Новостная лента

Двадцать тезисов о музыкальную журналистику

17.09.2015

 

В зале шумно. Люди полностью заполнили клуб, и сесть тем, кто пришел позже, почти невозможно. Все в ожидании панели в рамках IV Львовского Медиафорума: «существует культурная журналистика в Украине и люди, которые о ней пишут?», на которой выступят Алла Кошляк (Общественное. Культура и Радио Аристократы), Алексей Бондаренко (основатель блога LiRoom) и Александр Пролетарский (корреспондент журнала «ШО» и автор проекта artmаgeddon.net). После выступления третьего спикера зал взрывается вопросами: «Почему мы говорим только про музыкальную журналистику?», «А как же другие направления?». «Я чувствую разочарование», – добавляет другой слушатель. Спикеры отвечают: «Проблемы в этой сфере можно перенести на любое другое направление в культурной журналистике». А зал тем временем продолжают покидать слушатели.

 

 

Алла Кошляк (Радио Аристократы, Общественное. Культура):

 

В крупных общественно-политических медиа информация о культуре появляется по остаточному принципу: «если у выпуска хватит времени», «если нет никаких событий, а корреспондента нужно чем-то занять – давайте его отправим на выставку», или «у нас много всего ужасного в новостях, давайте наконец сделаем бантик – расскажем о какой-то культурное событие». Я вижу в этом большую проблему.

 

Я часто читаю в интернете, что нет чего почитать, кого посмотреть. В конце концов, нет интересного контента. А он, оказывается, есть. Но почему качественный контент набирает 300 просмотров, а видео, как депутаты подрались в раде – десятки или сотни тысяч просмотров. То есть, контент есть, но аудитория его почему-то не смотрит. Возможно, она не всегда готова воспринимать и потреблять его.

 

 

В Украине можно и нужно писать, снимать, говорить о культуре. И опыт в обоих медиа, которых я работаю – Общественное. Культура и Радио Аристократы – показывает, что ресурсы и возможности найдутся. Жалуется только тот, кто ничего не делает и не пытается.

 

Нужно четко понимать, что вы хотите донести аудитории, зачем вам это вообще нужно, и кому еще это нужно.

 

 

Алексей Бондаренко (LiRoom):

 

LiRoom – это мой блог о новой украинской музыке. Он существует четыре года. Запустил я его просто так. Как-то с другом мы пили пиво и решили писать о музыке, потому что никто о ней не пишет. Конечно, о ней все писали. Просто мы не сделали никакой research.

 

Поскольку я много работал в стартапах, я вычислил для себя определенную зависимость, по которой музыкальный коллектив попадает в массы – от никому неизвестного до массового явления. Когда появляется новое мобильное приложение, о котором еще никто не знает, им начинает пользоваться 2,5%, потом друзья советуют своим друзьям, чтобы те пользовались. Но ни те, ни другие не делают тебе кассу. Впоследствии подключается широкая аудитория; затем этим приложением пользуются все; и последнее – это когда приложением пользуется ваша бабушка. В музыке примерно то же самое. Когда появляется музыкальная группа, нужно пройти все эти стадии. Сначала он приходит в блоги, о нем пишут друзья, и он выступает в маленьких клубах. Затем подключается интернет-радио, средние СМИ (то есть те, которые больше, чем блоги) и лидерами мнений (когда, например, о вас написал Святослав Вакарчук). И вы начинаете выступать на больших фестивалях. Первые два пункта группа не продают. Продают группа радио и телевидения. Все остальное – андеграунд.

 

Почему не на украинском?

Это вопрос, который можно задать любому украинскому СМИ. Я пишу на украинском хуже, чем на русском. Потому что это не мой родной язык. Если появятся люди, готовые помочь, и все это постоянно перекладывать, и делать это нормально, то будем делать украинскую версию. Правда, ресурсов для этого нет, и я, честно говоря, не вижу смысла. У нас упадет качество контента.

 

 

Почему про Океан Эльзы?

Для того, чтобы была бизнес панель, должны быть просмотры. Чтобы были просмотры – стоит писать не только о группах, которые тебе нравятся, или которые ты считаешь крутыми, но и о вещах, которые в конце-концов тебе принесут статистику, которую ты потом принесешь рекламодателю. Каждый раз, когда Океан Эльзы делает что-то большое, статья на LiRoom набирает больше, чем все статьи за месяц. Единственная проблема – стоит писать не только о Океан Эльзы, а искать другие темы, что сложнее.

 

Почему нет критических рецензий?

У нас шизофреническая ситуация в украинском фейсбуке. Люди что-то пишут, ты, соответственно, пишешь критическую рецензию, и люди спрашивают: «Почему ты про меня так плохо написал?». Во-вторых, нужны критические рецензии вообще? Если в альбоме что-то не так и об этом трудно говорить, как на меня, в 70 % случаев это можно сказать лично. Задача критиков – это не набирать просмотры, а помогать. И если твоя рецензия не может это сделать, то, возможно, лучше не писать.

 

Почему вы не написали о нашей группе?

Музыкальные группы не понимают, что такое пиар. Если вы хотите, чтобы о вас написали, вы должны дать инфоповод. Именно ваше существование или то, что у вас есть несколько видео – это еще не информационный повод. Это не интересно.

 

Почему в Украине нет музыкальной журналистики?

Это самый популярный вопрос. Я считаю, что не стоит музыкальную отделять журналистику как отдельную отрасль. Это – культурная журналистика. И человек, который пишет только о музыке, по моему мнению, очень скована в своих действиях. Еще одна причина – у нас нет института музыкальной журналистики и медиа, которое бы воспитывало журналистов в этом направлении.

 

Почему у нас все так плохо с культурной журналистикой? Что имеется в виду – «плохо»? Что большинство контента – не такая клевая, как могла бы быть. Во-первых, потому что на этом никто не зарабатывает. Когда начинают говорить: «у вас плохие статьи», «у нас нет музыкальной журналистики», мне сразу же хочется спросить: «почему вы ставите нам стандарты BBC, если для нас это хобби?».

 

Когда появятся деньги, тогда это будет журналистика. Потому что журналистика – это профессия, в которой человек зарабатывает деньги за созданный контент. А так – это просто энтузиазм.

 

Меня часто спрашивают, что там, во Львове, Днепре, Харькове происходит в музыке? Я же спрашиваю: «А кто там будет писать?». Я пытался запускать региональные LiRoom, искал людей, но качество этих текстов, мягко говоря, не очень. Это были тексты, которые не возможно было поправить.

 

 

Саша Пролетарский (Artmageddon.net, ШО):

 

Киев, Одесса и Львов – три города, которые потенциально вырастут в то, что смогут воспринять в открытой свободной Европе. И сегодня утром я решил пройтись в поисках журналов о культуре. Я нашел три или четыре журналы о науке. И один журнал о культуре, который назывался «Музыка». Я открыл этот журнал и попал на колонку главного редактора, где говорилось о том, что наконец пришла весна и завершится война. В журнале – материалы о хор Веревки и местные симфонические оркестры. А в рубрике «Ньюфолк / Добрый рок-н-ролл» – бандурист.

 

Эти два года часто слышать о взрыве украинской музыки. А почему? Потому что ушла с рынка российская сцена. Потому что российские гастролеры не ездят в Украину (за исключением Одессы, где проводят концерты Стаса Пьехи и Бутусова).

 

Культура должна оставаться в артефактах. Любая журналистика – это артефакт. Это как Сартр говорил: «Всего себя отдал, чтобы всего себя спасти». Журналистика в печатном виде – вечная.

 

В польском киоске можешь купить до пяти журналов о музыке. В этих журналах печатают от пятидесяти до ста рецензий. В Украине употреблять термин «профессиональный рецензент» – смешно. Музыкальных журналистов в Украине – человек пятьдесят, а факультетов журналистики – гораздо больше. Все хотят быть услышанными в политической журналистике, потому что на этом можно заработать, реализовать амбиции. Музыкальная журналистика – она скучная. Она для тех, кто читает о бандуристах.

 

Мне вспомнился анекдот про муравьев и слона. Муравьи говорят: «Идем слона побьем». «А как?» – запрашиваются другие. «А мы его завалим и затопчемо». Это как про андеграунд и мейнстрим. Много групп стремится в мейнстрим, потому что там возможности, финансы. А андеграунд – жесткий и грязный.

 

Фото: Ирина Середа.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика