Новостная лента

Бог и человеческий мозг: секретное послание Микеланджело

12.12.2015

 

В 17 лет он начал вскрывать трупы с церковного кладбища. С 1508 до 1512 гг. он расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело Буонаротти был гениальным художником, скульптором и архитектором, а также анатомом. Анатомия была его секретом, который он хранил, уничтожив все свои анатомические рисунки и эскизы. Через пять веков после того, как Микеланджело завершил роспись Сикстинской капеллы, исследователи обнаружили его секретное анатомическое послание, тщательно скрытое от глаз папы Юлия II и многочисленных религиозных паломников, историков и искусствоведов: внутри образа Бога художник зашифровал изображения человеческого мозга.

 

К такому выводу пришли ученые Ян Сук и Рафаэль Тамарґо в статье, опубликованной в журнале Neurosurgery. Сук и Тамарґо – эксперты с нейроанатоміїї из Школы медицины им. Джона Гопкинса в Балтиморе (Мэриленд). Во фреске «Отделение света и тьмы» – первой иллюстрации к книге Бытие – исследователи обнаружили анатомически правильное изображение спинного мозга и ствола головного мозга человека. Микеланджело поместил изображение в центре фрески и зашифровал его в виде шеи и части грудной клетки Бога.

 

Можно ли утверждать, что Сикстинская капелла – это загадка, содержащая набор символов, которые только теперь начинают расшифровывать? Что именно хотел сказать Микеланджело, изобразив голосовой аппарат Бога в виде ствола головного мозга человека? Что это – святотатство или благоговение?

 

Историков и художественных критиков издавна беспокоила странная анатомия шеи Бога и нарушение правил светотени в этой секции фрески. Фигуры на ней освещены по диагонали с нижнего левого угла, но на шею Бога свет падает прямо и немного справа. Такую небрежность в шедевре непревзойденного мастера, который в совершенстве знал анатомию и правила светотени, причем в изображении одной из ключевых фигур, расположенной прямо над алтарем, объяснить очень сложно. Сук и Тамарґо утверждают, что гадкое, как будто больной зоб шея, не является ошибкой, а скорее скрытым посланием. По их словам, во всех других фигур Сикстинской капеллы анатомические особенности человеческого тела переданы очень правильно. В одной из них художник больше не искажал анатомического строения шеи. Зато странную и неуклюжую шею Бога авторы исследования сравнили с фотографией человеческого мозга, сделанной снизу. Все ключевые структуры, как оказалось, совпадают.

 

Если художник действительно показал человеческий мозг, то что он хотел этим сказать? Ясно одно: великий мастер никогда бы не нарисовал его, если бы не вкладывал в него глубокий символический смысл. Возможно, в такой способ он хотел оставить свой комментарий к борьбы религии и науки, которая как раз набирала обороты. Ведь в начале XVI века, когда Николай Коперник открыл гелиоцентрическую строение Солнечной системы, продолжалось острое противостояние между научными наблюдениями и авторитетом Церкви. Это также был период начала Реформации, которая пошатнула ее позиции.

 

Не секрет, что отношения Микеланджело с Католической церковью были сложными. Художник не выступал открыто против нее, но был нонконформистом и осуждал ее неисчислимые богатства, коррупцию и политическое влияние. В двух местах своего шедевра он оставил собственные автопортреты, на которых изобразил себя в муках. Свои черты лица он предоставил Святому Варфоломею, с которого заживо содрали кожу, и відрубаній голове Олоферна.

 

Микеланджело был верующим человеком, но в более позднем жизни он перенял веру в спиритуализм, за которую был осужден папой Павлом IV. Основная идея спірітуалізму заключался в том, что путь к Богу лежит не обязательно через Церковь, а человек может строить свой собственный связь с Ним. Возможно, в росписях Сикстинской капеллы Микеланджело хотел провозгласить не столько каноническую идею о том, что Бог наделил Адама разумом, а скорее то, что разум и наблюдения, а также орган тела, который делает их возможными, ведут человека напрямую к Богу без посредничества Церкви.

 

Michelangelo’s Secret Message in the Sistine Chapel: A Juxtaposition of God and the Human Brain

Scientific American, 27/05/2010

Отреферировал Евгений Ланюк

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика