Новостная лента

Добро пожаловать в постправду

19.11.2015

 

«Папа Франціск поддержал Трампа!» — это был, как указывает анализ сервиса BuzzFeed, найклікабельніший заголовок во время кампании в США. Но подождите, как же то Папы Римские участвуют в американских кампаниях?

 

Не берут. Этот заголовок был одним из многих фейков. Однако, его клікнуло на фейсбуке аж 960 тыс. інтернавтів, более 100 тыс. больше, чем имела найклікабельніша правдивая информация в „Washington Post” (о коррупции Трампа). Согласно BuzzFeed это тот момент, которого аналитики ожидали годами. Растущая кривая популярности фейковых заголовков пересекла ниспадающую кривую популярности настоящих. На этих выборах впервые доминировала неправда.

 

Откуда берутся фейки? В самом простом сценарии — из стремления выгоды, потому что интернет живет с показов рекламы. Но доклад обращает внимание на то, что на этих выборах фейковые заголовки имели, как правило, однозначно политический смысл. Преимущественно «за Трампа». Это суґерує, что на этот раз их создавали уже не из стремления выгоды,

 

Марк Цукерберґ, упомянул об этом на конференции Techonomy, утверждая, что «это безумная идея», а люди, которые так говорят, не понимают фейсбуке». Все же Facebook и Google объявили о начале борьбы с фейками — в случае распространявшие их сервисы должны быть отрезаны от платежей за рекламу.

 

Возникает вопрос: почему только теперь? Почему так долго Google и Facebook уважали это явление и его влияние на избирательные кампании, например, в Польше? Или просто речь идет о том, что комиссионные, которые они получали за рекламу, были для них важнее блага демократии или государственного интереса? И еще: отрезание от рекламы сдержит избирательные штабы от того, чтобы вбрасывать фейковые новости, что клевещут оппонента?

 

Защитники технологических корпораций пренебрегают критикой, говоря, что «телевидение остерегались». Это правда — остерегались поочередно прессы, радиовещания, телеграфа и телевидения. И собственно поэтому с самого начала эти медиа подлежали жесткому регулированию, что должно предотвращать таким злоупотреблением.

 

По сей день газета или телевидение, что сознательно пропагандирует ложную информацию несет за это ответственность. К сожалению, коммерциализация интернета в 90-х годах совпала с максимальной популярностью на Западе неолиберальной идеологии, по которой всякое регулирование является злом. Поэтому до сих пор в телевидении врать нельзя — но в интернете вольница вольная! Это должен отрегулировать рынок. Не отрегулировал.

 

К счастью, мы уже имеем на название: постправда. Престижный издатель словарей Oxword Dictionaries признал постправду словом 2016 года.

Wojciech Orliński
Witajcie w postprawdzie
Gazeta Wyborcza, 18.11.2016
Перевод О.Д.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика