Новостная лента

Carlos López: «Letters From København»

30.11.2015

Отличительная черта «Джаз Без» в том, что он нередко дает повод для составления новых международных проектов, или представляет проекты, которые создавались как будто специально для него. Один из них – это испанско-шведско-польский квинтет Карлоса Лопеса, который посетители Львовской филармонии увидят уже в первый день фестиваля.

 

 

Лидер проекта, испанский барабанщик Карлос Лопес, уже десять лет ведет сольную карьеру. За это время организовал несколько бэндов и успел записать пока что четыре авторских альбома. Первые два – со своим квартетом CLQ (то есть Квартет Карлоса Лопеса) в 2006 и 2007 годах. Позже Лопес организовал еще один интересный и своеобразный музыкальный проект с довольно красноречивым, нагруженной смыслами названием Last Minute Experience, с которым в 2012 выпустил альбом под не менее выразительным титулом Low Cost Generation. Своеобразие музыки «ценителей последней минуты» в сочетании джаза, фанка, acid jazz, клубной музыки и рэпа. Впрочем, иногда это напоминает некоторые эксперименты Майлза Дэвиса (прежде всего, альбом Doo-Bop). Проект, вероятно, направлен на определенную аудиторию, однако самое интересное начинается тогда, когда происходит переход от рэпа к скэта и джазовой импровизации.

 

 

Последний альбом и проект Лопеса, который, собственно, и должен быть представлен аудитории «Джаз Без», имеет название Letters from København (Письма из Копенгагена, ESP-SWE-POL), и, судя по его рекламного представления в тубе, тяготеет к straight ahead jazz. При этом особенно заслуживает внимания, по моему мнению, то, что здесь соединились очень разные за музыкальными предпочтениями музыканты.

 

Еще один представитель испанского джаза трубач Натанаел Рамос, творческая жизнь которого происходит между Испанией и Амстердамом, похоже, отдает предпочтение игре в больших складах. Несмотря на свой относительно молодой возраст (28 лет) он уже принял участие в записи, по крайней мере, около полтора десятка альбомов с разными исполнителями, группами и оркестрами.

 

Собственных проектов у него два: квартет и нонет ‘La Banda del Solar’, то есть, вероятно, «Солнечный бэнд». Не знаю, какую музыку любят на Канарских островах, откуда происходит Рамос, но возглавляемый им бенд играет латынь афрокубинського характера, а своими вдохновителями «солнечные ребята» считают таких известных музыкантов, как Луис Пердомо, Мария Шнайдер, Мигель Зенон, Гонзало Рубалькаба. Со своей группой Рамос записал пока один альбом, который, пожалуй, и можно считать в определенной степени его единственным авторским. Поэтому, судя из этого, личный вкус Рамоса склоняется к «горячей» музыки, в которой его манера игры взрываемости и темпераментом напоминает – что вполне логично – Артуро Сандоваля. Хоть, правда, Рамос, кажется, не стремится удивлять виртуозностью, сногсшибательными вариациями и игрой в высоком регистре. Зато в других составах он скорее предстает лириком, предпочитает прохладном, иногда даже несколько анемичном звука. Его труба звучит скорее как флюгельгорн и напоминает Винтона Марсаліса (в его лирической ипостаси) или же Тела Бренера.

 

Еще один земляк лидера, испанский пианист Ксан Кампос, весьма опытный музыкант. Возглавляемое им трио выпустило три альбома, и еще в по крайней мере семи альбомах других музыкантов и групп Кампос участвовал как сайдмен. Пианист любит погружаться в психоделические настроения, которые умело нагнетает с помощью повторяющихся музыкальных фраз. Определенная мелодическая однообразие не свидетельствует о бедности музыкальной речи. В импровизациях Кампос любит сложные гармонии, которые, кажется, вдохновляются образцами классической музыки.

 

Шведский басист Джоэл Іллерхаґ, очевидно. музыкант с очень высоким техническим уровнем, который демонстрирует мастерское владение своим инструментом, четкое и мощное звуковидобуванням. Кстати, он использует не обычный контрабас, а, похоже, его определенную усовершенствованную версию, которая имеет двадцать шесть дополнительных струн для резонирование и носит название базантар (Bazantar). Он был изобретен в ‘90-х и, пожалуй, встречается очень нечасто, по крайней мере Джоэл свой инструмент изготовил сам. По его мнению, дополнительные струны позволяют достигать звучания оркестра.

 

Кажется, музыка для Джоэла в значительной степени направлена в сферу духовных переживаний. При таком внимании к инструментального стороны дела, единственный собственный проект шведского музыканта – это небольшой женский хор, поющий в сопровождении только контрабаса. Формат, который придает инструменту чрезвычайной важности, но одновременно исключает посягательство на виртуозность и самовыражения. В сольном исполнительстве Іллерхаґа слышно скандинавскую фантазию, где легко сочетаются разнообразные элементы фолка от скандинавских до восточных традиций, а стихия фолка, в свою очередь, находится в гармонии со стихией барокко. Несмотря на значительный исполнительский опыт, первый авторский альбом Іллерхаґа с записями упомянутого хора должен выйти в следующем году.

 

Еще один солист группы польский саксофонист Мацей Конджела, что уже семь лет живет в Копенгагене и выступает преимущественно в Скандинавии. Одним из крупнейших его успехов была премия на фестивале «Джаз над Одрой» в 2011 году. Год назад Канджела создал совместный проект с Натанаелом Рамосом, который успешно выступал в Польше. Поэтому вполне возможно, что именно этот союз был одной из «точек сборки» для нынешнего квинтета. Несмотря на активную концертную жизнь, есть сведения лишь о один авторский проект Мацея с вполне уместным названием для музыканта, который характеризует себя как гражданина мира, – The Taste of the World. Музыкальные предпочтения польского саксофониста находятся преимущественно в плоскости авангарда, граничащий с пост-бопом или фьюжн, но иногда обращаются в сторону польского фольклора. Нетривиальный диапазон поисков. И никакого намека на однообразие. Из участников бэнда Конджела отличается мощной экспрессии и в то же время рефлексивністю, вкусом к усложнению музыкального языка, смешение элементов различных стилей и содержательной насыщенностью музыки.

 

Итак, в квинтете Карлоса Лопеса объединились музыканты настолько разные по своими музыкальными наклонностями, что сам факт их сочетание создает немалую интригу. Альбом «Письма с Копенгагену» вполне мог бы иметь название «Встреча».

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика