначала – инструментальных пьес), написанных для кинофильмов «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Полифония в старинных мелодиях Шнитке создает гіпернашарування звуков. «Сюита в старинном стиле» – это и барочная красота, и драматическое самосозерцания человека ХХ столетия.

Генри Перселл (1659 – 1695) – органист Вестминстерского аббатства, чья музыка сопровождала в последний путь королеву Марию, а вскоре и его самого. Искусный полифонист, автор первой национальной английской оперы, он прославился как величайший мастер музыки», а затем был забыт на два с половиной столетия. Творчество Перселла зактуалізувалася в мире благодаря Бенджамину Бріттену, одному из самых известных композиторов ХХ века.

Игорь Стравинский (1882, Российская империя — 1971, Нью-Йорк) происходил из украинского рода, но рос и учился в Петербурге. В 1906 году он женится на Екатерине Носенко и строит дом в Устилуге вблизи Владимира-Волынского – там он будет каждое лето, пока в 1914 не уедет навсегда на Запад. Там и была написана знаменитая «Весна священная».
Балет, на основе которого позже была создана Сюита из балета «Пульчінелла», с большим успехом отбыл премьеру 1920 в Парижской Опере. Костюмы дизайнував Пикассо. Сначала Стравинского не заинтересовала такое предложение, но после знакомства с музыкой Джованни Перголези, он меняет мнение. В Сюите из 18 частей балета осталось 8, и позже Стравинский ревизировал ее в 1965 году. Каждая часть здесь предлагает новую комбинацию инструментов, как это бывает в балетах. Впервые исполнил Сюиту 22 декабря 1922 года Boston Symphony Orchestra под батутой Пьера Монт’є.

«Барочность» ХХ века с его карнавалами истории заметна во всем: в смеси жанров, в поисках новой динамики, в излишестве, в конце концов. Этот концерт – возможность почувствовать ее в полной мере и пережить в музыке.

Билеты online и в кассах Филармонии (ул. Чайковского, 7). Абонементы действуют.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика