Новостная лента

Бауман: все, что самое важное

11.01.2016

Мы живем на плывунах. Все в нашем мире течет, все меняется. Где найти любовь, надежду, совесть, свободу, чувство безопасности, смысл жизни? Как ссориться и мириться? — спрашивал профессор Бауман. И отвечал

 

 

О свободе

 

Свобода всегда діткнута необходимостью компромисса. Абсолютная свобода, которая одновременно устраивает обе стороны, невозможна.

 

О нравственности

 

Нравственность заключается не в верности кодекса, а в ответственности за других людей. Я есть в той степени нравственным человеком, насколько осознает этой ответственности. Сознательный, что моя деятельность влияет на судьбу другого. Что оставляет след.

 

Споры о

 

Усложнять себе жизнь не есть хорошо. Но ограничивать человеческую свободы. Появляются идеи запретить парфумиться на улице, потому что есть люди, которым эти досадные запахи. И что с этим сделать? Известно, о чем нам ходит при устроении мира, от времени, когда началась эпоха называемая модерной: чтобы сделать его более приветливым к человеку. Удобнее. Надо позволить людям жить, нельзя позволять людям досаждать. Но эти вещи конфликтуют. И вы хотите, чтобы я этот конфликт развязал? Не умею.

 

Границы являются предметом постоянных споров. Непрерывно будем договариваться, ссориться. Каждое решение кого-то устраивало, а кого-то раздражало. Каждое решение будет выставлено на волне изменчивой моды. Раз это будет лучшее решение из возможных, за волну появится следующее, лучше. Этот спор о границе между дозволенным и недозволенным, нравственным и безнравственным продлится, потому что этих границ не удастся установить раз и навсегда, а люди никогда не прекратят пробовать это сделать. Победа каждого, кто выиграет в этой битве, будет временной.

 

О любви

 

Надо жить так, будто любовь должна длиться до конца жизни. В этом вопросе я являюсь фундаменталистом: или жить для другого человека, или человек отрекается от счастья, которым может одарить только полную любви. Любовь это чек in blanco. Ответственность за другую личность может стать очень обременительной, ну и зранитися также можно. Но если кто-то этого боится, то должен перестать морочить себе голову мечтой о любви. Ибо это является ценой, которою платится. Как ты боишься ответственности или зранення, то не морочь себе головы. Прикройся, вмонтуй себе в двери лучшие замки, чтобы ни один непрошеный гость не вошел, и махни рукой на это. В конце концов, есть очень много людей, которые прожили жизнь без любви. Это не есть обязанность.

 

О безопасность и свободу

 

Есть две существенные, необходимые и неизбежные условия достойной жизни, что приносит удовольствие. Это безопасность и свобода. Они не могут жить друг без друга. Безопасность без свободы является рабством и свобода без безопасности является анархией. Они нуждаются друг в друге, но в то же время — как это иногда случается в браке — не могут договориться. Отношения между ними являются игрой с нулевой суммой — больше безопасности вы можете получить лишь за счет частицы своей свободы. И больше свободы вы получите только за счет потери безопасности, увеличение неопределенности.

 

Страдания современного человека связаны с тем, что она получила огромную, беспрецедентную личную свободу в обмен на отказ от большой части безопасности. И речь идет не только о безопасности от террористов. Речь идет о безопасности с точки зрения социального статуса, уверенности в себе, уверенности в своих решениях, доверия к авторитетам. Это все потеряно.

 

О шатаниях

 

Различные идентичности дают нам ощущение абсолютного полета в космос, мы можем их выбирать и надевать. Некоторые люди имеют несколько идентичностей одновременно, в зависимости от того, кому отправляют SMS-сообщения. Но нам не на что опереться. Мы ступаем по сыпучим пескам.

 

О онлайн и офлайн

 

Если сравнить онлайн-жизнь с офлайн-жизнью, то первое гораздо легче, чем второе. Для того, чтобы установить контакт с другим человеком в оффлайне, вам надо приложить большие усилия, пожертвовать собственными интересами. И так же трудно разорвать контакт: надо придумывать отговорки, оправдания, а иногда и врать. И никогда неизвестно, это знакомство не вернется. В онлайне это все страшно просто. Одинаково легко есть и подключиться к сети, и отсоединиться. Никто даже не заметит, что я перестал отвечать на SMS-сообщения и публиковать сообщения.

 

Об френдов в FB

 

Один из тысячи френдов в сети — это не один из немногих друзей, которых человек получил в оффлайне во время своей жизни. Поляки говорят, что настоящего друга познают в беде. Я бы не ручался за этих френдов на Facebook, что, когда дело дойдет до беды, то они помогут. Я даже думаю, что они будут первыми, кто сбежит.

 

О спасении

 

Спасение для человечества один: перестать пожирать планету..

 

О безвластии

 

Мы живем в эпоху interregnum — мижкороливья. Происходят изменения: что-то умирает, рождается что-то новое. Старые способы эффективной деятельности уже не работают, а новых — еще нет. Критики молчат, неизвестно, что является искусством, а что — нет. Единственные показатели ценности — это клики и количество проданных единиц товара. Никто не говорит о видения будущего, мы не знаем, ни откуда мы убегаем, ни куда бежим. Итак, что мы потеряли? еприкосновенность частной жизни, ощущение стабильности социальных связей. Добавим к этому неопределенность и уже имеем наш мир.

 

О коммунизме

 

Грехи коммунизма родом из поиска более коротких путей. То есть ускорение. Обойти все необходимые, неизбежные процессы и исторические этапы, перескочить сразу отсюда, из этой дичи и глуши, в утопию. Вместо перепахивать человеческие души выбрали уничтожение.

 

То, что я соблазнился, не подлежит сомнению. Что был наивным. Что многих вещей не понимал. Это правда. Зато не корю себе, что делал какие-то постыдные вещи, ибо не делал их непосредственно. Хоть в каком-то смысле из-за того, что не бунтовал, я косвенно способствовал этим вещам. И это имею себе плохо.

 

Об избытке

 

Говорят, что интернет распространяет и облегчает доступ к знаниям. Думаю, что как раз наоборот — он затрудняет доступ к ним, подкрепляет необъятность. Потому что избыток информации смиряет, а в конце и знеохочує. Как получите 35 миллионов или миллиард ответов на простой вопрос, то махнете рукой на поиски правды и начнет чирикать на твиттере.

 

О алгоритмы

 

Как только открываю Amazon, то сразу: привет, Зиґмунде, это книги специально подобраны для удовлетворения твоих интересов. И действительно, очень часто случается так, что о появлении важных для меня книг я бы не узнал, если бы об этом не позаботился алгоритм. Намерения они имеют не самые лучшие, между тем не из любви это делают, ни с печали о старом — только из стремления выгоды. Знаю это, и не дам себя намахати, но вместе с этим благодарен этому алгоритму.

 

О бытие

 

Если бы Декарт свое мотто заключал сейчас, то сказал бы: видят меня, следовательно существую. Люди создают свои блоги, создавая себе шанс выхода из потерянности. С боковой улочки. Из небытия.

 

О революции

 

В первом послевоенном столетии социальные неравенства уменьшались. Затем неравенства между социальными слоями, снова начали расти. Однако сначала наверху еще было много места. Молодые люди, способные, амбициозные, происхождению даже с общественных низов проходили университеты, получали хорошую работу. Таким образом потенциальные лидеры бунтов кооптувались в элиту и потенциально бунтующие слои профилактически «обезголовлювались».

 

Сейчас все больше обладателей дипломов есть в данный момент без работы или живет с «трешевих работ». Перепроизводство интеллигенции создает социально потенциально взрывоопасную ситуацию. Ведь революция укоренившаяся в гипертрофии ожиданий над реалиями, а в этом большую роль играло собственное перепроизводство интеллигенции.

 

Следующим фактором является бедность. В обществе потребителей бедность особенно унижает. Людей, которым не хватает хлеба нынче есть менее как было. Зато все больше тех, что, глядя вокруг, имеют ощущение, что хуже других. Униженные люди есть гневными и ищут способ как-то разрядить этот гнев.

 

Поэтому казалось, что мы раз и навсегда покончили с классовыми конфликтами, а нет. Они за углом.

 

О лжи

 

Интернет позволяет фальшиво а безнаказанно свидетельствовать. Мало того, поощряет греха. Ну чего я должен отвечать за свое слово, если общая практика меня, как всех других, увільнила от этого? Безнаказанные в интернете наговор, оскорбление, клевета, диффамация, поклеп и оскорбление является наиболее смертоносным оружием: она убивает не только людей, но и социальную материю.

 

О фундаментализм

 

Фундаментализм является побочным продуктом свободы. Потому свобода приходит всегда вместе с риском и неуверенностью. Нельзя иметь свободы без неуверенности.

 

О страх

 

Сегодняшний страх очень отличается от страха, который мучил наших предков. Они знали, что как дети выходят из дома, то им угрожают волки, что на небе нет ни одной тучки, то будет засуха.

 

Теперешние страхи рассеяны. Они летают где-то в необъятном пространстве и в мгновение ока переносятся с одного объекта на другой. Больше всего пугает страх перед неизвестным. Когда я не знаю, с какой стороны мне угрожает опасность, то это не только наполняет меня страхом, но и унижает: делает меня бездарным, іґнорантним, наивным, каждая коза может запрыгнуть на меня. Поэтому мы подсознательно больше всего стремимся познать причину нашего страха.

 

О постоянстве

 

Мы заново открываем ценности устойчивого. Императивом последних лет было избавиться от старого, чтобы приобрести что-то новое. Зачем я должен к чему-то или кому-то привязываться, если ежедневно появляются лучшие смартфоны, лучшие компьютеры, моложе и лучше одеты женщины? Зачем присягать на верность и связывать себе руки?

 

Основным принципом было: не закрывать никаких вариантов. Всегда оставлять калитку, чтобы можно было вицофнутися. Чтобы ничего не было раз и навсегда.

 

От того надо будет отучиться. От жизни, которое было рядом позбувань. И приучиться к жизни, которое вновь, как прежде, было нагромождением и заботой о накопленное.

 

Про надежду

 

Надежда — это есть единственный бессмертный элемент в человеке. Невозможно убить надежду, ибо она не живет в том мире, откуда родом доказательства, а в будущем. Так же как в нас вмонтировано все, что позволяет нам делать ужасные вещи, так же у нас вмонтировано все, что позволяет нам делать добро.

 

О конец

 

Тоже накупував я мудрых книг, рассчитывая, что когда-нибудь, на досуге, их все, одна за другой, прочитаю. А теперь уже я знаю, что большинству из них никогда не прочитаю. За какую же хвататься?!

 

А то, что я имею мало времени, научно установлено.

 

Несколько лет назад был интернет-портал, который показывал дату смерти, Death Clock. Серьезный портал, он неустанно актуализировал статистику смертности и ее многочисленные корреляции. Последнее слово науки. Примерно десять лет назад я зашел туда, ответил на вопросы и вот вывод, который я — уже тогда — получил: «You had your time. Have a good day»! [Ваше время истекло. Хорошего Вам дня!].

 

То есть по статистике я уже беспрекословно не живу. Поэтому мне остается только радоваться днем, что принес перерыв в моем небытии.

 

Цитаты из разговоров с Зигмундом Бауманом, опубликованных в «Ґазеті Выборчей». Их вели: Томаш Квасневский, Александра Клих и Дорота Водецька.

 

Bauman
O wszystkim, co najważniejsze
Gazeta Wyborcza, 10.01.2017
Перевод О.Д.

 

См. также другие тексты Зигмунта Баумана на Zbruči:

 

Зигмунт Бауман: Надежда, любовь и сигареты

Бездеятельность была бы признанием беспомощности — а безрадність является оскорблением человеческого достоинства.

 

Мы боимся свободы и мечтаем о сообществе

Нравственность не требует взаимности. Мое моральное обязательство всегда на шаг впереди твоего обязательства. Таким образом, с одной стороны, второй человек для свободы – это помеха. Но с другой – как повторял отец Юзеф Тишнер – я становлюсь свободным, когда встречаю другую свободную человека, «моя и твоя свобода» является условием моей свободы. Свобода есть или универсальной, или ее нет.

 

Страх — это чувство подданных, а не граждан

Люди очень охотно, чтобы избавиться от ответственности, предпочитают переложить ответственность на плечи самопровозглашенных, вооруженных харизмой, вождей. Ответственность является бременем, отказ от нее дает облегчение… Она освобождает от тернистой необходимости лично делать выбор и брать ответственность за последствия своих действий на свои слабые плечи.

 

Зигмунт Бауман: «Социальные сети — это ловушка»

Конфликт, антагонизм существует уже не между классами, а между каждым человеком и обществом. Это не только отсутствие безопасности, это также недостаток свободы.

 

 

Изменения надо принять

«Тирания момента». Это, пожалуй, лучший способ его себе представить, ведь мы живем от мгновения к мгновению и должны полностью сосредоточиться на конкретном моментові. Этот момент является настолько текучим, что уже следующий может его трансформировать и принести что-то совершенно новое. Что интересно, именно из таких моментов соткана наша жизнь.

 

Продолжайте задавать вопросы

Концепция модернизации — сделать все проще, удобнее, комфортнее. Когда мы комерціалізуємо жизнь в Интернете, нам предлагают решить проблемы, упростить жизнь. Вам на это надо считать, потому что за этим стоит то, что не рекламируют. Никогда не бывает ничего за ничто. Бесплатный только сыр в мышеловке. Учитывайте это.

 

«Украшением жизни является не отсутствие проблем, а потребность их преодолевать»

Почему мы не можем чувствовать себя счастливыми? Потому что планка постоянно поднимается, неумолчно возникает новая перспектива, может быть еще и еще больше, чем уже есть. Через это безостановочный забота.

 

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика