Новостная лента

Децентрализация в анабиозе

17.09.2015

Полтора года прошло от начала децентрализованной реформы и старта объединения общин, однако Львовщина не может похвастаться весомыми результатами — создано 15 новых общин и в процессе объединения находятся еще 10. В то же время нет окончательно утвержденного на всех уровнях Перспективного плана способных территориальных общин Львовщины — в скором времени новую версию документа будет рассматривать на сессии Львовский областной совет, а «на местах» планы стали поводом для переделов имущества и ресурсов локальными князьками или заезжими инвесторами. Эксперты предостерегают: без кардинальных изменений в бюджетной политике на пользу местной власти и изменений в методике формирования новых общин ничего хорошего из децентрализованной реформы не получится.

 

У кого сейчас ключ от реформы?

 

Перспективные планы с потолка

 

Процесс создания состоятельных территориальных общин на Львовщине находится в состоянии анабиоза. На гребне первой волны было создано полтора десятка новых общин, им выделили средства, и некоторые из них, как вот в Новом Калинове, чувствуют себя прекрасно. Но грубо процесс замер. С одной стороны, в низах поняли, что планам из районов или из области надо опираться, чтобы не остаться потом наедине с проблемами. С другой стороны, правительство, которое рассыпал в начале прошлого года щедрые обещания изменить законы и накинуть деньжат, совсем не поспешил эти обещания выполнять. В частности, речь шла о возвращении земель вне населенных пунктов и природных ресурсов вроде песка, гравия и тому подобное. Поэтому объединение бедных и еще бедных ничего хорошего не предвещало, а объединение бедных вокруг одного много отличалось не слишком.

 

Страстей добавлял и Киев, который категорически требовал, чтобы все было быстро и в соответствии с методичкой, которая, в свою очередь, предусматривала создание на Львовщине не больше 40 новых общин, которые имели бы стать финансово состоятельными. Поэтому решение Львовского облсовета о 160 общин восприняли «в штыки». Чиновничьи торги относительно количества продолжаются до сегодня — сейчас будто речь идет о 88 новых общин в Перспективном плане, но никто не дает гарантии, что концепция не изменится снова.

 

Кроме того, барахтанье в тине является следствием желания местных властей решить проблему быстро. Представитель ОО «Эксперт-группа» Андриан Фитьо, который принимал участие в разработке Перспективного плана для Львовщины, поведал о том, как происходил процесс создания тех планов.

«Катастрофа заключалась в том, что в апреле–июне 2015 года РГА дали задание за неделю разработать перспективные планы… Председателя РГА вообще без консультаций с сельскими головами нарисовали, смотрели в потолок и рисовали. Это было распоряжение первого заместителя председателя ЛОГА Ростислава Замлинского — разработать за неделю перспективные планы, поэтому полтора года мы уже имеем такую страшную катастрофу», — сказал он.

 

Планы с потолка, как известно, привели к возмущению на местах, потому что большая часть жителей области видела эти процессы по-своему и это тоже замедлило процесс объединения, потому что могло произойти только на добровольной основе.

 

Правда, не обошлось и без экстраординарных случаев, как это было с Пустомитивским районом, где по инициативе народных депутатов Дубневичей появилась на свет идея единой объединенной общины в районе. Естественно, что обоим нардепам эта идея была на руку, ведь только укрепляла их позиции и увеличивала возможности. И неважно, что она противоречила идее реформирования, согласно которой органы власти и различные социальные сервисы должны стать ближе к людям.

 

«Нарезка» перспективного плана формирования громад: видно, что одни меньше, а другие «надутые»

 

Однако эта идея натолкнулась на сопротивление богатых прильвівських сел, которые увидели возможность хотя бы частично вырваться из настоящего рая. Как отметил сельский председатель Давыдова Виталий Дьяков, «идея Дубневичей заставила нас проснуться и работать».

 

Яркая иллюстрация — эпопея в Лисиничах, где жителям села не дали провести собрание в Народном доме, а местные депутаты в сопровождении милиции проводили сессию и проголосовали против воли общины, поддержав инициативу Дубневичей. Такие действия поддержали и в других крупных селах вокруг Львова, так что теперь вместо одной объединенной общины будет не меньше пяти.

 

Без денег и полномочий реформы не будет

 

Что же мешает реализации такой важной реформы? Прежде всего то, что нет финансовой базы для самостоятельности. А для этого надо изменить законы, потому что нынешняя бюджетная политика устроена так, что собственные доходы на местах не превышают 18%, а остальное — субвенции и дотации из государственного бюджета. Как следствие, 92% нынешних общин Львовщины дотационные.

 

По мнению одного из разработчиков проекта Перспективного плана для Львовщины, ученого Института региональных исследований Петра Жука, правительство должно изменить алгоритм формирования новых общин и отдать деньги вниз.

«Надо немного изменить сам алгоритм. Не плясать от принципа финансовой состоятельности общин — нужно думать, как увеличить финансовую основу самоуправления через межбюджетное перераспределение, потому что за последние два года доля местных бюджетов в сводном бюджете государства уменьшилось еще на 4%, при том что нам говорят, что есть бюджетная децентрализация. Ее нет. В принципе, где-то 30-40% всего бюджетного контингента государства должно бы быть собственными поступлениями местных бюджетов», — считает он.

 

Петр Жук говорит, что общины стоит делать меньше, чтобы не отдалять от них административные и социальные сервисы, ведь главная идея реформы заключалась в том, чтобы, наоборот, сделать их ближе к людям и разбудить активность людей для работы в тех общинах, где они живут. А Кабмин стремится сделать эти общины как можно больше, что автоматически отдаляет людей от власти и услуг, а следовательно, ухудшает качество жизни.

 

Планов на Пустомытовский район много

 

Правда, ученый довольно категоричен в другом важном вопросе — центральная власть должна была бы осуществлять такую реформу сама, а не опираться на принцип добровольного объединения.

«Процесс формирования административно-территориальных единиц является государственным делом, и принцип добровольности здесь совершенно неуместен, потому что от него мы получим целый ряд деформаций принципов и задач, которые должны решаться в процессе административно-территориальной реформы», — уверен он.

 

Но поскольку добровольность объединения закреплена в Конституции, то единственное, что может спасти процесс от перегибов и хаоса, считает Петр Жук, это весомые вливания из государственного бюджета.

«Фактически надо купить общины, пообещав им хороший пряник. Пряник, который предложили сейчас общинам львовским — по несколько миллионов, — это несущественные средства, за счет которых мало что можно изменить», — объясняет он.

 

Жизнь показывает, что денег для этого «подкупа» правительство пока нет, а значит, единственный выход для спасения процесса — отдать часть налогов местным властям, чтобы она администрировала их самостоятельно, без участия государственных посредников.

 

Это необходимо, потому что практика показывает, что налога с доходов физических лиц и акциза с продажи алкоголя и нефти хватает далеко не всем. Если в селах нет производства, то объединение происходит вокруг заправки и водочной лавке? Довольно странная концепция реформы, честно говоря. Эти нюансы демонстрируют одно: центральный правительство хочет спихнуть большинство забот со своих плеч на местный уровень, но финансовых полномочий на выполнение этих полномочий отдавать не хочет. Поэтому и случаются казусы, как с перевозкой льготников — закон им разрешает бесплатный проезд, а в сокровищницах городов или районов нет средств, чтобы полностью покрыть эти расходы. Аналогичная ситуация была и с финансированием профтехобразования прошлого года.

 

Представители общин считают, что исправить ситуацию может также и изменение законов относительно уплаты НДФЛ по месту проживания лица, а налогов предприятий — по месту фактической работы, а не юридической регистрации. Ведь сейчас немало предприятий осуществляющих деятельность на Львовщине, но являются филиалами или подразделениями компаний, зарегистрированных где угодно, поэтому местные бюджеты почти ничего не получают от налогов, которые эти фирмы платят. Проблема остается только в том, что центральное правительство деньгами и властью делиться не хочет.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика