Новостная лента

Доминиканы в Львове

24.12.2015

 

800 лет назад, 22 декабря 1216 года Папа Римский Гонорий III буллой Religiosam vitam утвердил основания Ордена братьев-проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum, OP).

 

Папа Римский Гонорий III и Святой Доминик

 

 

Это монашеский орден был основан весной 1215 году испанским монахом Домиником Гусманом (1170-1221) в Тулузе на юге Франции. Святой Доминик был канонизирован в 1234 году Папой Григорием IX, и Орден стал называться Домініканськім.

 

 

Девизом Ордена стали слова «Восхвалять, Благословлять, Проповедовать» (Laudare, Benedicere, Praedicare). Хотя распространенным символом доминиканцев стало изображение собаки с горящим факелом (огнем истины) в зубах, мало соответствовать определению «псы Господни» (Domini canes).

 

Барельефная эмблема ордена на стене Доминиканского собора во Львове

 

 

От начала основания Ордена братья проповедники занимались проповедью Слова Божьего, миссионерской деятельностью, борьбой с ересями. С 1227 года доминиканцам было предоставлено право повсеместной проповеди и исповеди верующих. Они были исповедниками и проповедниками при королевских дворах многих стран Европы. А с 1232 года доминиканцам поручают проведение инквизиции – расследования, разоблачения, наказания и «обращение к истине» еретиков.

 

Яцек (Ґіацинт) Одровонж

 

 

За первые десятилетия своей деятельности доминиканы распространили свою деятельность практически на всю Европу. По преданию, 1233 году доминиканский монах-миссионер Яцек (Ґіацинт) Одровонж основал монастырь близ Киева.

 

Известна легенда, что костел и монастырь Доминиканцев во Львове “был построен на месте, подаренном князем Львом, вследствие просьбы жены-католички Констанции и ее сестры Св. Кінґи”. На этом месте, считал в 1646 г. Симон Окольский, стоял дворец князя Льва, а, может, его отца, короля Даниила” 1.

 

Хотя современные историки довольно скептически относятся к старых хроник ордена Доминиканцев. Но в XIII ст. именно доминиканы и францискани первыми основывали свои монастыри в городах Центрально-Восточной Европы, которые первыми получали городское самоуправление: Кракове, Вроцлаве, Познани. А князь Лев Данилович бывал и в Кракове и во Вроцлаве. Когда краковский князь Болеслав Всидливий 1273 года начал войну с вроцлавским князем Генрихом Справедливым, то на помощь своему шурину пришли Лев Данилович и его брат, луцкий князь Мстислав. Возможно, после этого похода в Силезии он ввел в Львове “немецкое право”.

 

На месте Доминиканского костела и монастыря (нынешняя площадь Музейная) в ХІІІ веке стоял дворец князя Льва, который он подарил свои жене, венгерской принцессе Констанции для основания монастыря оо. Доминикан. Раньше принцесса дала приют монахам в замковой церкви. По мнению исследователя Романа Могитича, относительно первоначальной посвящения этой церкви есть две версии: по одной, она носила имя Св. Петра и Павла, по другой – Покрова Пресвятой Богородицы. Зато Николай Бандривский считает, что здесь должен был быть кафедральный храм восточного обряда Св. Ивана (Иоанна) Крестителя, основанный князем Львом бл. 1270 года.

 

По легендам, князь Лев подарил монахам чудотворный образ Доминиканской Божьей Матери, который его предки привезли из Византии. 1 июля 1751 года во Львове проходили пышные торжества по случаю чествования этой иконы коронами Римского Папы Бенедикта XIV. После II Мировой войны доминиканы вывезли образ в Польшу, где он сейчас находится в костеле Св. Петра в Гданьске. Исследователи датируют образ Доминиканской Божьей Матери XIV столетием.

 

 

Как считает историк Олег Купчинский, «в научной литературе недостает достаточной аргументации, на основе которой можно бы предполагать, что орден доминиканцев нашел свое длительное прибежище в Галиции уже в 30-70-х годах XIII века. пребывание его представителей с миссионерской целью или в составе различных западных представительств, очевидно, было кратковременным» 2.

 

Для короля Даниила и князя Льва тогда еще не было непреодолимой границы между восточным и западным христианством. В 1204 году Константинополь завоевали крестоносцы, и влияние царьградских патриархов и императоров значительно ослаб. В конце XIII века киевские митрополиты перебираются до Суздаля и Владимира на Клязьме, а затем в Москву. Зато галицко-волынские властители активно анґажуються в политические конфликты Центрально-Восточной Европы от Дуная до Днепра, от Балтики до Балкан. Даниил Романович получает королевскую корону от Римского Папы Иннокентия IV, а на Соборе 1274 года во французском «Львове» (Лионе) обсуждали проблему преодоления раскола между латинским и византийским христианством, даже была провозглашена кратковременная уния с патриархом Михаилом VIII.

 

Самым трудным оставался вопрос относительно права священников на женитьбу. На целибат соглашались холостые высшие иерархи Церквей, но для “белого духовенства” это было вопросом принципиальным.

 

Сын Льва и внук Данила, король Юрий И создал 1303 года независимую от Киева и Суздаля Галицкую митрополию. Но судьба отвернулась от Галицкой Руси. “Авіньйонська неволя” римских пап (1309-1378) надолго отложила униатский дискурс. Зато династия Романовичей стала угасать, не было кому унаследовать галицкий и волынский трон. Такое генетическое затухание было характерно для многих других тогдашних европейских властных семей, которые в поисках легитимных мужских наследников шли на различные хитроумные комбинации.

 

Первое упоминание о костеле Божьего Тела датируется 1378 годом. По некоторым сведениям, его строил в 1380-х годах каменщик Ничко. О строение Доминиканского костела в готическом стиле есть сведения с первой половины XV века. Уничтожен временем и пожарами костел превратился в рудеру, которую разобрали в 1745 году.

 

Новый Доминиканский костел Божьего Тела построен в барочном стиле в 1745-1764 гг. по проекту генерала артиллерии Яна де Витте. Величественное сооружение увенчано куполом – вроде венского костела Св. Карла Боромео (Karlskirche), сооруженного в 1716-1737 гг. архитектором Иоганном Бернардом Фишером фон Ерлахом.

 

 

Строителем Доминиканского костела был Мартин Урбаник. Основные строительные работы завершили в 1759 году, когда торжественно установили крест на куполе костела. Основная глыба храма в плане эллипса окруженная часовнями и дополнена прямоугольной алтарной апсидой. Большой эллиптический купол поддерживают 8 пар колонн, на осях которых под куполом установлено 18 позолоченных деревянных фигур монахов, вырезанных в 1764-1768 годах Антонием Осінським.

 

В 1760-1768 гг. сооружали главный алтарь и алтарь часовни Потоцких, который спроектировал М.Урбаник. После его смерти в 1764 году отделочными работами руководил архитектор Христофор Мурадович. В главном алтаре Доминиканского костела является распятие 1397 года. Четыре деревянные скульптуры главного алтаря (Святых Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла и евангелиста Луки) выполнил 1777 года Матвей Полейовский или скульпторы его школы. В 1764-1767 гг. на главном фронтоне установили каменные фигуры, вероятно, выполнены Антонием Осінським и Себастьяном Фессінґером. Некоторые из исследователей приписывал эти скульптуры Иоганну Георгу Пинзелю.

 

На фронтоне костела привлекает внимание латинская надпись: «Soli Deo honor et gloria – «Только Богу честь и слава».

 

Со старого готического костела остались ренессансные алебастровые надгробия спящих рыцарей XVI–XVII веках, размещенные в крипте. Были ли это памятники Вацлава Дидушицкого, Станислава Влодка, Яна Свошовського, Николая Гербурта, Павла Тарла. В XIX веке крипту превратили в овощной склад, и пам’тникам грозило уничтожение. По инициативе краеведа Антона Шнайдера и консерватора памятников Винцента Поля памятники вытащили из подземелья, и в 1866-1870 годах их реставрацией занимались скульпторы Парис Филиппи, Петр Козакевич и Станислав Сєнявський. Парис Филиппи открыл при Доминиканском монастыре свою мастерскую, в которой основал в 1867 году собственную скульптурную школу.

 

В течение XIX века интерьер костела украсили несколько плит и памятников. В частности, мраморное надгробие графини Юзефы Дунин-Борковской (1816) работы Бертеля Торвальдсена, памятники губернатору Галичины барона Франца фон Гауэру (1824) авторства Антона Шімзера, художника Артура Ґроттґера (1880) работы Валерия Ґадомського, историка Генрика Шмитта (1884) работы Тадеуша Блотніцького, медика и филантропа Тадеуша Жулінського (1889-1890) авторства Томаша Дикаса, поэтессы Марии Бартос (1888), который выполнили скульпторы Леонард Маркони и Тадеуш Вішньовецький (портретный медальон), архитектор Юлиан Захариевич.

 

В 1905-1914 годах проводилась реставрация интерьера костела, во время которой установили новый орган (в 1955-м его перенесли в филармонию на вул. Чайковского, 7) и балюстраду хоров по проекту Эдгара Ковача. Несколько скульптур создал тогда для костела Петр Вийтович.

 

В 1956-1958 годах велись реставрационные работы под руководством Игоря Старосольского. В частности, отремонтирован поврежденный во время войны купол костела. В советское время в храме и монастыре устроили склады, а с 1973 года он стал частью Музея религии и атеизма (теперь Музей истории религии). Под куполом подвесили тогда маятник Фуко. В конце 1990-х Доминиканский костел стал греко-католическим храмом Пресвятой Евхаристии. Первым его настоятелем стал а. Милян – теперь епископ-помощник Киевской архиепархии УГКЦ.

 

В 1865 году по проекту Йозефа Браунзайса достроили колокольню, украшенную в стиле барокко, которая создала с костелом совершенную композицию. Справа от башни можно увидеть на стене барельеф с символикой ордена – пес божий (domini canus) с факелом в зубах сидит на книге.

 

Здания Доминиканского монастыря, прилегающего к костелу с северной стороны, появились еще в XV ст. В 1556-1621 годах их перестроил архитектор Н.Чех. После пожаров 1766 и 1778 гг. их восстановили. Это трехэтажный комплекс сложной конфигурации со стенами укрепленными эскарпами и двумя внутренними дворами.

 

В интерьере сохранилась трапезная зал с барочной лепниной и росписями и несколько помещений со старинными сводчатыми перекрытиями. В 2010 году открыто настенные картины, представляющие виды доминиканских монастырей Галичины: Ярослав, Жолква, Подкамень, Диків.

 

Северный фасад монастыря выходит на вул. Леси Украинки. При северо-восточном углу здания сохранились остатки Рымарской башни что стояла на углу Высокой Стены. После казацких осад 1648 и 1655 годов башня была сильно повреждена.

 

Однако порой монастырю приходилось выдерживать осады своевольных шляхтичей Речи Посполитой. Так в 1559 году в Доминиканском монастыре нашли приют княжна Гальшка Елизавета Острожская и ее мать Беата. Гальшку преследовал познанский воевода Лукаш Гурко, который подвохом обручился с княжной. Гурко с помощью львовского старосты и по согласию короля Зигмунта Августа проводил осаду Доминиканского монастыря и штурмовал его со стороны Рымарской башни.

 

Хотя нападающему удалось захватить желанную невесту, но, как писал Д.Зубрицкий, «Гурко не получил ожидаемой выгоды, она не хотела жить с ним, умерла без потомства, а огромные богатства, которых он так жаждал, перешли к дяде умершего, князя Константина Острожского. Такова вкратце эта история, в которой и город Львов находилось несколько недель в осаде, понесло вылазок, сражений, перекрытия ворот и прекращения торговли, от чего понес значительные убытки» 3.

 

В 1811 году, по решению магистрата, башню Шорников перестроили в колокольню Доминиканского костела по проекту Юрия Ґлоговського. С 1810-го в подвале башни разместил свой состав льда кондитер Ян Товарницки, через что башню называли еще Ледяной. Но лед не пошел на пользу этому зданию, и через постоянный холод и влажность в подвалах башню 1849 году признали аварийным, а в 1852-м ее разобрали. По сей день сохранился лишь фрагмент тыльной стены Рымарской башни.

 

По распоряжению губернатора, 10 ноября 1817 года при Доминиканском монастыре было основано третью во Львове главную школу, в которой стало обучаться 192 ребят. Школа просуществовала до 1889 года, когда монастырь был освобожден от обязанности ее содержать. На основе этой школы была образована II государственная гимназия, которая помещалась на вул. Подвальной, 2 (теперь там СШ №8).

 

Большую часть помещений Доминиканского монастыря занимает теперь Львовский музей истории религии, открытый в 1970 году, в котором собрано более 50 тысяч экспонатов.

 

С домініканами связаны еще два храма во Львове. На бывшей площади Святого Ивана возвышался одноименный костел – старейший христианский храм города Львова. Сейчас в здании храма действует Музей древних памятников Львова, который имеет адрес: площадь Старый Рынок или вул. Ужгородская, 1. На некоторых современных планах бывший костел обозначен по адресу: ул. Подгорная, 2.

 

По традиции считается, что каменный костел Святого Иоанна Крестителя построил около 1250 года князь Лев для своей жены Констанции, дочери венгерского короля Белы IV – на месте церкви монахов-василиан. Констанция привезла во Львов монахов-доминиканцев, которые занимались храмом. По легенде, Констанция была похоронена в крипте храма. На его стене 2002 года установили памятную таблицу принцессе Констанции с надписью на украинском и венгерском языках.

 

 

Еще в 1869 году костел Иоанна Крестителя было посвящено отдельную книжечку, написанную Карлом Відманом. “В поселении, которому бл. 1259 г. дано название Львова, уже в 1234 г. монахи Св. Доминика занимали костел Св. Яна. Существовал ли этот костел перед 1234 г., об этом не имеем никаких сведений, но, если существовал, то возможно принадлежал к василиан”, – писал К.Видман⁴.

 

Он утверждал, что костел был основан домініканами, товарищами Св. Яцка Одровонжа в 1234 г., был в их посіданні вплоть до основания Львова между 1250-1255 гг., когда перешел к монахов василиан и оставался в их руках до 1270 г. Тогда, одновременно с основанием Доминиканского монастыря в Центре города (теперь пл. Музейное), по желанию княжны Констанции, храм вернули доминиканцам. В 1372 году наместник Галицкой Руси князь Владислав Опольский снова отдал святыню василианам.

 

В 1375-1396 годах храм принадлежал армянскому монашескому ордену Братьев-униатов Святого Григория Освятителя. Потом костел Иоанна Крестителя принадлежал римо-католикам.

 

Частые перестройки меняли его первоначальный вид. Храм был перестроен в 1886-1889 годах “ради чистоты романского стиля” Юлианом Захариевичем, который придал ему черты типичного неороманского костела второй половины XIX века. Во время последней «реставрации» (а фактически реконструкции) в 1980-х костел перекрыли гонтовой крышей и пытались восстановить отдельные элементы, характерные для зданий древнего Львова. От сделанного Захариевичем фактически остались лишь передний фасад и колокольня.

 

В обновленном бывшем костеле открыли небольшой Музей древних памятников Львова, который является отделом Львовской галереи искусств. Одновременно храм использует для Богослужений греко-католическая община Св. Ивана Крестителя.

 

Последние исследования в этом храме отвергают доминиканскую генеза и причастность к нему королевны Констанции. «Анализ исторических данных и архитектуры здания приводят к выводу, что долголетний латинско-русинский спор о происхождении костела Св. Яна был беспредметным, а настоящие истоки святыни связаны с третьим элементом, не брался до сих пор внимания армянской общиной Львова. На современном этапе исследований следует признать, что время ее возникновения замыкается между указанными выше датами 1363-1371» ⁵.

 

В окрестности нынешней площади.Шашкевича и улиц Библиотечной и Технической еще в XVI веке имел свое поместье доктор Эразм Сикст (поэтому эта часть пригорода с тех пор называлась Сикстівка). В 1609-1612 годах строители Ян Мартин Годный и Войцех Альберт Келяр построили на соседнем пригорке небольшой однонефный костел Св. Марии Магдалины. В XVIII веке храм перестроили по проекту Мартина Урбаніка. На фронтоне были установлены две искусно выполненные фигуры Святых Доминика и Яцека Одровонжа.

 

 

При костеле соорудили солидный четырехугольный монастырский дом оо. Доминиканцев с внутренним двором. Во времена императора Иосифа II монастырь и доминиканскую духовную семинарию ликвидировали, костел Марии Магдалины стал приходским. В бывшем монастыре открыли тривиальную школу Св. Магдалины и дом труда. В 1841 году Галицкий религиозный фонд продал монастырь под уголовный учреждение (тюрьму) для женщин.

 

В 1880-1889 годах костел подвергся реставрации, проведенной под руководством уже упомянутого Юлиана Захариевича. Башни получили барочное завершение и часы.

 

После II Мировой войны костел Св. Марии Магдалины оставался действующим римско-католической святыней до 22 октября 1962 года. Именно тогда советская администрация решила ликвидировать приход и закрыть костел, который был передан Львовскому политехническому институту. С 1969-го костел был передан Львовской филармонии, а в 1988-м в нем организовали отдельное учреждение – Дом органной и камерной музыки. Параллельно в 1991 году возобновила деятельность римо-католическая парафия Св. Марии Магдалины.

 

Зато доминиканы вернулись во Львов в начале ХХІ века. Первая пастырская встреча с молодежью состоялась 28 сентября 2010 года. Сейчас львовские доминиканцы проводят формационные, библейские и молитвенные встречи, а также исповедуют молодежь и проводят богослужения на украинском и польском языках.

 

А 22 декабря 2016 г. во Львовском музее истории религии открыли выставку «Святой Доминик и доминиканцы. 800 лет духовной приключения», организованную совместно с Монастырем доминиканцев во Львове. Выставка продлится до 29 января 2017 года. На открытии демонстрировался фильм «Святой Яцек, Апостол славян».

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Kunaszewicz Stanisław. Przechadzki archeologiczne po Lwowie. – Lwów, 1874. – S. 21.

 

2 Купчинский А. Акты и документы Галицко-Волынского княжества XIII – первой половины XIV веков. – Львов, 2004. – С. 471.

 

3 Зубрицкий Д. Хроника города Львова. – Львов, 2006. – С. 164.

 

⁴ Kościół pod wezwaniem Jana Chrzciciela we Lwowie: Wiadomość historyczna przez Karola Widmana. – Lwów. 1869. – S. 31.

 

⁵ Kościoły i klasztory Lwowa z okresu przedrozbiorowego / Red J. K. Ostrowski. – Kraków, 2011. – S. 32).

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика