Новостная лента

Е-билет на низком старте

02.11.2015

Львов с третьей попытки таки подходит к реализации проекта электронного билета. Городской совет утвердил условия кредита от ЕБРР, за деньги которого это дело и будет осуществлено. В соответствии с планом электронный билет заработает в марте 2018 года.

Сторонники проекта говорят, что его реализация не только выведет бизнес на пассажирских перевозках в Львове с тени, но и даст толчок к качественным изменениям в общественном транспорте.

Зато часть специалистов убеждена, что город заплатит большие деньги за то, чтобы получить детальную статистику пассажиропотоков, количества льготников и добросовестности перевозчиков. Однако этот проект не приведет к немедленному обновлению подвижного состава или резкого скачка качества перевозок.

 

 

Как внедрять е-билет и что он изменит

 

Львовский городской совет утвердил условия предоставления кредита от ЕБРР. Согласно этому документу, максимальная сумма кредита может составить 10 млн. евро на 13 лет. За эти средства город планирует закупить оборудование и программное обеспечение для электронного билета.

 

В частности, речь идет о терминалы для продажи карт, оборудование для их изготовления, валидаторы, которые установят в транспорте и компьютерное оборудование.

 

По словам директора ЛКП «Городской центр информационных технологий» Андрея Вишневского, подписание соглашения с банком запланировано на вторую половину ноября. После этого состоится конкурс по отбору консультанта проекта. До конца года с консультантом согласуют подробное техническое задание, а уже потом будет проведен тендер, во время которого выберут фирму, которая реализует сам проект.

 

Андрей Вишневский говорит, что речь идет о комплексное решение, частью которого должно быть программное обеспечение проекта. По его словам, речь идет о покупке уже существующего ПО, которое адаптировать под конкретные львовские условия.

 

Пробный запуск системы согласно плану состоится в январе или феврале 2018 года на одной или двух линиях трамвая, а затем развертывание системы продолжится до сентября.

 

Введение новой системы приведет к изменению тарифов. Пока что за базовую стоимость проезда с пересадкой берут 5 гривен. Как рассказал Андрей Вишневский, стоимость будет зависеть от того, какой билет покупать пассажир — дороже обойдется одноразовый билет, а самыми дешевыми в пересчете на одну поездку будут карточки на длительное время — месяц или пол года.

 

«Тарифная политика будет меняться однозначно, потому что сейчас вы платите в любом виде транспорта и просто едете, а планируется ввести е-билет на время с пересадкой. Теперь мы решили что это будет 60 минут, но все это очень предварительные цифры и они должны основываться на ТЭО. Предполагается билет на час, на день, неделю, месяц, квартал, полгода и год», — рассказал он.

 

Сейчас в городе высчитывают два десятка локаций, где в будущем можно будет приобрести карточки. Кроме того будет 4 или шесть пунктов сервисного обслуживания, где также можно будет купить карточки е-билета. Также это можно будет сделать во всех центрах предоставления административных услуг города и в опорных точках города вроде вокзалов и аэропорта.

 

Следовательно водитель сосредоточится именно на управлении транспортом, что будет способствовать безопасности движения. Еще одна новация будет заключаться в том, что изменится механизм расчетов между заказчиком и перевозчиком — им будут платить за выполненный километраж и соблюдение графика, а не за количество пассажиров в салоне, говорит Андрей Вишневский.

 

Все это позволит городским властям как заказчику услуг получить значительно больше рычагов контроля за перевозками — город будет иметь данные о числе пассажиров, количество льготников, соблюдение графика. Анализ этих данных позволит требовать четкого соблюдения соглашений, заключенных городом с перевозчиками.

 

В то же время город планирует стимулировать перевозчиков обновлять подвижной состав — новые автобусы перевозчикам предлагают платить больше, чем за старые. По крайней мере, так утверждает администратор страницы проекта «Электронный билет» в соцсети «Фейсбук».

 

Плюсы и минусы

 

Директор ЛКП «Львовэлектротранс» Михаил Сидорович считает, что среди коммунальных и частных перевозчиков нет тех, кто не заинтересован во внедрении электронного билета.

 

«Я не думаю, что сегодня кто-то заинтересован в том, чтобы мы не имели электронного билета, как частный перевозчик, так и коммунальный. Они заинтересованы в том, чтобы был прозрачный учет, чтобы человек себя комфортно чувствовал и самая главная цель – водитель не будет заниматься выдачей билетов, а заниматься управлением транспортным средством» — сказал он в комментарии Z.

 

Иван Велійка, председатель «Ассоциации перевозчиков Львовщины», которая представляет интересы частных пассажирских перевозчиков, сказал в разговоре с Z, что проблем с внедрением новой системы не будет, если заказчик, то есть городская власть, будет демонстрировать одинаковое отношение к коммунальных и частных перевозчиков. Однако он имеет сомнения. о готовности городской власти. Это, в частности, касается компенсации за перевозку льготников, которые являются очень проблемными сегодня.

 

«С введением электронного билета не будет водитель собирать наличные, а оплата пойдет безналом. И будет обязательства города оплатить перевозчику за выполненный километр или пасажирокілометр, місцекілометр. Тогда для водителя не будет разницы, он перевозит пассажира, или 20, ведь будет четко установлена четкая оплата за выполненную работу, и она будет обсчитываться. Сегодня он выполнит всю работу, а город завтра должна ему за это заплатить.

 

По словам Ивана Велійки, представители городской власти сейчас много говорят о том, что в транспортной отрасли скрывается много средств.«Мы даем городу карт-бланш – весь излишек денег, который город соберет – пусть идет в бюджет города. Мы будем только рады, если город сможет получить дополнительные средства», — говорит он.

 

По его словам, данные о том, что в пассажирских перевозках Львова годовой оборот достигает миллиарда гривен, не соответствуют действительности. По его убеждению, эта сумма не превышает 600 миллионов гривен, поэтому можно говорить о завышенных ожиданиях от «детенизации» отрасли.

 

Также глава АПЛ считает, что обновление парка автобусов после введения электронного билета не состоится, потому что перевозчики, не имеют на это средств. В собственности муниципального АТП №1 есть около 60 собственных автобусов, а остальные принадлежат частным предпринимателям. И если для коммунальных предприятий город предоставляет средства на закупку новых транспортных средств, то частники могут купить автобусы только за счет кредитов. За сегодняшнего уровня кредитных ставок и минимальной стоимости автобуса 1,5 млн грн, ожидать стремительного обновления автобусного парка нереально, считает Иван Велійка.

 

Зато председатель бюджетной комиссии Львовского городского совета прошлого созыва Яромир Самагальский убежден, что внедрение е-билета происходит системно неправильно и не даст ожидаемых результатов, несмотря на благие намерения инициаторов процесса.

По его мнению, стоило бы сначала объявить конкурс на концепцию пассажирских перевозок во Львове, а затем – конкурс на разработку транспортной схемы и только после того мало бы идти речь о введение е-билета. Без этой последовательности Львов за 10 миллионов евро узнает о том, что на самом деле творится в общественном транспорте города, убежден он.

 

«Стоимостью примерно 300 млн гривен мы добьемся правды о том, что у нас творится на транспорте. Мы будем знать количество льготников, будем знать, как работают перевозчики на маршруте и сможем налоговой сдавать информацию по перевозчикам, выведя их из тени. А может есть более дешевые методы, чтобы это узнать?… Экономического эффекта от этого не будет – мы меняем частично систему и переходим на нормальную – город становится заказчиком. Но это частично. Потому определенное время автобусы ежедневно будут курсировать почти пустыми. А кто за это будет платить, при том, что все будет учтен до копейки – электронная система покажет, сколько автобус проехал столько километров и перевез 10 пассажиров. Это абсолютно не рентабельно. Готово город своим бюджетом ответить своим бюджетом за правду? Готово ли город заплатить за всех этих льготников?» — подчеркнул Ярослав Самагальский.

 

Вопрос на самом деле очень весомое, потому что во Львове по разным данным, насчитывается примерно 300 тысяч человек, которые имеют определенные государственные или муниципальные льготы. Если к этому числу добавить еще и льготников из области или других городов Украины, то число становится еще весомее. Как известно, проблемы с компенсацией проезда льготников уже не раз вызвали акции протеста перевозчиков, а ограничение прав льготного проезда приводили к возмущению среди категорий населения, которые ими пользуются.

 

Иван Велійка в разговоре с Z подчеркнул, что в большинстве городов мира пассажирский транспорт не является прибыльным, его дотируют из государственного или местного бюджета. По его словам, если город хочет сделать общественный транспорт доступным, то оно должно назначать средства для компенсации разницы себестоимости перевозок и стоимости проезда.

 

Зато Ярослав Самагальский говорит, что следовало бы провести расчеты относительно того, чтобы вообще сделать проезд в электротранспорте бесплатным. Как это сделали в ряде городов Европы и даже в украинских Черновцах весной этого года.

 

Наиболее ярким примером является введение системы бесплатного общественного транспорта в столице Эстонии Таллинне. 2012 года на референдуме было принято решение, что все жители города, которые имеют столичную регистрацию, могут бесплатно пользоваться общественным транспортом. За проезд платят только гости.

 

За несколько лет количество зарегистрированных жителей столицы Эстонии выросло на 16 тысяч человек. По данным муниципалитета, это дало весомый положительный экономический эффект для города – подсчитано, что каждая новая тысяча горожан дает городской казне примерно миллион евро в год.

Кроме того, в городе стало меньше «пробок» — горожане больше пользуются бесплатным общественным транспортом и меньше ездят собственными автомобилями, в частности для того, чтобы попасть в центр города.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика