Новостная лента

Что вы знаете о Якименко?

23.12.2015

 

Его музыка почти не звучит в концертных залах. Неизвестен общественности украинский композитор первой половины ХХ века, он прожил большую часть своей жизни в эмиграции. Был одним из учителей Игоря Стравинского. В этом году – 140 лет со дня его рождения. Несколько записей произведений композитора можно найти в сети. Но кто будет искать то, о чем даже не слышал? Благодаря инициативе киевского пианиста Павла Лысого почти неизвестная музыка композитора Федора Якименко уже прозвучало в нескольких городах Украины, а сегодня будет звучать и во Львове.

 

Неоромантична музыка с заметным влиянием импрессионизма — вот единственные зацепки, выловленные из сухих статей, доступных о Федора Якименко. Мы побеседовали с Павлом о композиторе, чью музыку он «возвращает» из забвения и открывает для слушателей и слушательниц в Киеве, Харькове, Львове и не только. Концертная программа, которую подобрал Павел Лысый – не первое масштабное знакомство украинцев с творчеством композитора.

 

 

Тарас Демко: Павел, почему Якименко?

 

Павел Лысый: В украинской музыкальной культуре много незаслуженно забытых имен. Когда познакомился с творчеством и мировоззрением Федора Якименко (старшего брата Якова Степного) — захотел найти в интернете и послушать музыку. Кроме нескольких оркестровых и камерно-инструментальных произведений ничего не нашел, а в композитора насчитывается около тысячи произведений. Много композиций еще до сих пор не изданы и хранятся в библиотеках Парижа, или же в частных архивах. Этот концерт призван привлечь внимание к музыке композитора, а в будущем – способствовать возвращению максимально возможного количества произведений Якименко в Украину. И также – познакомить всех желающих с малоизвестными страницами украинской музыки.

 

Т. Д.: Твой Facebook периодически рассказывает о концертные путешествия по украине с этой программой. В какие города Якименко уже вернулся? Как воспринимали?

 

П. Л.: В ноябре в Киеве проводилась конференция, посвященная композиторам-юбилярам 2016 года. В рамках этого мероприятия, 12 ноября состоялся мой концерт в НМАУ имени Чайковского к 140-летию Федора Якименко. Было достаточно много слушателей, ведь огласка о происшествии распространялся не только среди пианистов, а и на кафедре истории украинской музыки. Это была презентация программы, и зная, сколько публики обычно приходит на концерты в Малом зале НМАУ, – мне было приятно, что музыку Якименко услышало так много людей. Потом мне предложили сыграть в Харькове, на родине композитора. Концерт состоялся 6 декабря в Университете искусств имени Котляревского. Здесь слушателей было немного, но воспринимали музыку хорошо. Для харьковчан было открытием, что они имеют такого земляка; а особенно, что Федор Якименко – родной брат Якова Якименко (Степного), музыка и творчество которого гораздо больше известны в Украине. Поэтому каждый концерт имеет свои положительные последствия. 14 декабря программа прозвучала в Ивано-Франковском музыкальном училище имени Сичинского. Здесь слушали преимущественно студенты и преподаватели. Рад был увидеть друзей среди зрителей, с которыми стараюсь встречаться при каждом приезде к Франковска. Пока что музыка Якименко в поиске своего слушателя, ведь на концерты приходят люди, которые преимущественно не имеют представления, что они услышат. Поэтому о восприятии его произведений можно будет говорить чуть позже.

 

Т. Д.: Как можно описать музыку Якименко? Кроме того, что это украинская музыка, чем она может быть интересна современному слушателю? И действительно украинская, если он жил не в Украине?

 

П. Л.: Интересный вопрос. Здесь требуется небольшое историческое отступление. Пока Якименко жил и работал в Харькове, Петербурге, Москве, Тифлисе, – а это время до 1923 года, – его музыка не задевала чего-национального (кроме обработки народных песен). И именно этот период жизни является наиболее задокументированным. Именно этот отрезок времени является простым для изучения, и рассматривается в работах (преимущественно российских) музыковедов. И именно многолетний опыт «присвоения» украинских художников к русской культуре позволил даже в Харьковской библиотеке прочитать в каталоге: «Федор Акименко. Русский композитор».

 

Это напоминает ситуацию с Игорем Стравинским, изучение музыкального творчества которого прервалось его переездом из России (кстати, первым учителем гармонии Стравинского был именно Якименко). Как эмигрант Якименко не мог входить в программы истории украинской музыки, пока на границе советской и независимой Украины не появились первые статьи отечественных музыковедов о композиторе. А та информация о Якименко, которая намного раньше была обнародована за рубежом (в частности, Павлом Маценко, Зиновием Лиськом) не доходила до Украины. На сегодня известны названия более, чем 20-ти произведений и циклов композитора на украинскую тематику, написанных в Праге и в Париже. Но почти все они находятся в частном архиве во Франции, где Якименко жил и плодотворно работал последние 18 лет жизни. Поэтому, чтобы постичь его творчество сполна – конечно, нужно работать над процедурой возврата рукописей и прижизненных изданий композитора в Украину. На могиле Якименко в Париже написано «Федор Якименко — украинский композитор». Таким он себя считал. И поэтому мы имеем право и обязанность это подтверждать.

 

Произведения, из которых состоит программа концерта, написанные в Париже, Москве, Женеве и Праге – здесь интересно проследить и жизненную географию композитора. В музыке чувствуется особое внимание к тембрового звучания фортепиано, сопоставление далеких гармоний, светотени – собственно, черт, свойственных импрессионизму. В своих произведениях Якименко довольно часто обращается к фантастическим и астрономических образов (например, Фантазия, Фантастические эскизы («Урания»). Много в его музыке и природных картин — подтверждением этого является цикл «Рассказы мечтательной души». Для современного украинского слушателя эта музыка может быть привлекательна тем, что она была почти века «законсервирована» и сейчас есть возможность ее «открыть» и попробовать.

 

Т. Д.: Возвращать к жизни несправедливо забытые имена – дело весьма благородное. Насколько, по твоему мнению, это сейчас важно?

 

П. Л.: Любое явление можно оценить сполна только тщательно изучив его со всех возможных сторон. Украинская культура имеет широкую географию, она прошла сквозь несколько державностей, и частично осталась в истории других стран. Сейчас особый период, когда в нашей нации снова появились объединительные векторы. Первый – горизонтальный, где людей роднят определенные современные события, а второй – вертикальный. Здесь действует преемственность поколений, взгляд в историю. Поэтому, это даже некорректно – тянуть с признанием творческих достижений наших художников, что по стечению жизненных обстоятельств работали не на Родине. Говорят, что история поставит все на свои места. Но в таком случае ей должны быть известны как можно больше документов и фактов.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика