Новостная лента

Богдан Дидицкий – галицкий литератор XIX века

02.02.2016

 

На первый день февраля приходится 190-ая годовщина рождения известного в середине позапрошлого века галицко-русского литератора, редактора, издателя, общественного деятеля, председателя «Галицко-русской матицы», Русской Совета, Общества им. М.Качковского – Богдана Феодосия Дидицких.

 

Портрет Бы.Дидицких. Рис. Теофила Копистинского (1889)

 

 

Иван Франко так оценивал его неординарную личность: «Талантливый публицист Бы.А.Дидицкий выдавал много газет, составил популярную «Историю Руси», не критическую, но такую, которая имела немалое влияние на молодежь 70-х годов, и был в свое время (1860-70) самым популярным писателем Галицкой Руси; его даже ценили как поэта…» 1.

 

Родился Феодосий Дидицкий (вместе с братом-близнецом Людвиком) 1 февраля 1827 года в городке Угневе (между Белзом и Равой-Русской) в семье священника местной церкви Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Дидицких (1783-1863). С 1833 года отец стал настоятелем церкви Благовещения Пресвятой Девы Марии в Великих Мостах. Священническое призвание выбрал и младший брат – Емельян Дидицкий (1832-1913), который с 1858 года был сотрудником в Великих Мостах, а после смерти отца – настоятелем упомянутой Благовещенской церкви.

 

Учился Феодосий в гимназиях Львова и Перемышля. От 1846 году изучал право в Львовском университете и славянскую филологию в Венском, под руководством профессора Франца Міклошича.

 

Под влиянием революционного срыва Весны Народов 1848 года перевел свое имя Феодосий (Феодосий) на русский лад – Богдан. Свои писания подписывал еще рядом псевлонімів: Д., Бы.А.Д., Бы.Д., Богданко, Богдан Будегріш, Финтик Шляхтиченко…

 

21 (9) февраля 1849 года.Дидицких приняли членом Главной Русской Совета по рекомендации ее секретаря, члена Ставропигийского института, Теодора Леонтовича.

 

О эти годы вспоминал Дидицкий в своих воспоминаниях: «Под обозначением Русь я представлял себе, как и большая часть наших Русинов, только южную или Малую Русь с ее древними столицами, Киевом и Галичем… Еще до того северную Русь издавна называли у нас вообще – Москвой» 2.

 

В 1849 году через Галицию проходило российское войско для подавления революционного восстания в Венгрии. Под влиянием встреч с российскими офицерами и священниками Дидицкий увлекся тогдашними представлениями «русского мира» и русской литературой, в частности произведениями николая Гоголя.

 

В те годы Бы.Дидицкий писал лирические стихотворения, поэмы «Конюший» (1853), «Буй-Тур-князь Курский» (1860), «Народную историю Руси» (1858). Работал редактором газеты «Заря Галицкая» (1853-1854), был составителем литературного альманах «Зоря Галицкая яко Альбумъ на годъ 1860».

 

Но издательское дело не могла в 1850-х годах обеспечить средств для жизни. Исследователь того периода Александр Седляр пишет: «Русское книгоиздание в Галичине тогда находилось далеко не в лучшем состоянии. Основными проблемами были нехватка качественных текстов (оригинальных или переводных) и нехватка средств на издание. Нехватка активных, хорошо образованных и творчески одаренных людей, которые могли бы писать талантливые, актуальные и интересные, близкие к совершенным хотя бы языково и стилистически произведения, очень вредил русинам и тогда, и еще долгое время спустя. Писать часто брались люди непідготовані, без чувства языка, без понимания цели и задач произведения, более или менее удачно только переделывая или следуя уже написанное кем-то. Интеллектуальная бедность, тематическая вторичность и мелочность, а также языковая бездарность – вот характерные признаки русских произведений того времени. Однако в целом немногочисленные любители читать приветствовали и их, и ждали на новые издания, которые тогда измерялся даже не десятками, а единицами» 3.

 

К тому же ликвидация императором Францом Иосифом И конституционных демократических достижений революционного 1848 года вызвало разочарование и апатию в постепенных деятелей Главной Русской Рады. Политический провод остался за «Старой Русью», зависимой от консервативной Святоюрской митрополии, на которую ориентировались и светские, и духовные деятели: «Фактически украинский политический провод находился в их руках (старая партия, древнерусская партия), которые опирались на церковную иерархию (Антон Петрушевич, Богдан Дидицкий, Владимир Ковальский, Иван Наумович, Теофил Павликов, Яков Головацкий и другие). Это были деятели старшего поколения галицких политиков» ⁴.

 

Единственной оппозиционным срывом «Старой Руси» стала «азбучная война» 1859 года, попытка перевести галицкую русскую (украинский) язык на латинскую азбуку. Инициатором такой реформы был наместник Галичины граф Аґенор Ґолуховський. Причем он решил ввести не польский или немецкий варианты латиницы, а чешский, который разработал филолог Йожеф Ирачек. К этим событиям был причастен и Бы.Дидицкий, который давал Їрачеку практические лекции украинского языка во время докторских студий в Вене. Но затем издал в Вене брошюру «О неудобности латинской азбуки въ русской писменности, розсужденіе Богдана А.Д.» (1859). В конце концов венский правительство отказалось от внедрения латиницы.

 

Богдан Дидицкий (1860)

 

 

Начало 1860-х принес некоторые надежды на демократические реформы и национальное возрождение в Галиции под влиянием распространения творчества Тараса Шевченко.

 

Иван Франко так оценил тот период: «Глубокий раздел среди галицко-русской интеллигенции, который зазначився уже в 30-х годах и немного затемнився в 50-тых годах, раздел на сторонников и противников народного языка в литературе, в 60-х годах с наступлением конституционной эры довольно быстро обостряется и доказывает на протяжении десятилетия к образованию двух отдельных лагерей или партий, древнерусской с выразительным москвофільським оттенком, и народной с выразительным украинофильским оттенком. Кожда партия старается иметь в своих руках органы печати и институты, а также свою репрезентацию в парламентарних делах края и государства, чтобы иметь влияние на упорядочение важнейших национальных и социальных дел, которые настигли, а отчасти и очень наболіли в часах бюрократического правления 50-тых годов. Судя по «Заре галицкой яко альбума» и с первых боро «Слова» (1861-63 г.) можно бы было думать, что оба направления пойдут хоть в чем-то согласно на почве народного языка, и уже польское восстание 1863 г. значительно обострило национальные противенства в Галичине и обострило также противенство между обеими галицко-русскими партиями. Погром польского восстания и начатая российским правительством русифікування и оправославлення подляшских униатов оживили очень царофільські симпатии у галицких москвофилов и были причиной довольно многочисленной эмиграции и апостасии галицкого униатского духовенства к России и к православию» ⁵.

 

Бы.Дидицкий в 1860 году стал редактором популярной газеты «Слово», которая издавалась при финансовой поддержке судебного советника, благодетеля Михаила Качковского (1802-1872). Сначала на страницах «Слова» печатались представители всех направлений Галицкой Руси: старорусинами, москвофилы, народники, украинофилы… Допускался и фонетическое правописание.

 

В частности: «Редактор «Слова» Дидицкий навязал с ним корреспонденцию, перепечатал в своей газете стихи Федьковича брошюры Кобылянского, а получив от автора еще значительный ряд новых стихотворений, издал в 1862 г. довольно богатое собрание его стихов со своим предисловием, в котором очень искренне поздравил новый, щиронародний талант, приравнял его к немецкому Уланда и польского Викентия Поля, и тем положил основание к большой популярности, которой тешилось в Галичине имя Федьковича в течение 60-тых годов» ⁶.

 

Но после поражения Австрии в войне с Пруссией и Италией в 1866 году «Слово» напечатал программную статью «Поглядъ на будучность». Сергей Ефремов писал: «Все это неизбежно вело к большому раздору между галицкими украинцами, что пришлось загадывать наперед, решать свою будущую судьбу и выбирать пути для своего национального существования: раздор впервые заманіфестовано отверто в «Слове” 1866 г. статьей „Поглядъ на будучность”, где категорически заявлено о один, от Карпат до Камчатки, народ, „одинъ языкъ и два выговора”. Правда от этого выступления характер москвофильства не изменился: новые „русскіе” по-старому не знали и знать не хотели настоящего русской жизни и словесности, прихилялись только к официальной России, хотя это не мешало им у себя дома быть найсмирнішими рутенцями и черно-желтыми австрийскими патриотами» ⁷.

 

Дидицкий написал в том году брошюру «В одно время научиться малорусину по великорусски», хотя сам так до конца жизни не научился ни говорить, ни писать «русским языком».

 

Редакцию «Слова» возглавлял Бы.Дидицкий до 1871 года, затем редактором газеты стал Венедикт Площанский. Дидицкий писал с тех пор свой исторический курс «Народная история Руси от начала до новейших времен» (1875), в 1885-1886 гг. редактировал «Литературный сборник» Галицко-русской матицы. Пробовал заниматься активной общественно-политической деятельностью: в 1884-1886 гг. возглавлял политическое общество «Русская рада», в 1884-1889 гг. избирался председателем москвофильского Общества им. М.Качковского, что было создано в противовес «Просвете». В 1885 году издал книжечку «Якъ и кого выбрала Галицкая Русь до Думы державной дня 2. Июня 1885 г.», в которой анализировал и сравнивал итоги выборов 1879 и 1885 годов.

 

Затем отошел от активной деятельности и в 1884-1903 гг. занимал должность библиотекаря Народного Дома во Львове. Ему удалось упорядочить библиотеку, создать ее каталоги, способствовать увеличению фондов.

 

Каменица по вул. Гавришкевича, 2

 

 

Во Львове жил Богдан Дидицкий в начале ХХ века в наружной каменном доме №2 на вул. Стрелецкой (теперь ул. Гавришкевича), неподалеку от Народного Дома.

 

Умер Бы.Дидицкий 19 января 1909 года во Львове, похоронен на поле 72 Лычаковского кладбища в «Братской могілє русских журналистов».

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1 Франко. Южнорусская литература // Собрание сочинений в 50 томах. Т. 41. – К., 1984. – С. 130.

 

2 Дедицкий Бы.А. Своежитьевые записки. – Львовъ, 1906. – Ч. 1. – С. 8.

 

3 Седляр О. Издательское сотрудничество Якова Головацкого и Михаила Качковского // Вестник Львовского ун-ту. Серия книгозн. бібліот. и инф. технол. 2014. Вып. 9. С. 5).

 

⁴ Борчук С. Общественно-культурная и научная деятельность.Шараневича. – Ивано-Франковск, 2009. – С. 31.

 

⁵ Франко. Очерк истории украинско-русской литературы до 1890 г. // Собрание сочинений в 50 томах. Т. 41. – К., 1984. – С. 313.

 

⁶ Там же. – С. 316.

 

⁷ Сергей Ефремов. История украинского писательства. – К., 1995 – С. 348.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика