Новостная лента

Десятая муза сквозь призму Е.Крана

21.02.2016

 

20 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения кіноаматора и, по сути, первого в Галичине украинского кинокритика и теоретика кино Владимира Гумецкий, автора известного в межвоенном Львове манифеста «Должны снимать».

 

Незаурядная личность, он имел невероятное чувство юмора и любил «прятаться» под не менее оригинальными псевдонимами на манер Е.Кран, Тессар, Икс Фикс, Куд-Кудако, «Х-27». Его справедливо называют предвестником украинской фільмової мысли в Галичине.

 

Владимир Гумецкий (из сборника Романа Бучко)

 

 

Будущий кинокритик увидел свет в селе Спас (ныне Рожнятовский район Ивано-Франковской области) в семье священника-москвофила. Начальное образование получил в родном селе, а во времена Первой мировой (1917) вместе с родителями был выслан австрийской властью подальше от российского фронта – в чешский город Пильзно, где находился до 1918 года. В следующем году в семье произошла трагедия – из жизни преждевременно ушел отец, а. Корнило Гумецкий.

 

После возвращения домой Владимир продолжил студии в классических гимназиях Долины и Львова, где в 1926 году сдал экзамен на аттестат зрелости. В 1927 году поступил на гуманитарный факультет Университета Яна Казимира (ныне – Львовский национальный университет им. И.Франко), который успешно окончил по специальности «польская филология» и получил степень магистра философии.

 

Роман Інґарден

 

 

Еще во время университетских студий юноша заинтересовался теоретическими исследованиями в области эстетики и истории кинематографа. Этому поспособствовало среда, в которой он находился, – студенты полонистики часто слушали лекции по эстетике искусства профессора философии Романа Інґардена, участвовали в дискуссиях и вечеринках львовского киноклуба «Awangarda». Там Владимир Гумецкий познакомился и подружился с Болеславом Левицким, кіножурналістом, популяризатором польского кино и организатором киножизни во Львове, стал активным членом упомянутой «Awangardy», приобщался ко всем инициативам клуба.

 

Болеслав Левицкий

 

 

После окончания университета Владимир Гумецкий и Болеслав Левицкий вместе «начали работу в качестве учителя в львовских гимназиях, оба имели научные стремления, писали о кино и творили фильмовую культуру в своих средах». Их многолетнее приятельство было примером того, как даже при напряженных украинско-польских взаимоотношений заинтересованность кино становилось на какое-то время точкой пересечения общих творческих интересов. Когда уже после Второй мировой войны Болеслав Левицкий описал заслуги киноклуба «Awangarda» и его широкого окружения на страницах «Kwartalnika Filmowego», один экземпляр журнала он прислал во Львов – давнему приятелю на память о общее дело.

 

Кинорежиссер Евгений Деслав (Слабченко)

 

 

Владимир Гумецкий мечтал стать кинооператором, но не имел финансовых возможностей поехать учиться за границу, поэтому написал Евгения Деславе (Слабченко), известного в то время режиссера авангардного кино, который жил в Париже, и получил рекомендации, как начать снимать. Внимательно следил за иностранной периодикой, прежде всего, выписывал немецкий иллюстрированный киножурнал «Lichtbild-Вühne», читал польские и чешские профессиональные издания по киноискусству.

 

Владимир Гумецкий и его кинопроектор (из сборника Романа Бучко)

 

 

Владимиру Гумецкому принадлежит более трех десятков кінознавчих публикаций в львовских журналах «Кино», «Литература. Искусство. Наука» (приложение к газете «Цель»), «Навстречу», в которых он поднимал актуальные проблемы и технические возможности развития фільмового искусства в мире и анализировал перспективы украинского кинопроизводства в Галичине. Также опубликовал ряд практических и теоретических материалов в польской прессе – фильмовом приложении к газете «Słowo Polskie» под названием «Х и ХІ Muza», редактором которого был Болеслав Левицкий, независимом иллюстрированном еженедельнике «Awangarda», посвященном делам театра, радио и кино, и независимом общественно-политическом ежемесячнике «Sygnały». Большинство материалов его авторства подписано псевдонимами и криптонимом.

 

Самую многочисленную группу составляют статьи, в которых публицист на профессиональном уровне освещал такие важные технические моменты, как акустическая деформация звуков в звуковых фильмах и пути ее решения, подвижная камера и ее дополнительные возможности, световая съемка и светочувствительность, принцип работы тогдашней записной и репродукційної аппаратуры и тому подобное. Большинство из них автор объединил в циклы, как: «Звуковое распутье», «Кино и «кино»», «Musa trifrons», «Тон а тонфільм», «От карандаша до сочки», «Методика кинорежиссуры», «Технические основы згукової фильмы». Не менее интересной для Владимира Гумецкий была тема о развитии киноискусства, его художественную ценность и особенности воздействия на зрителя.

 

Фото 6 Полоса ч. 11 журнала «Кино» за 1931 год со статьей Владимира Гумецкий

 

Фото 7 Полоса ч. 8 фільмового приложения к газете «Słowo Polskie» под названием «Х и ХІ Muza» за 1932 год со статьей Владимира Гумецкий

 

Владимир Гумецкий считал кино «художественным посредником между миром и зрителем: показывает действительность действительной, не деформирует ее литературным субєктивізмом и малярным экспрессионизмом, однако все такое стилизует ее по своем, по кіновому». Бурные дискуссии в зарубежной прессе относительно новых возможностей мирового кинематографа не смогли оставить его в стороне. В своих публицистических выступлениях симпатизировал визуальному образу в кино как возможности фантазировать и творчески интерпретировать, а звуковой фильм, «этот сварливый пеґаз-крикун», по его мнению, перечеркнул весь эстетический канон немого фильма, вмешался в структуру кино и «поднял руку на его інтеґральну часть — «кіновість»». Особенно кинокритика раздражал тот факт, что звуковые эффекты не добавляли лентам художественной ценности, лишь усложняли их восприятие через многочисленные технические неувязки и рассинхронизация звука и изображения.

 

Фото 8 Полоса ч. 15/16 журнала «Кино» за 1933 год со статьей Владимира Гумецкий

 

Немало внимания Владимир Гумецкий уделял перспективам национального кинопроизводства и развитии собственной киноиндустрии в Галичине, обосновывая «велитенську ролю короткометражовика, как виховника будущего украинского фільмарства ЗУЗ [западноукраинских земель – Д.В.] на всех ступенях его развития, от примитивной аматорщини вплоть до того порога совершенства…».

 

Украинские кинолюбители в Галичине обязаны кинокритику манифестом «Надо снимать», опубликованном в 1935 году отдельной брошюрой тиражом журнала «Кино» под псевдонимом Е.Кран. Автор в форме доступных вопросов–ответов призвал галицкую общественность к активному съемки всего, что является украинским и важное для украинцев. В частности, убеждал галицких кинолюбителей в необходимости съема т. зв. культурфільмів – короткометражных документальных лент на хозяйственные и общественно-культурные темы, которые бы подчеркивали самобытность украинцев как нации. Он убеждал, что нужно организовать и обеспечить надлежащий доступ к киносеансов сельского населения и развития кинокультуры в небольших городах и селах, возлагая эти задачи на местные общества «Просвиты». Владимир Гумецкий понимал, что именно украинское «любительское кино было единственной возможностью избежать цензурных притеснений польской власти и найти своего зрителя», а затем проложить путь к профессиональному кинопроизводству на западноукраинских землях.

 

Фото 9 Обложка брошюры «Надо снимать!» под псевдонимом Е.Кран

 

Кроме этого, активно выступал как кинокритик – рецензировал популярные того времени американские и европейские ленты, периодически вступая в полемику с другими корреспондентами украинской прессы, которые публиковали кінорецензії, – его возмущало, что рецензенты прибегали к непрофессиональных оценок, поверхностного анализа и безосновательной критики известных иностранных кинолент.

 

Фото 10 Полоса ч. 3/4 журнала «Кино» за 1933 год со статьей Владимира Гумецкий

 

С приходом «советов» Владимир Гумецкий прекратил свою публицистическую деятельность. Можно предположить, что это произошло не только по причине закрытия всех украинских журналов, с которыми к тому времени сотрудничал публицист и до которых мог потенциально дописывать, а прежде всего потому, что в условиях нового режима независимая кинокритика была невозможна по определению. Понимая реальное положение вещей, публицист вынужденно сосредоточился исключительно на библиотечной работе, оставляя захвата кіноестетикою и кинокритикой сугубо частным интересом – о кино мог разве что порассуждать с приятелями за чашечкой кофе.

 

В ноябре 1939 года устроился практикантом в библиотеку Научного общества им. Шевченко, а когда ее реорганизовали в библиотеку Академии наук УССР (ныне – Национальная научная библиотека Украины им. В.Стефаника), перешел на должность библиотекаря, впоследствии старшего библиотекаря.

 

Фото 11 Здание Оссолинеума (сейчас – Национальная научная библиотека Украины им. В.Стефаника)

 

В период немецкой оккупации Львова Владимир Гумецкий работал на должности библиотекаря районной библиотеки Шевченковского района города Львова. В августе–сентябре 1944 года реорганизовал и упорядочил разгромленную немцами библиотеку Железнодорожного района и исполнял обязанности ее директора вплоть до возвращения на работу в Библиотеку академии наук УССР в сентябре 1944 года.

 

Устроился в отдел обработки – сначала на должность главного библиотекаря, с ноября 1944 года – старшего библиотекаря. В 1949 году возглавил группу систематического каталога, которая была создана в этом отделе. В феврале 1953 года был переведен на должность старшего библиотекаря картосховища, в конце следующего года – в книгохранилище и научный читальный зал (ныне – отдел украиники). Никогда не принадлежал к коммунистической партии, чем вызвал недовольство у соответствующих органов. В октябре 1972 года вышел на пенсию.

 

О его семье известно немного. Из того, что удалось узнать из архивных документов, женатым он не был; имел брата и сестру, которые проживали в Чехии.

Точная дата смерти Владимира Гумецкий неизвестна. По словам львовского киноведа Романа Бучко, который был с ним лично знаком, это произошло между 1991 и 1995 годами (1991 года Бучко уехал в США, а вернулся в 1995-м, когда Гумецкий уже не было среди живых; родственники продали квартиру, и никто ничего не мог объяснить…).

 

Фото 12 Владимир Гумецкий

 

По иронии судьбы, почти никто из библиотечных коллег и посетителей даже не догадывались, что этот скромный и молчаливый, даже чудаковатый, человек в черных нарукавниках, который всегда тщательно прорабатывал каталоги, в 1930-х годах был одним из лучших украинских кинокритиков и теоретиков кино межвоенного Львова.

 

Владимир Гумецкий переносил на страницы львовских журналов новейшие тенденции и дискуссии в области мирового кинематографа, а его тексты всегда отличались глубиной мысли, знанием предмета освещения, аналитичностью, меткой иронией и метафорой.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

Бучко Г.В. Украинское кино вне государства: дис. на соискание наук. степени канд. искусствоведения / Бучко Роман Васильевич; Киев. нац. университет культуры и искусства. – Киев, 2015. – 220 с. – Рукопись.

 

Гумецкий В. Элементы кінового артизму // Кино. – 1933 – Ч. 15/16. – С. 2-3.

 

Е.Кран. Короткометражовик – школа кинопроизводителей // Навстречу. – 1937. – Ч. 8. – С. 6.

 

Среда А. Владимир Гумецкий: малоизвестные страницы биографии и публицистической деятельности // Сборник трудов Научно-исследовательского института пресознавства. – Львов, 2015. – Вып. 5 (23). – С. 611-618.

 

Среда А. Украинская «фільмова мнение» в «кіновій» прессе межвоенной Галичины // Сборник трудов Научно-исследовательского центра периодики. – Львов, 2008. – Вып. 1 (16). – С. 122-132.

 

Тессар. С циклю «Звуковое распутье» // Кино. — 1931. — Ч. 11. – С. 1.

 

Gierszewska B. Kino film i we Lwowie do 1939 roku / Barbara Gierszewska. – Kielce : Wydawnictwo Akademii Świętokrzyskiej, 2006. – 430 s.

 

 

Фотографии:

 

Gierszeв. А точнее никто не знает.wska B. Kino film i we Lwowie do 1939 roku / Barbara Gierszewska. – Kielce : Wydawnictwo Akademii Świętokrzyskiej, 2006. – 430 s.

 

http://www.lewicki.uni.lodz.pl

 

http://www.porta-polonica.de

 

https://ossolineum.pl

 

https://uk.wikipedia.org

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика