Новостная лента

«Чеч»: genius loci

02.03.2016

В Zenko Gallery совместно с Центром современного искусства Ивано-Франковска открыли выставку «Чеч (поток). Индивидуальные артикуляции»

 

 

Идея проекта — показать художественные практики ведущих художников Ивано-Франковщины. Впервые в одном пространстве удалось представить в таком составе творчество разных поколений, разных мировоззрений, различных эстетик и идеологий.

 

Кураторская экскурсия

 

Выставка состоялась не в Франковске. Причин несколько. Первая: отсутствие соответствующего выставочного помещения в городе (этого вроде бы и достаточно). Вторая: ни один художественный музей, ни СХ (институции, которые имеют выставочные залы) не занимаются, собственно, современным искусством, а словно зависли где-то в 80-х-90-х годах прошлого века. Муниципальный ЦСМ, как того и добивалась власть города, получив помещения, исчез из поля зрения. Зато осенью прошлого года в Харькове прошел форум «Галиция Культ», где в очередной раз было продемонстрировано потребность в культурных обменах внутри страны. Мы разные, и этим надо радоваться, познавать и кайфовать.

 

В октябре 2016 состоялся первый международный форум Zenko Platform в курортном отеле «Коруна» (с. Татаров ивано-Франковской области). «Инициируя Zenko Platform, мы ставили перед собой две основные задачи. Первое – дать возможность представителям украинской арт-сцены пообщаться между собой, обменяться мнениями, договориться о новых совместных проектах, рассказать о них представителям соответствующих институтов. И второе – познакомить наших зарубежных коллег с ситуацией в украинском искусстве и поговорить о международном сотрудничестве», – объясняет основатель Zenko Foundation и инициатор Zenko Platform Зенко Афтаназив. В рамках форума открылась выставка «Дух времени». В экспозицию вошли произведения трех десятков авторов, которые представили три поколения украинского современного искусства: «новую волну», которая сформировалась после распада Советского Союза, авторов поколения «посторанж», которые заявили о себе в середине нулевых после первого Майдана, а также представителей поколения, которое возникло на арт-сцене несколько лет назад. Под кураторством киевлян (А.Соловьев, И.Абрамович) выставка минимально вышла за пределы столичного художественного поля, в частности, не было представлено художников из Галичины (за исключением Сергея Петлюка). Поэтому возникло желание показать местный вариант, который продолжал исследование «духа времени», а заодно и genius loci. Карпаты также достойны внимания, в данном случае как фон, что дает понять всю быстротечность момента. Результатом стал проект «Чеч». Слово из гуцульского диалекта, острое, стремительное, короткое, что метко отражает времена перемен, в которые приходится жить. Меткое даже тем, что оно уже незнакомо местным жителям, по крайней мере в Татарове его не употребляют. Чем не исторический артефакт? Пришлось в скобках дописать его значение, перевод. А заодно отметить на месте языка даже в визуальном образотворенні, где ей отведено вторичные позиции.

 

 

Выставка демонстрирует индивидуальные художественные практики, создает экспозиционную предложение, дает возможность увидеть разнообразие миров каждого из авторов. Много художников имеют опыт работы в международных проектах и сотрудничают с иностранными институтами. А.Воронко и М.Джичка принимали участие в нескольких выставках в лондонских галереях. Есть.Самборский имел выставки в Варшаве, а также приобрел опыт в качестве ассистента Павла Альтгамера, звезды современного польского искусства, в частности, на Берлинской биеннале, биеннале Арсенале в Киеве и на резиденции в Пекине. Г.Котерлин – участник международных выставок в Польше, России, Италии, Германии, организатор выставок польских художников в Украине. М.Глинская во время пребывания на стипендии Фулбрайта принимала участие в художественных проектах в США, а ее фото были участниками международных конкурсов в Австрии, Испании, Германии. А.Фурдияк работал в скульптурных мастерских в Оронську (Польша), его работы экспонировались в «Украинском срезе» в Люблине и Вроцлаве. С.Петлюк объездил уже пол мира со своими видео-арт проектами, имеет стипендии и награды. Synchrodogs тоже имеют много выставок за рубежом, публикаций в прессе, отличий и наград, а также активно сотрудничают со звездными именами.

 

 

Выставка «Чеч» является попыткой синтеза адекватных времени моделей художного созидания. С другой стороны, коллективная импреза демонстрирует грани восприятия действительности лицами, незаангажированными понятиями долга, закомплексованности или страха, а, следовательно, показала разнообразие мира, в котором живем. Разные поколения, разные эстетики, разное status quo в рыночных иерархиях. Сопоставление в одном пространстве индивидуальных художественных мировоззрений, не связанных между собой «логике смысла», создало пеструю, но правдивую картину художественных предпочтений в отдельно взятом регионе. Для Прикарпатья это характерно. В отличие от Киева, Одессы, Харькова, Львова или Ужгорода Ивано-Франковск не отягощенный бременем «художественной школы». Здесь проживали известные маэстро, а художественное учебное заведение, появился достаточно поздно (в конце ‘80-х), не имеет влияния на художественную ситуацию в городе. Поэтому и отношение обывателя к изобразительности в городе остается по люмпенські пренебрежительным. На протяжении почти тридцати лет наблюдения и участия в художественной жизни города имею возможность «подвести итоги».

 

Итак, о чем выставка? «Повезло» жить во времена перемен, поэтому, как говорят на Востоке, отримуймо удовольствие от этого. Десятилетия жизни в неструктурованому обществе, отсутствие четко выраженных рыночных маркеров и длительное ожидание радостных перспектив – не причина для пессимизма. По крайней мере для художников. Экспозиция начиналась коротким видео (1*42) от Ростислава Котерлина «12 seconds», которое было выбрано программным манифестом выставки. Этакой рекламной заставкой. Из бурной реки на экране вдруг вынырнула человеческая голова, на которой полупрозрачная чулок с ярко нарисованными губами. Она глотает воздух и опять погружается в воду. Метафора художника/поэта, который выныривает в этот мир время от времени, чтобы напомнить, зачем мы здесь. Природа, асфіктивний дискомфорт и цифровое изображение приглашают к диалогу.

 

Synchrodogs, из серии UKRAINA

 

Synchrodogs на этот раз представлены четырьмя фотографиями из серии UKRAINA: необычный формат для дуэта, известного, в первую очередь, своими фэшн фото. Документальные зарисовки из повседневности страны, в которой вырастали художники. Медленный ритм жизни провинции, неприхотливые игрушки, неуверенность в глазах старшего поколения и оптимистичные ожидания молодых. Серия насчитывает 21 фото и заслуживает на отдельный полный показ. Здесь отсутствует жесткость и постановочная напряжение, гипертрофированная реальность и бытовую грязь, характерные для харьковской фотошколы. Все мягко, просторно, иронично, ярко, местами игриво. Рядом дидактический живопись Игоря Переклиты, учителя из Галича, который рисует и о проблемах гендера, и об отношении к учебе, и об истории Галичины, где он живет, используя фотографию для создания убедительного изображения и дополняя картины надписями. Чтобы все было ясно. «А Мисько без письки. Жертва гендерной политики»: двое детей играют в какую-то свою игру: девочка назидательно показывает указательными пальцами на мальчика с обнаженной нижней частью тела, который держит в руках ветку, то прыгает через нее, отмахивается от взглядов посторонних. Хотя ребенку еще неизвестны предубеждения взрослых, комплексы обнаженности и другие неврозы, его образ уже использованы в обучающих целях. Художник насмехается из проблем, которые привносятся в наше общество западной цивилизацией. «1 сентября – День знаний»: выразительный сарказм на тему нынешней системы образования, в которой работает художник. Главным для внимания зрителя остается красота молодого женского тела, а не набор символических предметов, связанных с получением знаний. Автор, который рисует преимущественно с натуры или использует собственные фото фиксации, не преследует цель реализации схожести, реализма. Наоборот, предметы, портреты, пейзажи превращаются на его полотнах в кічові элементы консупційної действительности, поскольку лучше всего продается красивое. Работы художника действительно хорошо продаются, что служит дополнительным стимулом к их продуцированию.

 

Игорь Переклита, «1 сентября – День знаний»

 

Продолжает экспозицию скульптура «Автопортрет» и автобиографический живопись «Крихівецька, 75» Евгения Самборского, который таким образом изучает себя, идентифицирует логику с действительностью, ищет собственное место под солнцем. Скульптура была создана в 2013 специально на открытие ЦСИ в Франковске и подарено в коллекцию центра. Для выражения искренности жеста сделана она полностью из вещей, которые до того служили автору в хозяйке – одежда, рюкзак, часы, пулярис, даже волосы. Для каркаса и подиума использованы доски с забора, в руке щуп-шест с трубки, на которой крепилась антенна ТВ, лицо и руки отлиты из строительного гипса в формы, сделанные из глины с огорода возле дома. В карманах одежды можно найти мелочь. Вера в энергетику вещей? Подарю рубашку из собственного тела? Картина «Крихівецька, 75» в сюрреалистический способ повествует историю дома и людей, семьи которые строили, жили там, давали жизнь новым поколениям. Для автора она знакова еще и тем, что это не первая работа, которая столкнулась с цензурой – директор художественного музея был категорически против выставлять ее на молодежной выставке. Победил здравый смысл. Контрастировало такой теплой домашней атмосфере драстичне, мерцающее, динамичное видео Олега Воронко «Species Barrier» о влиянии масс медиа и пропаганды на сознание. Но какая жизнь без телевизора? Тем более в провинции. Это единственный из всех участников-автор, который не имеет отношения к Франковщины, что наглядно демонстрирует модное теперь понятие пост правды (по выставочной концепции). Живописная реплика Николая Джички «ТС-ЕС. We are champion» задевала если не глобальные, то «большие» проблемы, о уже неактуален выбор между таможенным союзом и евросоюзом, и служила смысловым переходом в другое пространства.

 

Следующий зал за исключением двух объектов сосредоточила внимание зрителя на человеческом лице. Самую большую стену занимала «Мигрирующая душа» Ростислава Котерлина: установка, состоявшая из масок и фотографий семи художников ХХ века, творчество которых больше всего повлияла на автора. Сделанные из папье-маше, в свое время маски Малевича, Уорхола, Бойса, Ван Гога, Дюшана, Пикассо, Ахипенка были использованы в перформансе «Плач» на Неделе актуального искусства во Львове. Позже семеро франковских художников позировали в них для фотосессии, что дополняло видение творчества классиков через призму современности. Теперь каждую маску аккуратно вмонтирован в черный бокс и превращено в объект, который беззвучно произносит пустыми глазами до потомков. Глазами можно мыслить, а умом-видеть, говорили древние. Картина «Hey boy» Юрия Боринця – изображение разновидности общения людей молодого поколения. Если Г.Котерлин вдохновлялся художниками, то Владимир Мулик, ярый меломан и коллекционер пластинок, создал галерею престарелых рок-звезд, музыку которых он слушает до сих пор. Кейт Ричардс, Леонард Коэн, Алис Купер, Оззи Озборн и др. а среди них – автопортрет-маска самого художника, который когда-то тоже мечтал стать музыкантом и таким образом затесавшийся в «зал славы». Ярослав Яновский в своей давней серии «Alter ego» также не упустил возможности зафиксировать себя, молодого и красивого, с помощью фото. Автофотопортрет или селфі, как сказали бы теперь. Но нет. Фотографии сделаны в студии с соответствующим антуражем и салонным фоном, также обращаются к гендерным проблемам. Мало того, в свое время на всеукраинском фестивале «Культурные герои», они вызвали бурную реакцию со стороны журналистов. Автора обвинили в порнографии, директора художественного музея за то, что позволил такое выставлять, уволили. Или кто-то сейчас найдет там хотя бы щепотку эротики?

 

Сергей Петлюк в «Живом пейзажи» прагматично использовал человеческие лица, точнее, их фрагменты, микромимику, гендерную фактуру для моделирования картины холодного, отчужденного цифрового ландшафта. По мнению художника, видео «о постоянной взаимодействием между городом и человеком, о постоянную трансформацию границ: личных, психологических, культурных, географических, экономических. В этом проекте город показан как источник постоянных и необратимых изменений, которые влияют на каждого человека. Вместе с тем этот проект апеллирует персонально к каждой личности как к элементарной частицы процесса урбанизации, каждая из которых влияет на жизнь, развитие и понимание города. Это портрет обычного человека, который находится постоянно в поиске, ожидании, напряжении. В то же время это условный групповой портрет жителей условного города». Художник с помощью видео проекции исследует эмоции человека, ее взаимосвязи с техникой, способность реагировать на необычное, а также – насколько цифра способна проникнуть в телесное и наоборот. Сплошная Ars electronica, одним словом. Живописная портретная серия Николая Джички позволяет тщательно рассмотреть застывшую неподвижность эмоций современников, приятелей, друзей: тех, кто творит атмосферу общения, отражает еще один способ, возможности фиксации «духа времени». Художник раскрывает характеры портретируемых согласно авторской иконографии, без оглядки на диктат требований заказчика. В отличие от религиозной метафізичності сакральной живописи или пафосности парадного портрета, во всех работах присутствует нотка иронии, элемент, что скрыто-ненавязчиво указывает на связи портретируемого с социумом.

 

«Ангел» из серии «Воздушная Галиция» Сергея Григоряна наглядно демонстрирует один из практических вариантов использования информации – создание новой мифологии. Объекты серии сочетают две местечковые события столетней давности, когда Станиславов начала ХХ века. был религиозным центром со значительным количеством синагог, костелов, церквей, кирх, и в то же время прогрессивным авиационным центром – отрядом молодых бравурных летунов и аэродромом на окраине города. Это исторический пример почти утопического общества, где прекрасно уживались высокие технологии и христианские нормы гуманизма. Соответственно, храмы, точнее, ангелы и самолеты, слились в забавных фанерных объектах, расписанных темперой и разукрашенным вакуумными радіолампами для убедительной техногенічності. Подвешенные на тросах, украшенные шурупами, болтами, петлями и прочим металлическим скарбом, эти ангелы техногенности оппонируют невидимому духу метафизики.

 

Есть ли смысл быть умным? «Библиотека» и «Читатель» Алексея Фурдіяка позволяют задуматься о нужности багажа знаний, который мы накапливаем и потом носимся с ним на протяжении жизни, об эффективности использования приобретенного. Наследство, сбор, коллекционирование, припоминания. «…Библиотека – набор проявлений и слабостей человека, который копит ее, однако постепенно забывает, распыляет», – констатирует автор. Когда человек становится умным? Как уметь использовать то, чему научили? Где предел знаний? На открытии выставки по стерильно-білесеньких поверхностях объектов медленно стекало черное чернило – некогда им, переписывая, тиражировали знания, информацию. Теперь чернила образовывало лужи на полу, в которые ступала нога невнимательного зрителя, оставляя след от обуви в зале галереи. Артефакт?

 

Мирослав Яремак в своеобразный способ также вступает в диалог с историей, памятью, воспоминаниями и демонстрирует вариант документации объектов с собственного перформанса 1991 г. Тогда во время открытия выставки он разбросал по залу собственноручно изготовленные и раскрашенные бумажные самолетики, которые затем аккуратно было выложено для показа, как один из объектов выставки. Теперь реквизит перформанса, бумажные самолетики, аккуратно запаковано в рамы под стекло, словно пойманных исследователем жуков или бабочек. Не хватает булавки. «Самолетики» – жест, прокладывает дорожку к музеефикации живого действа и превращает его в документальный, заспиртованный артефакт.

 

В следующей комнате демонстрировалась сборник работ на декоративно прикладную тему, для украшения интерьеров офисов или квартир. «Стелс» Юрия Бакая – попытка в фотографический способ абстрагировать действительность. В качестве сюжетоутворюючого механизма выбрана ось симметрии. Одной из разновидностей симметрии есть бесконечность, а идеальный случай равновесия мира – это противовес его себе самому. Невозможно догадаться, что фото сделано в Версале. Трудно понять, о чем оно. Буйство травы упорядоченное четким ритмом параллельных полосок. Цвет предлагает определенную вариативность. Динамично успокаивающе. Экспрессивные работы Юрия Боринця выпадают за рамки одного стиля или течения. Сам художник признается: никогда не размышляет над будущим произведением. Все зависит от настроения. Сюжет не имеет значения, важным остается экспрессия жеста, плакатная минималистичность и выразительность, раскованность и легкость движения кисти. Завораживающая ритмика орнаментов, ограниченная несколькими цветами палитра неокрашенного фона – дикунсько-шаманский живопись человека ХХІ века.

 

Художественная космогония Мирослава Короля выстраивается вокруг слова или предмета, что служит метафорой слова. Сногсшибательные, неожиданные сопоставления творят новые смыслы поезографіки, где образы являются синонимами слов и наоборот. «Солнце голодного» – желтый фон и черные отпечатки вилок. Лаконично, просто и ясно. Вадим Харабарук уверенно и своеобразно продолжает развивать традиции поп-арта, ориентируясь на Энди Уорхола, создавая здешний вариант постконсупційного арта. Трафарет, композиционная вариативность, минималистична, но изысканная палитра – и имеем несколько изящных образцов апробированного стилистического высказывания. Чтобы разрядить статическое живописный ряд в зале расположен телевизор с кратковременными видео сказаниями Марианны Глинской, созданными во время пребывания на стипендии Фулбрайта в США. Фильмы изображают внутренний мир молодой женщины, рефлексии на окружающих, сложности экзистенции, вариативность коммуникаций, проблемы сосуществования, потоки подсознательного и изучение языка взаимопонимания. Все, что виловлюєш в чужой стране.

 

Имя Юрия Издрика ассоциируется, в первую очередь, с писательской славой «станиславского феномена». Но, начиная с ‘90-х, он периодически участвует в художественных авантюрах, умело дополняя литературные достижения образотворчістю. Наиболее интригующим понятием, которое относительно себя самого применяет поэт, писатель, художник, есть имитация. Фальсификации. Подделка. Если принять их за ключевые, то выстраивается определенная парадигма, в которой направление всей Іздрикової творческой деятельности можно определить как «которого-демифологизация искусства». Коллажи из серии «In Theo» наглядно это иллюстрируют. Композиция строится вокруг условного черепа, похожего на замочную дзюру, или духовку. Сюжеты появляются вокруг отверстия. На самом деле, сюжеты неважные, знания неполные, желание неугомонные. Сколько не підглядай, но мы поставлены перед радикальной непізнаваністю и будущего и реального. Палімсестність многослойных изображений, неоднократно изрисованных этажа, придает листам исторической важности, значимости и веры в то, что с помощью таинственных Х-лучей можно будет узнать о том, что же там «под», с чего все начиналось? Три листа из серии «Коллекция» отсылают к временам концептуализма в его творчестве. А триптих «Разговоры с Богом» – об увлечении живописью. Не сакральным. Рядом две мелкие графики Мирослава Короля из серии «Блокнот»: «Страх» и «Унижение», визуальное объяснение о экзистенциальную невозможность диалогов. Ни с всевышним, ни с самим собой.

 

Завершается экспозиция древним артефактом из коллекции ЦСИ. «Мультиперсона М» VJ group Cube величественно и невозмутимо медитирует, языков будиський монах, и позволяет насладиться тишиной. На самом деле, призрачно, потому как все техногенные устройства, если присмотреться внимательнее и надеть наушники, начинает денервувати перманентной бесконечностью перевоплощений и рванністю звукового ритма. Датирована 2007 годом инсталляция и до сих пор выглядит актуально. Скульптура-объект, которая оживает во время презентации для перфоманса, в статическом варианте оснащена экраном, на котором в медленном ритме меняются человеческие лица. А звуковой noise, что звучит из наушников, переносит зрителя в сферы вечного и бесконечного. На время открытия проектируемый на стены виджеинг, предложенный художниками группы, в сжатом виде ознакомил зрителей со стилями абстрактной живописи – супрематизм, ташизм, інформель, экспрессионизм, конструктивизм и др. «Мультиособистісна человек с теле-, интернет штампами вместо собственного опыта» – с авторской экспликации. Воистину. Разная тематика, разные техники, разное осмысление представленного и умение дистанцироваться от объекта создают фрагменты многогранной картины мира, иллюстрирующие поток эмоций. На самом деле разность объединяет больше, чем сходство. Тем более, она интереснее.

 

Выставка в Татарове в очередной раз показывает, что без создания в Ивано-Франковске привлекательного художественного площадки, например, музея современного искусства, городок и в дальнейшем будет оставаться «перелазом до Карпат», как почти сто лет назад метко обозначила его статус Елена Кульчицкая. Отдельного замечания заслуживает четкая логистическая и оперативная полиграфическая работа работников Zenko Gallery. Если бы так продуманно и ответственно работали в государственных учреждениях культуры, по крайней мере в Ивано-Франковске, окружающий мир стал бы другим.

 

«Выставочные проекты, концентрирующиеся на региональной художественной сцене, дают возможность подробнее присмотреться к современному искусству региона, самобытного и интересного. Что очень важно для изучения украинского современного искусства и культуры в целом, — отмечает основатель Zenko Foundation и Zenko Gallery Зенко Афтаназив. – А поскольку наш главный арт-пространство расположен в Татарове, поэтому художественные исследования мы начинаем с запада Украины».

 

«Чеч (поток). Индивидуальные артикуляции» будет экспонироваться в арт-пространстве Zenko Foundation, в гостиничном комплексе «Коруна», до 1 апреля. Вход свободный.

 

Партнеры проекта: Фонд культурных инициатив ArtHuss, Центр современного искусства Ивано-Франковска, отель-курорт «Коруна»

Zenko Gallery – основанная в 2016 г. как подразделение Zenko Foundation. Основные задачи галереи — выставочная деятельность, сосредоточенность на кураторских экспозиционных проектах, а также представительство украинского современного искусства на международных арт-ярмарках и аукционах. В 2016 году Zenko Gallery принимала участие в арт-ярмарке Art16, Лондон, Великобритания, а также в Kyiv Art Week. Дебютным выставочным проектом в Украине для Zenko Gallery стала экспозиция куратора Анатолия Звіжинського «Чеч (поток). Индивидуальные артикуляции», что открылась в феврале 2017 г. в Татарове. Вторым проектом будет экспозиция куратора Юлии Нужиної Love Contemporary, которая стартует 2 марта в Музее истории Киева.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика