Новостная лента

Думать, как Лем

04.04.2016

 

Нынешний LEMinarium переосмысливал философские концепции Станислава Лема – без иллюстрирования и интерпретаций его фантастических произведений. Чтобы не ограничивать себя, участников и посетителей традиционными представлениями о формате мероприятия (например, фестиваль), организаторы расширили его до «пространства актуальной культуры». Это пространство создавалось в программе для подростков (в ряде испытаний новейших гаджетов и лекций) и артистической программе (выставках и лекциях. Общее настроение визуальной части нынешнего Лемінаріму можно охарактеризовать словосочетанием «думать, как Лем». При этом, не всегда такую логику авторы выбирали для себя; они, скорее, стремились запустить другой механизм мышления у зрителей.

 

Фотофрагмент «Манипуляций» Влодка Кауфмана

 

Проект Влодка Кауфмана «Манипуляции» – это серия фотографий с добавлением графических скобок, имитирующих фокусировки какого-либо оптического устройства. Эти изображения напоминают аэрофотосъемку поверхностей неизвестных планет. На самом же деле – это весенняя оттепель на львовских улицах. Маленькие ручейки из талого снега, которые мы не замечаем под ногами.

 

По мнению самого художника, такие манипуляции с сознанием человека возможны потому, что она опирается на эгоизм. Чрезмерное эго человека мешает объективно воспринимать бесконечное число цивилизаций во Вселенной и замечать множество микро или макро цивилизаций совсем рядом.

 

С развитием технологий человечество все больше получает знаний, но пропорционально возрастает их использования? Наши когнитивные процессы познания и осознания, остаются на довольно примитивном уровне. Две точки-горизонтальная и вертикальная черточки – мы узнаем лицо в фактуре коры дерева, на потрепанных стенах. Почти от рождения мы обладаем элементарными возможностями распознавать и даже идентифицировать лицо. Этим объясняется, что мы видим «Марсианского сфинкса» или какие-то рожи на Луне. Выветренный холм на поверхности Марса или впадины рельефа на спутнике Земли мы автоматически интерпретируем согласно нашего опыта. Очевидно, что эти текстуры лицами не являются. А все, что мы видим, является верно идентифицированным?

 

Так, человек имеет уникальную способность распознавать визуальные образы. Единственная проблема, что эта система в нашем мозге работает не идеально. Поэтому иллюзии, которые машинально продуцирует мозг, дают возможность манипулировать. И, возможно, затрудняют процесс познания. Проект «Манипуляции» еще и о том, что вряд ли мы готовы встретить и понять Другого в новом мире. И одновременно этот фотопроект является неким «тренажером», который заставляет мозг сделать определенное упражнение для совершенствования нашей познавательной, философской и психологической природы в подготовке к встрече с Неизвестным.

 

Проект Андрея Линика «Океан». Фото: Юрий Дячишин.

 

Название генеративной звуковой скульптуры Андрея Линика «Океан» навязывает до существа с высокоразвитым разумом в романе Станіслова Лема «Солярис». Объемная трехмерная композиция состоит из трех уровней. Вверху размещены девять бутылок с жидкостями (среди которых, например, молоко, кровь, масло, зеленка). Дозировано через капельницы жидкости капает и смешиваются в большой колбе, которая находится посередине конструкции, на втором уровне. Это и есть «Океан». Заключительная часть – черный ящик, в котором спрятан компьютер с колонками, вещающие генерируемый звук.

 

Автор дает зрителю к рассматриванию процесс смешивания и создания новой жидкости, которая имеет уже совсем другие, новые качества – например, удивительный сине-зеленый цвет. Вместе с тем, эта новая субстанция находится в своем внутреннем движении – постоянном изменении химических качеств. Нам только кажется, что эта голубоватая жидкость ничего не делает; на молекулярном уровне она очень занята. Вот эти внутренние процессы Андрей Линик и предлагает услышать.

 

Для этого каждую из девяти жидкостей автор представил в виде чисел. Девять показателей – это уникальный набор данных, описывающих физические свойства (например, молярная масса, кислотность, плотность, цвет, прозрачность, температура кипения и др.), а десятый – измеренная частота капания. Эти числа вошли в основу алгоритма, с помощью которого программа генерирует звук. Условно говоря, есть девять различных волн, которые накладываются на десятую и изменяют его амплитуду. Каждая капля изменяет характеристики «Океана» и звуковой волны.

 

Человек также состоит из жидкостей: нас можно описать индексами, есть потоки внутри нас, одновременно мы тоже находимся в потоке. Это движение – характеристика самой жизни, его текучести, текучести, способности растворяться и растворять в себе. «Другие, становясь частями нас, становится нами; мы становимся другими в других. Это также дает нам возможность исчезнуть, стать чужими, другими, собой», – говорится в описании проекта.

 

И наша планета (и выдуманный Лемом Океан Соляриса) – живой организм, постоянно меняющийся, где информационные потоки получают различные формы и интерпретации, эмоциональное и информативное творят вместе разнообразные комбинации и постоянно меняющуюся структуру.

 

Слева – DrillBot — Robot Partner 3.0 в начале перфоманса, дело – видеодокументация перфоманса и его следы на стене

 

Важным в осмыслении творчества Станислава Лема есть робототехника. Чтобы «думать, как Лем» в пространство LEMinariumу пригласили настоящего робота. И до сих пор жанр фантастики предлагает всего три варианта развития событий в случае контакта с Неизвестным, идет ли речь об искусственном интеллекте или о разумных существах с других планет (совместно, мы – их, они – нас), которые Станислав Лем назвал стереотипными еще более полувека назад. А Штефан Дьопнер уже около двух десятков лет моделирует ситуации пересечения человеческой практики и технологий, в которых можно пережить другой, не такой одномерный опыт контакта.

 

В рамках LEMinariumу художник представил роботов перфоманс DrillBot’а. В противовес большим ожиданиям относительно применения роботов в различных сферах человеческой жизни, Штефан Дьопнер пытается пренебречь бездумное прославление технологий, и предлагает осмыслить взаимодействие технологий и человека через художественные технологические видения.

 

Для этого художник еще раз «изобретает велосипед», и в свой способ перестраивает современную технику, которая имеет устойчивое значение в нашей повседневной жизни. То есть, чтобы проанализировать и понять современные технологии, которые влияют на наше бытие (и очевидно, еще больше будут влиять в будущем), Штефан Дьопнер использует метод пере-изобретение. По словам художника, он практикует допущения ошибок, которые являются важными для человечества в целом, и для технологического движения вперед.

 

В пространстве LEMinariumу художник представил DrillBot — Robot Partner 3.0 – сочинение роботичного искусства, что может двигаться по вертикальной поверхности вверх, вниз, влево и вправо, вперед и назад, днем или ночью, пробуривая стены сверлами. Это робот-партнер, создан с целью помогать людям, но в определенных условиях он даже не нуждается в нас, чтобы работать. Единственная его потребность в человеке – приставить к стене и включить, а дальше он сам делает в стене дыры и покоряет вертикаль.

 

Робот имеет свою систему определения пространства, в зависимости от размера и фактуры стен, поэтому в зависимости от характера плоскости его поведение меняется. Итак, до конца неизвестно, как будет работать этот робот, каким будет его перфоманс. Наблюдая за действиями Дрильбота, думается: когда творение совершенно не потребует человека как творца.

 

Фрагменты проекта «Предположение» группы GAZ и Даниила Шумихина

 

Проект «Предположение» группы GAZ (Алексей Золотарев, Василий Грубляк) и Даниила Шумихина – это семь триад белых гипсовых объектов (инструмент, голова животного, рельеф), размещенных на стенах галереи в рівноритмічному порядке. Сюжетно-образную концепцию каждый зритель строит самостоятельно, выбирая траекторию движения для рассматривания объектов. Авторы побуждают сразу окунуться в это пространство, отодвигая описание проекта в среду инсталляционной территории.

 

«Предположение» – это игра без ограничений и правил, в которой зрителю предлагается генерировать смыслы. Проект в чем-то перекликается с «Океаном» Андрея Линика, ведь это пространство предположений находится в постоянном внутреннем движении интерпретации и комбинирования.

 

Во время работы над проектом у авторов возникла необходимость объединить все части в одну систему. Тогда GAZ и Даниил Шуміхн решились создать свою новейшую карту мира. Хотя границы государств могут меняться и быть условными, однако на карте они складывают как пазлы – целостную картинку континентов Земли. Для «Предположения» Даниил Шумухін создал собственный пазл: семь абстрактных рельефов, которые можно поставить один на один и получится гипсовый монолит. Эти подробности не заметны зрителю, однако есть концепційною основой, и могут считываться интуитивно. Составленные рельефы напоминают строение Земли в разрезе (или какой-то другой, возможно, фантастической планеты). И населяют этот многослойный монолит коза, свинка, волк, заяц, рыба, кошка и стриж.

 

Каждая гипсовая копия утилитарного предмета является примером цивилизационного фильтрации – пила или молоток уже достигли своего максимально эргономичного вида. Они также имеют свою систему противоречивых значений – уничтожение или создание. Зритель на уровне рефлексов может интерпретировать, например, как разрушение, а циркуль – как созидание. И прийти к выводу, что художники, как создатели этой модели условного мира, несправедливо «запрограммировали» кого-то на агрессию, а кого-то на творчество. Итак, зритель может наблюдать за течением своих мыслей, и поймать себя на чем-то необычном.

 

Свой «месседж» авторы строят с помощью минималистичного набора символов, которые называют «нео-геральдикой», сравнивают с ієрогліфічним письмом древних египтян, и дают полную свободу для интерпретаций. Если мы, современные, можем понять послание, составленное из «эмодзи» и «смайликов», то этот проект – еще один пример обмена идеями без слов, при помощи унифицированных символов.

 

Окулисты для улучшения зрения рекомендуют делать следующее упражнение: посмотреть в окно и сконцентрировать зрение на точке вдали, через несколько секунд – сфокусироваться на точке на самом стекле. Изменение фокуса тренирует зрение. Пространство культуры LEMinarium этого года предложил зрителям цикл интеллектуальных упражнений: фокусироваться на вопросах общих и внутренних, поймать себя на слабости ошибочных интерпретаций в «Манипуляциях» Влодка Кауфмана, и поработать этим же несовершенным инструментом с «Предположениями» группы GAZ и Даниила Шумихина; почувствовать себя до боли биологической істоткою рядом «Дрильботом» Штефана Дьопнера и співпережити процесс создания нового вещества в «Океане» Андрея Линика. Поэтому одной из важнейших задач, реализуемых в LEMinarium’і 2017 можно считать именно тренировки «мышц» мозга.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика