Новостная лента

«Джаз Без»: в предвкушении продолжения

11.12.2015

Вторая половина «Джаз Без» обещает быть несколько авангарднішою за первую: будет больше свободной импровизационной музыки, которая будет звучать по крайней мере дважды, и, к тому же, в исполнении групп, уже известных львовской публике.

 

Прежде всего не нуждаются представлений участники «Юла джаз квинтета», пожалуй, старейшего действующего группы не только среди львовских джаз-бэндов, но и украинских в целом. Стоит упомянуть, что труба лидера квинтета Владимира Кота звучит на фактически первых исторических записях украинского джаза – записях ансамбля «Медикус» Игоря Хомы, сделанных в ‘60-е годы. Тем не менее, сегодня участники квинтета выполняют вполне современный по сложности музыкального языка джаз, в чем мне лично пришлось убедиться во время выступления коллектива весной на вроцлавском фестивале «Джаз над Одрой».

 

Владимир Кот («Волчок джаз квинтет»)

 

На этот раз нас порадует еще один сугубо украинский проект. Постоянный участник фестиваля, в прошлом член группы ShokolaD, автор собственных проектов, львовянин Михаил Балог объединил силы с киевлянами с New brain trio. Поскольку Михаил является одним из тех редких музыкантов, для кого музыка всегда связана с мировоззренческим развитием, можно быть уверенным, что участники проекта предложат оригинальные концептуальные решения.

 

New brain trio

 

Слушатели заключительного концерта прошлогоднего «Джаз Без» в филармонии должны помнить свободную, на час с лишним, импровизацию от квартета во главе с американским саксофонистом Сабіром Матіном. Сейчас квартет превратился в трио, но сохранил в составе украинца – басиста Марка Токара – и немецкого барабанщика Клауса Кугеля. Зато место Сабира Матіна занял также американский саксофонист, один из самых известных в мире представителей фри-джаза Кен Вандермарк. Итак, нас ждет – и снова в завершение фестиваля, в воскресенье – новая мощная и длительная свободная импровизация, и новое испытание пределов музыкальной экспрессии и свободы от признанных мастеров этого искусства.

 

Понятно, особенно интригуют три проекты, которых еще в Украине никто не слышал: квартет Пола Беларді из Люксембурга, международный группа Rednaxela и квинтет Karasiewicz PowerSet из Польши.

 

Если судить по доступным записями, кажется, что джаз, который исполняет квартет Пола Беларді, не претендует на авангардовість. В его музыке мягко сочетаются традиции американского и европейского джаза. Иногда музыканты позволяют себе свободно поимпровизировать, а с другой стороны, эта смесь напоминает много известных образцов, тяготеет к world music. Поэтому слушателям обеспечена перспектива приятной музыки, исполненной если не смелого творческого поиска, то, по крайней мере, искреннего творческого самовыражения. И не в последнюю очередь заслуживает внимание тот факт, что отечественные любители джаза впервые услышат джазовых музыкантов из маленького Люксембурга. Отличительная событие в истории фестиваля.

 

Относительно проекта Karasiewicz PowerSet (который посетители Львовской филармонии услышат, как и предыдущий Rednaxela, в субботу 10-го), то за нехваткой музыкального материала нельзя даже с уверенностью предположить, какую по характеру музыку будут выполнять члены группы. Впрочем, самого лидера проекта пианиста Рафала Карасєвіча львовяне имели возможность оценить в прошлом году на концерте Tango Project. Лично меня его исполнение поразило острым шлюзовым чувством и некоторой театральностью, то есть, мощной патетикой, что вдруг применшувалась неожиданными юмористическими вставками. Уже тогда возникало желание услышать больше этого музыканта. Приятный совпадение.

 

 

«Джаз Без» с его идеологией и особой склонностью к авангардной музыке приучил свою публику к различным см. Однако, группа с странною названием Rednaxela, объединивший музыкантов из Америки, Канады, Германии и Бельгии, может, думаю, удивить даже слушателей со стажем. Необычным является уже сам состав этой «великолепной семерки»: две вокалистки, два духовых (альт-саксофон и тромбон), виолончель, гитара, барабаны. Альмут Кюне из Германии имеет все шансы удивить слушателей своим вокалом. Джазовое пение интересен тем, что позволяет петь любым голосом и теоретически совсем без голоса. Певица, кстати, иногда так и делает, прибегая к шепоту. Она способна виртуозно импровизировать со своим оперным голосом, сочетать разные типы вокала и даже различные диапазоны: от оперного пения до джазового, от крика до шепота. При этом музыкальные вкусы немецкой вокалистки лежат в области авангардной музыки.

 

Бельгийка Эльза Грегуар также экспериментирует с сочетанием классического пения, импровизации и речи. В отличие от своей партнерши Эльза, похоже, любит использовать электронные средства, которые позволяют умножать свой голос. Канадский аль-саксофонист Питер Ван Хаффел и немецкий тромбонист Маттиас Мюллер тоже известны именно как исполнители свободной импровизационной музыки, или фри-джаза. Не меньший повод для любопытства – наличие в этом составе виолончелиста Натана Бонтрагера из Кельна, что делит свои интересы между музыкой барокко, свободной импровизационной музыкой и фолком. Еще один участник, гитарист Алекс Максимов, которого можно назвать наполовину львовянином, хорошо известный львовским любителям джазовой музыки, тоже имеет опыт свободных импровизаций, причем именно в сотрудничестве с Питером Ван Хаффелем.

 

Итак, вместе с немецким барабанщиком Яна Лейпніцем имеем семерку исследователей, которые будут искать взаимопонимания в безфортепіанному формате. Одно слово, слушателей ожидает в буквальном смысле испытания, поскольку эксперимент – это и есть испытания, но тем, кто имеет вкус к новому, жаловаться не придется. Свободная импровизация на семерых, к тому же с двумя вокалистами, – в определенной степени новый опыт даже для регулярных ценителей «Джаз Без». По крайней мере, это должно запомниться надолго.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика