Новостная лента

Директор галицкого театра

16.05.2016

 

Были времена, когда театром во Львове руководили женщины. В частности, в 1874-1880 годах директором и режиссером театра «Русской беседы» была Теофила Романович (1842-1924).

 

 

Как писал Иван Франко в журнале «Заря» в 1885 году: «Беседа» поверила ей зорганізування новой труппы и дирекцию театра, которое то положение и енергічна и многозаслужена женщина несколько лет, на общее удовлетворение, занимала» 1.

 

Поэт-молодомузівець, исследователь истории галицкого театра Степан Чарнецкий так оценивал деятельность Т.Романович: «С днем 1 января 1874. «Беседа» отдала театр Теофілі Романовичці (правдивое фамилия: Рожанковська). Дирекция Романовички продолжалась до конца 1880 г. и записалась как лучшая эпоха в истории развития театра. Новая директриса вскоре доказала, что, помимо актерского таланта она имеет достаточно энергии, меткости и терпении, чтобы самостоятельно рулить странствующим театром. К тому же она обнаружила очень хорошие тенденции – сохранять чистоту украинского языка на сцене» 2.

 

Теофила Романович родился 175 лет назад, а именно 16 мая 1842 года на Буковине, в семье греко-католического священника Теодора Рожанковського (1804-1863). Считается, что родилась она в селе Долгополе над Белым Черемошем (теперь с. Довгопилля Путильского района Черновицкой области).

 

Позволю себе с этим не согласиться, ибо в Долгополі (Câmpul Lung) никогда не было греко-католического храма. По данным австрийского переписи населения 1900 года, в этом селе, которое тогда принадлежало к Вижницкого уезда, было 1108 жителей, из них 1037 русинов. Из них 1039 были православными, а только двое – греко-католиками. Сейчас в селе функционирует Свято-Дмитриевская церковь УПЦ МП.

 

Долгополье над Черемошем на карте 1933 года.

 

 

Правда из восточного (левого) берега Белого Черемоша расположено село Долгополье, куда как в ХІХ веке, так и сейчас ходят молиться к греко-католической церкви Св. Михаила. А это уже не Буковина, а Галичина (теперь это село относится к Верховинского района Ивано-Франковской области). В 1830-1840-х годах настоятелем служил там в. Иван Терлецкий.

 

А согласно шематизм Львовской греко-католической архиепархии. а. Теодор Рожанковский в 1835-1842 годах был администратором и настоятелем церкви Св. Дмитрия в Долгополі в Южной Буковине. Теперь это город Кимпулунг-Молдовенеск (рум. Câmpulung Moldovenesc) в уезде Сучава (Румыния).

 

Это была первая приход молодого священника после окончания семинарии, посвящения и бракосочетания с Анной Полевою (1818-1899). Она была дочерью священника Якова Полевого. Священником стал и ее брат – Лев Полевий (1823-1883), который принимал активное участие в общественной и политической жизни Галиции: принадлежал к основателям Галицко-русской матицы, Народного дома во Львове, обществ «Просвита», «Русская Рада», Общества им. М.Качковского, избирался в сейм и Государственного совета (Райхсрату).

 

В первой половине ХІХ века до Буковины, наряду с немцами и поляками, переселялось много русинов из Галиции. Для них учреждались новые греко-католические церкви. Приходы в Буковине не были состоятельными, потому сюда посылали преимущественно молодых.

 

Первым в семье Рожанковських родился сын, которого назвали Льонгином. Львовский историк Игорь Черновол писал о нем: «Рожанковськнй Лонгин (родился 28.10.1836, с. Долгополье, теперь Верховинского р-на Ивано-Франковской обл.) – юрист, посол на Сейм в 1877-1895 гг., 1894-1895 – председатель москвофильского клуба. Родился в семье греко-католического священника на Буковине, мать – родная сестра Л.Полевого. Учился на юридическом факультете Львовского университета (1854-1859). Работал в судах Черновцов (1859-1863), Городенки (1863-1876), Бродов, начальником суда в Сокале (1876-1881), с 1881г. – советник суда в Золочеве. В 1890 г. открыл собственную канцелярию в Золочеве» 3.

 

Теодор Рожанковский

 

 

Стоит упомянуть еще одного посла Галицкого сейма из этой семьи – первого командующего Украинских Сечевых Стрельцов (УСС), доктора права Теодора Рожанковського (1875-1970) – сына Льонгина Рожанковського и Осыпи с Шухевичей.

 

Кимпулунг-Молдовенеск (Долгополье) и Качика на советской карте 1978 г.

 

 

После рождения Теофилы в 1842 году отца Теодора перенесли на приход Св. Михаила к Качики в той же румынской Южной Буковине. В 1844-м он вернулся ненадолго в Галичину – в церкви Вознесения Господня в селе Люча на Гуцульщине. А с 1846 года осел уже на постоянно на приходе Св. Николая в городке Закладная на Буковине, где прослужил до своей смерти.

 

Среди детей Теодора и Анны Рожанківських назовем еще сына Юлиана (1847-1895), который стал греко-католическим священником, и младшую дочь Марию (1852-1930), что пошла по следам Теофилы и стала актрисой, переняв также сценическое фамилия Романович.

 

Мария Романович

 

 

Теофила и Мария дебютировали одновременно 1867 года в Тернополе – на сцене театра «Русской беседы» в труппе Емельяна Бачинского. А.Бачинский перебрался со своей труппой через российскую границу в Каменец на Подолье. Как писал И.Франко, «в падолисті 1867 г. враз со своей женщиной, актером Моленцьким и четырьмя начинающими актрисами уехал в Россию, забрав с собой некоторые лучшие декорации, почти весь репертуар и музикалію, хоть это была не его собственность, но театра, взглядно «Беседы». По таком хорошем начале галицкая Русь осталась вдруг совсем без сцены, помимо того, что некоторые люди, «чающе спасения вот севера», говорили о большом, видимо 17000 рублевой запомозі, которая должна приплыть для галицко-русского театра в таком случае, когда тот театр станет пропагатором об’единительної идеи…» ⁴.

 

Однако из этой авантюры ничего не вышло. Общество «Русская беседа» взялось приглашать к руководству своим театром художников из Надднепрянщины: «Завязалась корреспонденция сразу п. Карпенко, а дальше п. Гулаком-Артемовским, уталантованим композитором музыкальным, но ни с одним, ни со вторым переговоры не довели до пожаданого конца» ⁵.

 

К руководству театром позвали Антона Моленцького (1843-1924), который приехал во Львов 1869 года. Он привлек в театр нескольких актеров, среди которых были Теофила Романович и ее будущий муж Михаил Коралевич, который выступал под сценическим псевдонимом Душинский. Но через несколько лет из-за болезни А.Моленцького его театр обветшал. Т.Романович возглавила остатки трупа и уехала в Россию, где выступала преимущественно в Приднепровье.

Афиша театра Т.Романович (1879)

 

 

В начале 1874 года стала Теофила Романович директором театра «Русской беседы» во Львове. «Она позаботилась прежде всего о том, чтобы скомплєктувати хороший театральный коллектив. Уже в начале, кроме директора, входили в состав группы такие силы, как Мария Романович-Рожанковська, Бронислава и Павлина Камински, Симаков, Высоцкая, Ляновська, Наторський, Стефурак, Душинский-Коралевич, Стефанович, Людкевич, Маньковский Петр Кумановський, Витошинський, Иосифович; позже группа возрос. В театре работают Волович, Гриневецкий, Біберович, а в первой половине 1875 г. – Марко Кропивницкий и Плошевський…» ⁶.

 

Марко Кропивницкий в 1875 году.

 

 

Марко Кропивницкий играл много интересных ролей, пел в перерывах народные песни, и долго не выдержал в условиях нужды галицкой и вернулся на Приднепровье, где ему было суждено отыграть визначнішу роль в истории развития украинского театра. В частности, 27 октября 1882 года в театре города Елизаветград (ныне город Кропивницкий) состоялось первое представление профессионального украинского театра, который под руководством Н.Кропивницкого отделился от театров русского и польского.

 

Прежнее касино Гехта в 1870-х годах

 

 

Во Львове театр «Русской беседы» играл свои спектакли в касини Гехта у Поєзуїтського огорода (теперь парк им. Ивана Франко), в зале Ремесленного общества «Гвязда» на вул. Францішканській (ныне ул. Короленко), 7 и в других помещениях. Порой удавалось попасть на сцену театра скарбека (театра Скарбка; сейчас Театр ім. М.Заньковецкой). Но чаще всего приходилось ставить спектакли в галицкой провинции, как в больших городах (Тернополе, Перемышле, Станиславе, Коломые), так и в малых городках и больших селах, где проходили ярмарки. Выступали и в Черновцах и на родине Т.Романович – в Сучаве.

 

Дом бывшего Общества “Gwiazda” на вул. Короленко, 7.

 

 

Ее будущий муж Михаил Коралевич был не только актером, но и секретарем театра, а также успел закончить право на вновь созданном Черновицком университете им. Франца Иосифа.

 

Теофила Романович, Михаил Коралевич и Иванна Коралевич в костюмах героев трагедии Юрия Федьковича «Довбуш» (1876)

 

 

Заангажировал он к театру и свою сестру Иванну (1858-1937), которая стала актрисой под псевдонимом Ульяновская. В 1879 году она вышла замуж за актера и режиссера Ивана Біберовича (1854-1920) и стала одной из самых знаменитых артисток в Галичине.

 

Иванна с Коралевичів Біберович

 

 

Старый театр в Черновцах на углу ул. Школьной и Турецкой

 

 

Но это уже было без Теофілі Романович, 1880 года оставил руководство театром «Русской беседы» и в 1881-1883 годах имела опять собственную антрепризу, а в 1883-1885 гг. выступала на сцене Первого русского драматического общества в Черновцах. Брак с Михаилом Коралевичем, который получил должность судебного советника в столице Буковины и прекратила свою театральную карьеру. Их сын Семен Коралевич, как и отец, закончил Черновицкий университет и работал до 1921 года преподавателем классических языков в Выжницкой украинской гимназии, а затем в Украинской частной женской гимназии. Его «поселила» в своем романе «Совершеннолетние дети» Ирина Вильде (Дарина Макогон).

 

Теофила и Михаил Коралевичі

 

 

Согласно адресной книгой Черновцов за 1909 год, Михаил Коралевич жил на ул. Семигородській, 18 (теперь ул. Главная, 72). А в 1913 году судебный советник М.Коралевич уже является владельцем виллы на престижной Gartengasse, 9 (ныне это вул. Федьковича, 23).

 

Вилла на вул. Федьковича, 23 в Черновцах

 

 

«Могил Михаила Коралевича и Теофилии Романович в Черновцах на кладбище на улице Зеленой не найдены. Не найдены и могилы Марии Романович, которая уехала в своего племянника Степана в Вижницу, где тот работал в гимназии, и там умерла» ⁷.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Франко. Русский театр в Галиции // Собрание сочинений в 50 томах. Т. 26. – К., 1980. – С. 371-372.

 

2 Чарнецкий С. Очерк истории украинского театра в Галичине. – Л., 1934. – С. 70.

 

3 Чорновол. И. 199 депутатов Галицкого сейма. – Л., 2010. – C. 174.

 

⁴ Франко. Русский театр в Галиции // Собрание сочинений в 50 томах. Т. 26. – К., 1980. – С. 269.

 

⁵ Там же. – С. 269.

 

⁶ Чарнецкий С. Очерк истории украинского театра в Галичине. – Л., 1934. – С. 70-71.

 

⁷ Горак Г. Иванна Біберович с Фалиша: артистка Русского Народного Театра. – Просценіум: театроведческий журнал. 2011, №2/3. – С. 21.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика