Новостная лента

Децентрализация на Львовщине: год третий

17.05.2016

Результатом более чем двухлетней работы по децентрализации на Львовщине 25 новых общин, каждая из которых прошла свой путь становления. Довольно часто это происходило не при содействии руководителей и политиков разного уровня, а наоборот — вопреки их желаниям и планам. Результатом такого движения против течения стало создание объединенной громады с центром в поселке Гнездычев на Жидачивщине. И результатом успешным, потому что сейчас после почти двух лет самостоятельного плавания, эту общину считают образцовой и регулярно приезжают перенимать опыт.

 

 

Пошли против течения и не ошиблись

 

В первоначальном варианте перспективного плана Жидачевского района были три объединенные территориальные общины – Ходоривская, Жидачевская и Журавненська. И их действительно создали три, но из запланированных только в Ходорове, а остальные две — в Новых Стрілищах и Гніздичеві.

 

«Изначально мы должны были бы войти в Жидачевской ОТГ, однако не захотели, боялись что райцентр над нами доминировать. Поэтому и собрали инициативную группу, чтобы создать новую общину с центром в Гніздичеві» — рассказывает председатель общины Иван Олияр.

 

По его словам, толчком для такого шага было не только соседство райцентра, но и то, что с общинами на местах никто особенно не советовался при разработке перспективного плана Жидачівщини. Представители общины приехали на заседание в район, а там уже были готовы проекты без каких-либо обсуждений и консультаций. Это их не устроило и вернувшись домой собрали актив поселка и начали обсуждать возможность создать свою общину.

 

«Нам удалось изменить перспективный план района и создать общину, а вот в Жидачове процесс еще не пошел», — говорит Иван Олияр. Очевидно, что Гніздичеву немного повезло, потому что на территории общества работает крупное предприятие ПАО «Кохавинская бумажная фабрика», которое дает весомую долю доходов в бюджет. Однако руководство общины привлекает к себе инвесторов, чтобы иметь различные источники поступления средств. Если бы еще государство сдержала обещание и передала в ведение общин земли, расположенные вне населенных пунктов, то немало проблем с финансами могли бы решиться почти автоматически.

 

Кохавинская бумажная фабрика

 

Иван Олияр считает, что процесс трансформации местного самоуправления является позитивным, потому что способна община имеет больше возможностей для развития и управления территорией. Очень простой пример – показатели бюджета общины. Если до объединения совокупный бюджет всех шести населенных пунктов достигал 2,3 млн грн, то в этом году – 27 млн грн.

 

За эти средства впервые за историю Гніздичева было создано музыкальную школу, хвастается первый заместитель председателя Оксана Романив. «Вкладывать деньги в асфальт хорошо, а у детей – лучше» — говорит она. По словам Оксаны Романив, желающих учиться музыке оказалось гораздо больше, чем надеялись организаторы. Под музыкальную школу отдали здание, в котором ранее была расположена сельский совет. А для офиса общины выкупили здание бывшей колхозной конторы – он более приспособлен к нынешним нужд административного здания.

 

Школа в Гніздичеві

 

Однако вкладывать в детей еще есть куда – уже почти 30 лет в поселке строят новую школу, чтобы ее закончить нужно еще 30 млн грн вместе с необходимым оборудованием. Руководство общины планирует, что это будет опорная школа для общины на 654 ученики из всех трех населенных пунктов. Сейчас в старой школе почти 400 детей учатся в три смены. И для создания опорной школы в общине обсуждают вариант закрытия школ в других селах – до Гніздичева их будут возить автобусами.

«Мы уже одну школу закрыли, потому что там учились 4 ученика. Один ученик обходился бюджету в 28 тысяч гривен в год», — рассказала Оксана Романив.

 

Относительно других аспектов жизни общества, то при культурном центре работают три художественные коллективы, а община победила на областном конкурсе микропроектов с проектом оборудования студии звукозаписи – ее планируют оборудовать в новой школе. Кроме того, в планах есть создание спортивной школы.

 

Шаг вперед, два шага в сторону

 

По словам Оксаны Романив, очень важно, чтобы в процессе децентрализации государство не меняло правила игры, как случилось с образовательной и медицинской субвенциями – в 2016 году они полностью финансировались из государственного бюджета, а уже в этом году средства выделили только на оплату учителей и медиков, а содержание и оплата труда техперсонала легли на плечи общин.

«В этом году 1,5 млн грн назначили на оплату труда техперсонала и за энергоносители, хотя планировали эти деньги потратить на развитие. Нельзя так часто менять законы», — считает госпожа Романов.

 

Региональный консультант по бюджетным вопросам проекта «Пульс», который проводит Ассоциация городов Украины Ярослава Пишник в комментарии Z отметила, что уменьшение сумм на медицинскую и образовательную субвенции больно ударили по небольших общинах Львовщины, которые не имеют значительных собственных поступлений.

«Малые общины, особенно это касается общин Самборского района, имеют большие проблемы с бюджетом, с финансированием образования и здравоохранения поскольку в этом году образовательная субвенция финансирует только зарплату педагогов. Школы малокомплектные, стоимость обучения одного ученика в год – 20-25 тысяч, а по расчетам минфина – 7-8 тысяч, и эту разницу надо доплачивать из бюджета общины», — говорит эксперт.

 

Церковь в Гніздичеві

 

По ее словам, изменения в финансировании субвенций ударили по этих общинах том, что там мало жителей, которые работают в реальном секторе экономики, а следовательно, и поступления от НДФЛ незначительные. Как вариант решения этой проблемы она видит инвентаризацию земли и проведения его денежной оценки.

«Даже в нынешних условиях можно увеличить поступления от земельного налога, если все упорядочить, в частности, провести денежную оценку земли. Например в Грабовецькій и Новокалинівській ОТГ поступления от платы за землю после этого выросли в два-три раза», — говорит Ярослава Пишник.

 

Кто саботирует децентрализацию?

 

Исполнительный директор Львовского РО Ассоциации городов Украины Василий Абаїмов заявил, что во многих районах Львовщины процесс децентрализации саботируют представители районных советов и администраций. И этот саботаж происходит в каждом районе в свой образ. Косвенным подтверждением слов представителя АГУ является тот факт, что в 9 из 20 районов области до сих пор нет ни одной ОТГ, а в целом их количество едва достигло 25. Однако сомнительно, чтобы это можно было объяснить это настоящим саботажем, скорее речь идет о комплексе причин – нежелание заниматься этими проблемами вместо выполнения текущих задач, отсутствие административного давления сверху или желание выкроить будущие общины под интересы местных руководителей, крупных бизнесменов или политиков.

 

Например, в Радеховском и Турковском районах несмотря на принятые перспективные планы, не произошло даже инициирования процесса. Зато в Сокальском районе старт дали не райцентр или Червоноград, Великие Мосты, несмотря на то, что там не внесено изменений перспективного плана. Также еще не внесли изменений и в Дрогобычском районе, но сейчас активизировались процессы создания общины в Сходнице.

 

Эксперт проекта «Пульс» по правовым вопросам Галина Гречин говорит, что влияние районной власти на процесс децентрализации есть всегда, однако откровенного саботажа нет.

«На публичных встречах ни один руководитель ГГ или РГА не признается, что он не поддерживает децентрализацию. Но если говорить по результатам образования общин, то можно увидеть, что влияние района в том или ином формате происходит. В том числе, говорится и о том, что руководители района пытаются перекроить эту ситуацию с выгодой для себя. Чиновники районного уровня, особенно в РГА, понимают, насколько крепче выборная должность и в ОТГ это большая самостоятельность», — рассказала она.

 

Монастырь св. Герарда в Гніздичеві

 

Районные политики, которые понимают перспективу, пытаются сознательно или бессознательно подготовить для себя почву, чтобы из кресла в районной власти пересесть в кресла в ОТГ. В то же время на районное руководство осматриваются много сельских голов, которые все еще сомневаются, что им делать. По словам Галины Гречин, именно такая нерешительная позиция привела к тому, что тормозится процесс создания нескольких новых общин.

«Например, Рудківська городская община положительный вывод об образование получила еще в прошлом году и у них остался последний шаг – принять окончательные решения об объединении, чтобы можно было подаваться в ЦИК на выборы. Но скоро будет уже год, как они этого не делают. А когда спрашиваешь сельских голов, почему они этого не делают, то они говорят, что им район советует не спешить. Такую же ситуацию имеем по Щирецькій общине, которая с боем завоевала свое право на существование» — говорит госпожа Гречин.

 

В то же время эта експер видит позитив в том, что созданием новых общин все больше озабочены в городах области. «Важно, что сдвинулись в этом процессе городские общины. Раньше у нас была Новокалинівська ОТГ, к ней присоединилась Ходоривская община, другие города пока ожидали. Но они уже поняли, какие перспективы имеют. Надеюсь на Щирецьку общину, что они проголосуют конечные решения, а также завершит формирование рудківська община. Я думаю, не менее 10 общин должно было бы образоваться в этом году», — прогнозирует она.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика