Новостная лента

Был ли Сатана в Сатанове?

01.11.2015

 

В последние годы (или уже десятилетия?) приобрело у нас популярность – особенно среди молодежи – “их” экзотическое праздник Хэллоуин. Поборники отечественных традиций и традиционной морали по этому поводу любят попенять: мол, то едва не “сатанизм”, ибо там перебираются на чертей и ведьм, а ревностным христианам этого делать не приходится… да И не наше оно. Наше – это календарь, Купала, Андрея, Святой Николай, Маланка и вертеп с колядками. Хотя – ради справедливости – ревнители отечественных традиций и нравственности имели бы вспомнить, что среди ведущих персонажей украинского вертепа есть… черт и смерть.

 

Исторический центр Сатанова. Внизу видно верхушку городских ворот, на горе – оборонная синагога (как ворота, так и синагога возведены в XVI веке)

 

 

Если же хорошо покопаться в истории, то окажется что Хэллоуин где таки наш, а что уже истинные галичане, то те вообще должны его праздновать, как стой.

 

Праздник Хэллоуин, напомним, развилось в англо-саксонском мире, приобретя канонической совершенства (карнавальное переборки, тыквы, веселые вечеринки и др) в США. Но корни этой традиции – кельтские. Кельты же довольно сильно повлияли на этногенез украинцев. Даже само название «Галичина», как считают некоторые ученые, происходит от галлов, то есть, от тех самых кельтов! Кельтскими могут быть даже такие сакральные для украинца слова, как “Брага” и “Сало”. Поэтому ничто кельтское нам не чуждо. В том числе и Хэллоуин.

 

Чтобы не пасти задних в приобщении к наших кельтских корней, мы решили тоже что-то посвятить Хэллоуину. Конечно, информационно, а не тыквами. Выбирать тему, чтобы она была достаточно зловещим и потусторонним, долго не пришлось. Кто же не помнит едва ли не самого известного в Украине дороговказа “Сатанов-Чортков”? (Соперничать с ним по популярности может разве что щит с надписью «село Деньги»).

 

 

О происхождении ойконіму мы подробно рассказывали в статье, посвященной истории этого удивительного города. А вот тема Сатанова и того, каким углом (или копытом) нечистый причастен к симпатичному надзбручанського городка, осталась нераскрытой. Поэтому накануне Хэллоуина это безобразие должны ликвидировать. Читайте и ужасайтесь!

 

 

Как римляне над Збручем советовались

 

 

За самой экзотической гипотезой, в ойконімі “Сатанов” прослеживается древнеримский следует. Эту легенду еще в середине XIX века записал священник из села Глядки Проскуровского уезда протоиерей Михаил Орловский. Итак, коротко ее суть:

 

Рассказывают, что, захватив Дакию, легионы императора Траяна не остановились. Они перешли Днестр и расположились на берегу Збруча. Именно там, где ныне стоит Сатанов, состоялся большой военный совет, на котором леґат Тонилий якобы спросил своих воинов: «Sat an non?» («Достаточно или нет?»). Легионеры, которым давно осточертело носиться по лесам за осоружними варварами, конечно же, завопили: «Sat! Sat!» («Довольно! Довольно!»).

 

Денарий римского императора Антония Пия (правил в 138-161 гг. н. е.), найден близ Сатанова

 

 

Тонилий не настаивал (ему тоже не терпелось вернуться в солнечную Италию). Итак, и остановились римляне. На границе завоеванных земель легионеры насыпали длинный вал и назвали его в честь императора Трояновим, а место, где состоялось историческое совещание, получившее имя Satannon…

 

Поклонники этой версии ссылаются на Троянов вал, что действительно проходит окрестностями Сатанова, и многочисленные находки римских монет. Самые отъявленные «романофіли» утверждают, что и «круглая» башня місцевоого замка – тоже дело рук воинственных потомков Ромула.

 

Круглую башню сатановского замка некоторые умники тоже приписывают римлянам. На самом деле ее возвели только где-то в XV ст.

 

 

“Римская” версия не выдерживает никакой критики: легионеров над Збручем никогда не было (разве что какого-то пленного судьба забросила), а древний Троянов вал, скорее всего, носит имя римского императора ТрАяна, а мифического предка славян – ТрОяна (помните: «Были века Трояновы…»?). На самом деле его насыпали местные земледельческие племена еще где VI вв. к н. е. для защиты от кочевых скифов, инвазия которых на поприще современного Подолья приходится именно на это время. Тогда на берегах Тибра вместо Вечного Города стояло лишь небольшое село.

 

Что же до римских монет, то они – лишь свидетельство определенных отношений местных «варваров» с Римской империей (пограничной торговли с ней и грабительских набегов на его земли).

 

“Римская” версия была впервые опубликована в 3-м числе «Подольскихъ епархіальныхъ вѣдомостей» за 1862 год. Но еще тогда редакция в ремарке отметила, что эта версия является более остроумной, чем верной. Очевидно развлекся какой-то знаток латыни. Но тот “вброс” удался на все 100%, потому и до сих пор местные гиды “втирают” доверчивым туристам о никогда не существовавших леґата Тонилия…

 

 

Татары и турки

 

 

Среди современных сатанівчан более популярны турецко-татарские версии происхождения “дьявольского” топонима. Одну такую легенду в своей книге «Сатанов. Исторический очерк» (Хмельницкий, 1991) привел местный краевед Владимир Соха. Мол, когда в древности турки решили захватить город, то его хитрые защитники заманили врага в глушь и долго водили лесами и оврагами, пока янычарам это надоело и они ушли.

 

«Сатана» (проклятое место) – так якобы обозвали эту местность турки, заявив, что лесами и болотами их водила нечистая сила.

 

Такими оврагами и зарослями хитрые подоляне якобы водили наивных турок.

 

 

Байка, хоть и приятная для слушателей – мол, как круто «наши» когда-то обманули «их», но тоже фантастическая. Турки появились у стен города только во второй половине XVII века, когда Сатанов давно был Сетеновым. Так же невозможно поверить, что осмари ямали проблемы с картами и разведкой. Последнее подтверждает факт, что 1679 года янычары успешно захватили городок.

 

По самой распространенной же легенде, имя Сатаны городу дали татары, которые якобы так и не смогли преодолеть его мощных укреплений. Версия на первый взгляд небезосновательно. Остатки городских укреплений Сатанова и сейчас вызывают уважение. Но для татар, которые не раз захватывали и разоряли город, они никогда не были такой уж непреодолимой преградой, чтобы обзывать их «сатанинскими».

 

Остатки сатановских укреплений и до сих пор вызывают уважение.

 

 

Еще одну интересную «турецко-татарскую» версию рассказал автору местный житель Юрий Кошалко:

 

«Вот когда турки ворвались в наш город, то очень удивились. Жителей в нем они не нашли. Никого! Пустой город стоял… Вот они и подумали, что их Сатана забрал. На самом деле все люди бежали через подземні ходы. У нас их много… Есть такие, что на телеге проехать можно. Есть даже подземелья в три этаже. Сам видел!.. Пацаном с друзьями лазили в подземний ход монастыря. Долго шли… Так в одном месте слышно, как над головами Збруч течет! А раньше ходы были до самого Каменца-Подольского и даже Хотинской крепости…»

 

Действительно, подземных ходов в Сатанове – как дыр в хорошем сыре. Во многих антикварных погребах (ХVII-XVIII вв. ст., кстати!), используемых местными жителями для хранения припасов, даже видно замурованы или завалены проходы в систему сатановских подземелий.

 

Вот такой подвал можно увидеть в Сатанове под одной из деревенских хижин. Специалисты относят его к XVII ст. Видно завален проход в систему подземных ходов (фотография – Александр Волков)

 

 

Но и это – лишь красивая байка. Особенно радует история про подземный ход до Хотина. Интересно, как его провели под Днестром?

 

 

Жадные монахи

 

 

Сатановский (и в то же время Свято-Троицкий) монастырь.

 

 

По другой легенде, название «Сатанов» якобы придумали монахи соседнего монастыря. Мол, в древности обитель вела долгий спор с маґістратом за земельные владения. Вот церковники сердцах и прицепили “конкурентам” такое страшное прозвище.

 

Эта версия тоже из области ненаучной фантастики. Когда город Сатанив только зарождалось, монастырь тоже был в зачаточном состоянии, и делить соседям не было. Основные споры монахов с маґістратом приходятся на XVIII век, когда святые отцы и отцы города никак не могли поделить спорную корчму. За этот абсолютно не богоугоден, но весьма прибыльный заведение и спорили. Неизвестно, как именно монастырские проклинали маґістратських, но название «Сатанов» тогда уже давно была.

 

Сатановский монастырь. Под горой течет Збруч.

 

Гелловінська ремарка. В местном монастыре есть собственная призрак. Поговаривают, что полуразрушенными коридорами центрального корпуса и до сих пор блуждает душа несчастного монаха Филимона Вітошинського. В середине XVIII века Орден Св. Василия Великого, которому в то время принадлежал монастырь, выбрала Сатанов как место отбывания наказания братьев, за грехи осужденных к “погребение заживо”. Конечно, никто никого, как в фильмах ужасов, в гробу в землю не закапывал. То было символическое захоронение людей от мира. Человека сели в специальной келье, вход в которую замуровывали. Оставляли лишь окошко, через которое подавали еду и воду. Это было не лучше реальное погребение заживо. Человек медленно умирала годами. Первым и последним “заживо похороненным” стал некий Филимон Витошинский. Пока точно неизвестно, в чем была его вина. В хрониках монастыря о нем лишь сказано, что он был “неисправимым”.

 

 

И мудрые волхвы

 

 

Из «церковных» версий более вероятна «языческая».

 

По тому, как Владимир Великий прогнал волхвов из Киева, они осели именно здесь, на берегах Збруча и создали религиозно-политическую формацию, известную как “Збручанский культовый центр”. В близлежащих горах до сих пор сохранились поросшие лесом валы древних священных городищ. Именно из этих краев родом знаменитый Збручанский идол – самое известное изображение славянского божества. Языческий островок здесь сохранялся даже после нашествия орд Батыя, а тайные требы древним богам правились еще в начале XVII века!

 

Валы древнего Звенигорода – одного из священных городищ Збручанского культового центра

 

 

Христианские князья откровенно закрывали глаза на языческую вольницу. Среди объяснений этого феномена есть и такое. Мол, священные городища сохранялись здесь не просто так. Все они расположены у целебных источников, и лишь волхвы обладали исконными методиками лечения этой минералкой. Князья же и бояре тоже болели…

 

Эти горы вокруг Сатанова стали последним пристанищем для язычников

 

Все связанное с древними богами Церковь считала «сатанинским». Так и появилась эта «нечистая» название – Сатанов. Эта версия происхождения топонима – одна из самых вероятных.

 

Есть еще одно оригинальное объяснение, которое связывает название Сатанов с древними волхвами и местной целебной водой. Оно популярно среди современных неоязычествующихе. Мол, санскритом (якобы священным языком волхвов) святая вода звучит как «Сата-Нава».

 

 

Всем виноваты молдаване?

 

 

Наконец, последняя (тоже достаточно вероятна) версия. Здесь нет никакой романтики или мистики. За ней, Сатанов – то просто большое село. Или же, «Новое село». И этим названием он обязан молдаванам. Потому молдавскими «сату» — это и есть большое село. Ну, а «сату ноу» — соответственно, «новое село».

 

Верхняя часть городка до недавнего времени называлась “Валахия”

 

 

В Молдавии от Сатанова не так уж и далеко, поэтому не исключено, что первыми жителями города были переселенцы или беженцы из-за Днестра. О молдавской присутствие свидетельствует и топонимика самого поселка – его верхняя часть еще в начале ХХ века имела неформальное название «Валахия» (волохами в Украине часто называли молдаван). Поэтому никакой тебе уникальной мистической названия в честь нечистого, а банальные «Новоселки», которых полно на карте Украины.

 

Запруда сатановских мельниц – улюблне место «проживания» мавок, водяных и водяных чертей

 

 

Стоит также отметить, что в самой первой письменной упоминании (1404) название города записана как Schathanów (Шатанув). Но в польском документе от 1564 году город уже упоминается как Szatanów. И тут всплывает «дьявольский» корень (на польском szatan – Сатана).

 

Гелловінська ремарка. Известно, что «нечистая сила» очень любит мельницы и мельничные запруды. В Сатанове таких аж два: один – действующий, другой – заброшен. Заброшенный, заметим, хоть и стоит на галицком берегу, в селе Калагаровка, но со сатанівським общую дамбу, поэтому тоже может считаться “сатанівським”. Если для всевозможной нечисти даже на обычной мельнице, как медом помазан, то что делается на Хеллоуин в САТАНОВСКИХ мельницах – страшно и представить!

 

Заброшенный (калагарівський) мельница возле Сатанова. Не ходите туда на Хэллоуин!!!

 

 

Что же касается топонимики Сатанова и того, какая же из перечисленных версий правильная – откровенно признаемся: историки и филологи до сих пор не пришли к согласию, откуда взялся таинственный топоним. Поэтому, что на самом деле означает название Сатанов и как она возникла, – черт его знает!

 

Сатановский мельница. XIX века.

 

 

 

Фотографии автора

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика