Новостная лента

Два музыкальных дня: под знаком Колессы

21.12.2015

 

В одном из интервью с Вирком Балеем (композитором, дирижером и пианистом, что прожил всю сознательную жизнь за пределами Украины, но остался деятельным патриотом) я прочитала фразу: «Своих надо помнить не только в годы великих юбилеев». Возможно, то, о чем хочу рассказать, и станет началом последовательного деятельного «памятования своих»?.. Имею в виду два концерта «В честь Николая Колессы», состоявшихся в первой декаде декабря в зале Львовской филармонии.

 

 

Рядовой ценитель искусства может узнать о жизни и творчестве Николая Філаретовича просто воспользовавшись Википедией. Однако, то только скупые отблески того, что за 80 лет полной преданности музыке и своей работе сделал этот Человек. Прикоснуться к неповторимому миру, пронизанного волшебством Карпат, организаторы концерта предложили через хоровые обработки и симфонические произведения Николая Колессы. Шестого декабря Галицкий академический камерный хор и струнный квартет «Феникс» приготовили интересную программу: оживили «Лемковское свадьба».

 

Оригинальный с точки зрения построения цикл лемковских песен захватывает интересными композиторскими находками, которые, однако, требуют безупречного исполнения. Каждая песня самодостаточна, и вместе они создают сквозную музыкальную иллюстрацию свадебного обряда. Николай Колесса, выбирая такой (на первый взгляд необычный) исполнительский состав (смешанный хор и струнный квартет), «примирил» народную и академическую традиции исполнительства. Даром, что на сцене играл струнный квартет, в его звучаниях можно было отчетливо услышать звучание народных ансамблей.

 

Воспитанный в семье ученого-фольклориста, вдохновленный примером Николая Лысенко, Николай Колесса в своих обработках всегда искал «сокровищ» – характерных региональных особенностей народных песен – и подбирал такие средства музыкальной выразительности, чтобы как можно лучше подчеркнуть. Но обработка – не запись народной песни; композитор оперирует довольно непростой полифоническим техникой, а сложная и капризная ритмика и ладовая природа лемковских и гуцульских песен требуют немало труда. Но результат того стоит! Это богатство гармонии, динамических и штриховых нюансов, чарующий колорит – настоящее наслаждение и для артистов, и для слушателей.

 

Галицкий академический камерный хор под руководством Марьяны Ферендович подарили слушателям тончайшие тона своего мастерства. Наименьшая музыкальная фраза была отработана идеально, коллектив продемонстрировал, что им по силам не только сила и мощь звучания, но и тонкая игра меняющихся деталей. Очень удачно были подобраны солисты: Мария Шот, Кристина Макар, Ярина Мулик, Наталья Когут и Иванна Штурмак, которые каждая в своей партии звучали так, как будто песня писалась изначально для них. В мою же память на несколько следующих дней врезался голос Иванны Штурмак (песня «Где ты меня, Василеньку, поведешь»). Во втором отделе, уже под руководством своего бессменного руководителя Василия Яциняка Галицкий академический камерный хор исполнил обработки трех лемковской, гуцульской и буковинской песен Николая Колессы и связку народных песен Филарета Колессы «Улица».

 

Восьмого декабря в зале Львовской Филармонии прозвучала программа из симфонических произведений. Для Академического симфонического оркестра Львовской филармонии фигура Колессы – знаковая, ведь он, блестящий дирижер, вместе с Исааком Паїним в свое время стоял у истоков Симфонического оркестра. Вечер открывался симфоническим произведением нынешнего юбиляра Бориса Лятошинского. Симфоническая баллада Гражина» не часто звучит из украинских концертных эстрад.

 
Академический симфонический оркестр Львовской филармонии под батутой своего художественного руководителя Тараса Крысы порадовал слушателей вдумчивой интерпретацией произведения украинского модерниста. В том же отделении концерта прозвучал Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева. Солював лауреат многих серьезных конкурсов, один из самых ярких пианистов наших дней, Антоний Барышевский. Блестящая техника, вирафінуваний стиль исполнения вызвали оправданное восхищение. Завершила вечер Вторая симфония Николая Колессы. Еще перед концертом меня несколько удивил выбор программы: на вечере в честь Николая Колессы должна была бы звучать только его музыка! Но с другой стороны: возможно, первая часть программы помогла «вписать» творческую манеру Николая Колессы в звуковое пространство его эпохи? И хотя произведения, которые прозвучали, отдаленные по времени создания на 50 лет (Третий концерт Прокофьева написан в 1916, «Гражина» увидела свет в 1955, а Вторая симфония Колессы – в 1966), они выпукло подчеркивают разницу творческого почерка трех ярких современников.

 
На этом дань Колессе, звезда которого погасла десять лет назад, не закончилась: 10-12 декабря состоялся конкурс пианистов имени Николая Колессы. Впереди – конкурс и семинар юных дирижеров Академии, который выявит, кто лучше овладел сутью «Основы техники дирижирования», и стал лучшим учеником выдающегося дирижера. Надеюсь, что подобные концерты и конкурсы – это только начало «прорастания» фигуры Маэстро в украинский художественный быт. Хотелось бы, чтобы его произведения вошли в «железный репертуар» украинских исполнителей, а многогранная деятельность вызвала соответствующий интерес.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика