Новостная лента

Большой Брат идет на закупы

10.04.2016

Алиса не перейдет за обратную сторону зеркала, но ее кредитки скоро перейдут

 

 

Дорогие читатели, виберімся на прогулку

 

Пролог

 

Черный, бронзовый, желтый и серый отражаются друг от друга и переплетаются по всей длине и ширине картины «№ 5, 1948». Творят сотни непонятных констелляций: то почти разворачиваются на крутых поворотах — чтобы в следующее мгновение долго тянуться по прямой. Бегут из пункта А до пункта B, через пункты C, D, E и т.д. Хаос феерии красок на абстрактной картине Джексона Поллока в 2005 году достиг $140 млн. Картина несколько лет была самой дорогой в мире.

 

Эта абстракция сейчас творится.

 

Если «№ 5,1948» нанести на земной шар — а особенно на Европу и Северную Америку — мы бы получили цифровую картину человечества. Черный, бронзовый, желтый — это разные радиоволны — беспроводные интернетовские сообщения, Bluetooth, GPS. Над нашими головами кружат миллиарды данных: посты на Facebook, снимки на Instagram, мейлы, ньюси на интернетовских сайтах, результаты поиска в Google. Часть этого движения полностью зашифрована — это может быть черное, часть только теоретически, как мейлы в некоторых провайдеров электронной почты — пусть это будет бронзом, а часть — здесь подходит желтый — видимая каждому.

 

Серый — это человеческая масса, дома, машины, улицы. С высоты полета цифрового птицы едва видимая, где-то в фоне.

 

Но очень, очень важна. Океан данных, которые мы ґенеруємо благодаря общедоступном (через распространенный wi-fi и трансмиссию данных сотовыми телефонами) интернета и тысячам (на первый взгляд) бесплатных инструментов в качестве бесплатных аппликаций, попадает к людям, которые используют его, чтобы облегчить себе, но и нам — продажу своих продуктов.

 

Интернет-маркетинґ — это очень общее понятие. Есть в нем банальный спам и изящные инструменты, благодаря которым продавец в магазине знает наше имя, даже если мы зашли в него впервые. Сколько специалистов, столько определений. Но различные исследования об этой категории оценивают, что она стоит значительно дороже знаменитую картину Джексона Поллока — десятки миллиардов долларов.

 

Остановка И

Париж

 

Неожиданно должен оборвать свой отпуск во Франции. Поэтому вияснюєш цены билетов на компьютере знакомая, которая использует его, чтобы смотреть фильмы, слушать музыку, сидеть в фейсбуке, получать мейлы и делать покупки в сети. Самое выгодное авиасообщение Париж — Варшава стоит 800 зл. Но твой коллега из Варшавы говорит, что у него за это самое сообщение показывает лишь 650 зл. Невозможно?

 

Коллега ищет билета для тебя на смартфоне, с которого только лишь высылает СМС-ы и звонит. Этот телефон не собирает о нем почти никаких данных. Авиалинии не могут оценить насколько груб его полярес, поэтому показывает стандартные расценки за сообщение. Цена на компьютере французской коллега выше, потому что она делает на своем компьютере все. Авиалинии знают ее покупательскую историю, посещаемые сайты и личные данные и знают, что девушка располагает значительными суммами.

 

Наш компьютер, таблет, смартфон — это кладезь ценных знаний. Тем большая, чем больше функций мы выполняем на одном устройстве. Помните окошко с информацией о файлах cookies, что выскакивает на каждом сайте? «Фирма X и ее контрагенты употребляют cookies и подобные технологии в т.ч. в рекламных, статистических и сервисных целях «. Ну, собственно. Это потому фирмы знают о нас так много и дифференцируют цену той самой услуги или товара для разных людей.

 

Остановка II

Аэродром Шарля де Ґоля

 

Прерванный отпуск есть досадная вещь, но работодатель вызывает. До отлета еще два часа; хорошо бы было убить время, листая фейсбук. Еще до середины июня в Евросоюзе сотовый интернет за рубежом на цену золота, поэтому ты выбираешь wi-fi сеть аэропорта.

 

Поздравление неожиданность — ты можешь выиграть смартфон! Достаточно заполнить несколько рубрик о себе: имя, фамилия, возраст, пол, страна, мейлова адрес; заинтересованность. Клікаєш «далее». Теперь ты уже можешь свободно серфінґувати даром.

 

Или, по крайней мере, так тебе кажется. Представь себе, что каждый человек со смартфоном в руке, мимо которых ты как раз проходишь в аэропорту, имеет на лбу приклеенную карточку. А на ней: имя, фамилия, возраст, пол, страна, мейлова адрес, заинтересованность. Ты являешься одним из этих лиц, ты отдал свою идентичность оператору wi-fi-сети аэропорта. В обмен на шанс — один из нескольких сотен тысяч — выиграть смартфон.

 

Сети wi-fi в аэропортах обслуживают внешние фирмы. Сотрудничество выглядит так: аэропорт имеет сеть, а внешняя фирма — маркетинговых инструменты. Она устанавливает их в этой сети и когда ты серфінґуєш, они подсовывают тебе продукты, что соответствуют твоим интересам и позиции. Когда клікаєш, а еще лучше, когда ты купишь этот продукт, владелец инструмента получает комиссионные и делится ими с владельцем сети.

 

Каждый смартфон, а точнее встроенная в него карта wi-fi имеет свой уникальный номер MAC [Media Access Control]. Каждая SIM-карта имеет свой уникальный номер IMSI [International Mobile Subscriber Identity]. Теперь твой телефон имеет приписанный к одному из этих номеров специальный идентификатор, предоставленный рекламной сетью. Как только в следующий раз ты зарегистрируешься к wi-fi в аэропорту, фирма будет знать, что ты —это ты, и покажет тебе очередную рекламу — приспособленную к твоих интересов и того, какие сайты ты посещаешь.

 

Имеешь это в носу, потому что не собираешься в ближайшее время на Шарль де Ґоль? Не вредит. Фирмы, что «занимаются» wi-fi сетями, в аэропортах часто имеют под свои крылом также и сети кафе, автозаправок, вокзалов. Сотни, если не тысячи локаций. Когда ты зарегистрируешься в сети в своем любимом баре, не исключено, что его wi-fi обслуживает та же фирма. И она будет знать, что владелец телефона из парижского аэропорта это та самая особа, которая теперь хлещет крафтове пиво в баре на варшавском Повіслю.

 

Остановка III

Варшава, такси

 

Ты приземлился на Окенцю, берешь такси. Включаешь Google Maps, чтобы убедиться, что вы едете кратчайшим маршрутом. По дороге серфінґуєш в сети. Ты не пользуешься для этого браузером Chrome, потому что знаешь, что он принадлежит Гугла и интернетовский гигант собирал бы тогда о тебе еще больше данных.

 

Поэтому ты используешь другой браузер и пристально пильнуєш, чтобы заглядывая в YouTube или в магазин приложений не регистрироваться в своем аккаунте в Gmail. Ты знаешь, что если бы это сделал, то владелец этого сервиса — опять Google — знал бы не только то, что ты осматриваешь на YouTube, который ему и принадлежит, но также имел доступ к истории всех посещаемых тобой сайтов.

 

Хитро? Не слишком. Ты так и не освободился от ока Большого Брата. Тысячи фирм и учреждений используют на своих сайтах Гугл-инструмент. Многие из них, чтобы облегчить жизнь себе и посетителям, встроили в свои сайты механизмы поисковой системы Гугла. Огромное количество сайтов также использует бесплатный, встроенный в сайт Google Analytics, что позволяет считать посещаемость на сайте. Благодаря этому гигант из Кремниевой Долины все время имеет своего шпиона, который с помощью так называемых third party cookies неутомимо наблюдает за тобой. Может не всегда знает твое имя, но понимает, что собственно ты поробляєш в виртуальном мире.

 

Поэтому потом на твоем спортивном сайте или сайте газеты, твоей почты, книжного магазина, билетного сервиса, а даже на страничке музея, который планируешь посетить, показывает рекламу, очень хорошо плотно прилегающую к твоих интересов, последних путешествий, покупок и поисков. Ты искал дешевый отель на Канарах? Не пройдет и минуты, как на следующем сайте ты увидишь рекламу дешевых сочетаний именно в этом направлении.

 

Именно поэтому время от времени политики поднимают скандал в сети, что круг статьи о Иоанна Павла II им показывают рекламу сайтов с эротическим бельем. Они проклинают Google, но сами себе виноваты — автомат подсунул им рекламу, связанную с тем, что они чаще всего смотрят в сети.

 

И чтобы не говорили, что кто-то здесь нарушает закон — на это все мы сами согласились, кликая «да, я согласен», когда сайт вываливает нам на пол экрана вопрос о согласии о cookies-файлов.

 

И чтобы не говорили, что только Google является злым дядей — очень подобными механизмами пользуется и Facebook и другие интернет-браузеры, как и разные сети онлайн-рекламы.

 

Чтобы понять, как дорого стоят все эти данные, достаточно взглянуть на результаты самого Гугла. Квартальные доходы с показа рекламы уже выносят более $20 млрд. Могущество так собираемых данных метко и кратко прокомментировала моя редакционная знакомая: „ни Один из моих бывших не знал обо мне столько, как Google“.

 

Остановка IV

Прогулка торговым центром

 

Помнишь аэропорт, по которому ты ходил с карточкой на лбу? В торговом центре ты имеешь не только карточку, но еще мегафон в руках, через который ежеминутно ты викрикуєш информацию о самом себе.

 

То, что включти GPS в смартфоне —не самая лучшая идея, разве уже каждый знает. Большинство приложений, которые ты используешь, теоретически являются бесплатными. Кликая всевозможные согласия во время их установки, ты не обращаешь внимания на то, что акцептуєш также и мониторинг с помощью GPS. Другими словами — ты согласен, чтобы кто-то, и то не один, следил, где ты есть в данном моменте и куда перемещаешься.

 

Теперь уже не удивляйся, когда в торговом центре ты проходишь мимо магазина с нарядами, в твоей жены выскакивает реклама: «Наряд на 50% дешевле — только сегодня!» Да-да, твоей жене, не тебе. Рекламодатели ловкие. Знают, что мужчины редко отвлекают себе голову такими вещами как элегантна одежда. Об их гардероб заботятся скорее партнерши.

 

Но откуда рекламодатель знает, на каком смартфоне эту рекламу показать? Потому что твоя жена также пользуется различными аппликациями. И также автоматически кликает «согласен» при акцептировании правил. А в них и кроется согласие на: знать ее возраст (ведь она заполнила эту графу на фейсбуке), ее GPS-трассы (как все, она имеет включены карты в смартфоне), интересы (известно, какие сайты посещает) и дружеские и родственные связи (опять фейсбук, а если нет — то банальный анализ частоты коммуникаций)и.

 

Но кто конкретно собирает эти данные? Французский магазин товаров гигиены? Итальянский портной? Международная книжный магазин? Нет. Таким образом данные собирают специализированные рекламные сети, имеющие соглашения одновременно и с рекламодателями — магазинами товаров гигиены, портными и книжными магазинами, — и с владельцами сайтов и аппликаций. В этих последних имеют пришпилены вкладки, показывающие рекламу. И, как уже было сказано, благодаря согласию на «пирожные» [cookies] имеют информацию о сотнях тысяч человек.

 

Зарабатывают все. Владельцы сайтов и аппликаций — потому что открывают доступ к рекламной площади. Рекламодатели — потому пользователь, если не этот, то следующий, клікне на рекламе или зайдет в магазин и что-то купит. Рекламная сеть — ибо берет комиссионные за охват всей этой системы. Ты также зарабатываешь — потому что реклама спрофилирована под тебя и порой ты действительно можешь что-то купить немного дешевое, пользуясь оказией.

 

Но даже если ты используешь телефон только для смс и звонков и как огня боишься GPS, то все равно даешь возможность подойти к тебе. Достаточно того, что порой ты что-то проверишь в сети — а ты, как и каждый, проверишь — а одновременно возьмешь в каком-то магазине карточку лояльности. Тогда магазин не только знает твои интересы — смотри выше — но также и твое имя, фамилию и домашний адрес.

 

Здесь не очень веселая история. В 2012 году один американец устроил скандал сети магазинов Target. Имел претензии, что она выслала брошюру с рекламой аксессуаров для младенцев на мейл его 17-летней дочери. «Она еще учится в школе, а вы вдруг посылаете ей купоны скидок на одежду и детские аксессуары. Хотите ее запихнуть в пеленки»? — горячился мужчина. Через несколько дней должен был цофнути. «Папа, станешь дедушкой» — может и не так, но девушка признала, что действительно есть при надежды. Сеть знала это раньше родителей, потому что видела, какие предложения пересматривает несовершеннолетняя владелица карты лояльности.

 

Остановка V

Магазин в торговом центре

 

Тарґетування, персонализация, геолокализация — об этом все проницательные потребители уже знают. Но настоящая научная фантастика только начинается.

 

Ты проходишь возле магазина сети одежды X. Здесь тебя «перенимают» следующие системы. Благодаря wi-fi сенсорам— на базе MAC-адресов сетевой карты в твоем смартфоне — магазин X знает, что ты уже под его дверью. То ничего, что торговую галерею только что открыли, и ты здесь первый раз в жизни. Ведь ты записался в программу лояльности X, когда просматривал их предложение или просто попал на их сайт, случайно кликнув рекламный баннер. Сеть сразу тебя заметила и начала контролировать. Теперь уже есть твои данные, знает, кем ты есть, имеешь покупательские преференции, какие сайты посещал, что в последнее время покупал.

 

Если каким-то чудесным образом магазин X не знает твоего пола, то есть уже и на это методы — распознавание лиц камерами у входа или возле кассы. «А где защита личных данных!?» — закричишь ты в этом месте, и будешь прав. Учитывая защиту приватности все больше стран запрещает идентификацию клиентов за лицом.

 

Поэтому Cisco, одна из крупнейших IT-фирм в мире, как раз и создала технологию распознавания пола клиента по… в какой обуви он/она пришел/пришла.

 

Это не конец. X — что пользуется программным обеспечением, предлагаемым IT-фирмами, — знает, в каком его стационарном магазине ты был, сколько провел там времени, что и за сколько купил. Благодаря этому знает также, кому предложить скидки, а кто склонен платить больше. Благодаря сенсорам wi-fi и біконам — миниатюрным Bluetooth передавачам, что устанавливаются на любых объектах и действуют на расстоянии нескольких метров, — X знает, что его клиент проходит возле магазина, даже если не входит внутрь. Все эти данные циркулируют в реальном времени, поэтому система может указать продавщице, чтобы выбежала и поздравила перед дверью блондина, который — как видит благодаря камере монито ринга на экране своего компьютера — направляется в сторону ее магазина «цинамоновим пассажем.»

 

А когда уже тебя затянет внутрь, то магазин выигрывает, даже если в этот раз ты ничего не купишь. Ибо благодаря бікону видит, куда «идет» твой телефон, точно может воспроизвести твой маршрут между полками, в неведении, у которых штанов ты приостановился — и в следующий раз лучше подберет предложение.

 

Однако ты что-то купил. И снова тебя имеют, потому что, априори, заплатил платежной картой. X может ее совместить с уникальным адресом ID твоего телефона, который тебе приписал. Теперь уже может строить твою покупательскую историю на серио. Проверит, в которых wi-fi сетях делает запросы твой телефон, значит будет знать, чаще ты находишься в варшавском Виланове, краковской Новой Гуте или в центре Кельце. Очевидно, X не знает твоего адреса. Но поскольку смартфон первым образом пробует подыскать именно эту конкретную wi-fi сеть, то это значит, что ты часто бываешь у нее. Итак: или живешь в этом районе, или работаешь.

 

Теперь уже не удивляйся, когда во время отпуска ты в острой необходимости забіжиш до местного торгового центра, и вдруг из магазина X выбежит продавщица. На этот раз уже с конкретной, теплой предложением: «Здравствуйте, господин Новак, месяц назад мы имели удовольствие принимать Вас в нашем магазине в Бемово, а неделю назад Вы искали в нашей сети мужские рубашки, то может хотите одну из них примерить?» Ведь ты имеешь карточку на лбу и мегафон в руках.

 

Остановка VI

Спацер к дому

 

Ты идешь по улице, холодная, дождливая послеобеденная пора. Обходишь банк, у дверей которого стоит подсвеченная тумба с объявлениями. Однако на ней не будут показывать универсальные слайды о дешевый заем для улыбающейся анонимной семьи. Как только ты приблизился, афиша начинает показывать прекрасную — но не фривольно — женщину, которая презентует тебе оферту в уютной комнате.

 

Так действует интерактивное зеркало. Падает дождь, значит машина не презентует тебе отдых на солнечном пляже. Ты мужем — зеркало розпізнало это благодаря идентификации характерных черт твоего лица —итак оферту тебе представляет прекрасная женщина. Но ты уставший, в твоей голове только ужин и удобный диван, поэтому женщина не может быть одета фривольно. Модель пригласит тебя в помещение банка на глоток кофе. А там так же стильная ассистентка представит тебе уникальную к тебе персонализированную предложение.

 

Это не сцена из научно-фантастического фильма. Такие люстра — хотя необязательно с собственно такими сценарию — появились аккурат перед некоторыми представительствами Alior Bank в Польше.

 

Это наверное банально, но меня інтриґує «Крик» Эдварда Мунка. Інтриґував он также и Яцека Е.качмарским. Совсем менее банально, ибо заінспірований ним он написал песню: «Кем является этот человек, что непрерывно идет за мной?/ Глаза ее закрыты, а видит ими все!/ Знаю, что он знает, что я страшно его боюсь./ Знаю, что что-то говорит, но я заткнула свои уши!» Эта строфа идеально передает реакцию лиц, которым я впервые рассказываю о том, как торговые и IT-фирмы нас выслеживают.

 

А между тем речь не идет о том, чтобы шокировать и пугать. Речь идет об осознании. На все упомянутые процессы мы сами согласились, кликая различные согласия и акцептование правил и пользуясь с десятком цифровых выгод — аппликациями, публичными сетями wi-fi, картами, мейловими сервисами, предоставляемые частными фирмами. Все это бесплатно только в теории. Цене, которую мы платим, есть наши данные. Мы отдаем крупным фирмам почти всю информацию о себе. Взамен мы получаем сообщения о рекламы, скидки и специальные предложения. И — внимание! — это не должно быть как в сухую землю. Часто это действительно предложение, пошита на нашу мерку.

 

Также я сразу успокою: незачем сокрушаться тем, что какой-то магазин или IT-фирма знают нашу фамилию. Гиганты, которые распоряжаются таким множеством данных, смотрят на нас из перспективы космоса. Для них мы только капелькой в океане. Одним, маленьким строкой в программе, что аґрегує данные сотен миллионов человек. Анонимным пунктом, брошенным с миллионами других пунктов к мешку с надписью: «Те, которые любят джинсовые брюки». Или: «Мужчины, которые хотят признаться в любви, поэтому им можно подсунуть рекламу обручальных колец». Или: «Женщины, что худеют, которые априори радостью воспользуются предложением подбора фит-диеты «.

 

Но действительно, вкурвити может само осознание, что кто-то регистрирует нашу жизнь. Даже если это безразличный, анонимный алгоритм. Можно ли себя защитить от такого слежения?

 

В общем, можно перестать пользоваться бесплатными услугами, такими как Google или почтовые сервисы разных поставщиков. Можно отказаться от карт лояльности. Можно отключить все интернет-соединения в телефоне. И отменить фейбучний аккаунт.

 

Или — то уже ультрарадикальна версия — почти перестать пользоваться смартфоном и ноутбуком. А уж точно не брать телефон на закупы или на встречи со знакомыми в кафе. Но это будет довольно трудно, правда?

 

Jakub Wątor
Wielki Brat idzie na zakupy
Gazeta Wyborcza, 8.04.2017
Перевод О.Д.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика