Новостная лента

Электронный билет: первое приближение

21.01.2016

Общественный транспорт – одна из самых болезненных проблем украинцев. Низкое качество перевозок, высокие тарифы и практически необлікована система оплаты выглядят настоящим дикостью наряду с европейской практикой. Однако в последние годы участились попытки хотя бы усовершенствовать оплату проезда и внедрить электронный билет. Первопроходцем в этом направлении стал Тернополь.

 

С Facebook страницы Отара Довженко

 

Нарезі это галицкое город — первый в Украине, где внедрили автоматизированную систему оплаты за проезд. В троллейбусах рядом с обычными одноразовыми билетами, которые кондукторы видруковують с помощью валидаторов в салоне транспортного средства, введены билеты длительного пользования в виде бесконтактных карточек. И хоть это все еще совсем не похоже на правдивый электронный билет, в городском совете Тернополя уверяют: первые шаги сделаны, и это лишь переходный этап.

Ведь электронный билет еще недавно был вне закона. И на этой неделе Верховная рада наконец приняла во втором чтении Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (№4121). Поэтому, очевидно, уже в недалеком будущем электронный билет таки станет полноценной реальностью.

 

Кондукторы&валидаторы: кто кого

 

В Тернополе внедрение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) начали еще в 2015 году. Тогда местные чиновники решили не ждать принятия нового законодательства, а работать, так сказать, на опережение. В течение двух лет продолжались организационные работы, тестирование оборудования и обучение работников. А уже с декабря 2016 АСОП в троллейбусах начала работать. Кондукторов вооружили валідаторами, а также ввели проездные билеты длительного пользования в виде бесконтактных карточек, похожих на банковские.

 

С одной стороны, для рядового пассажира ничего не изменилось. Он снова платит деньги кондуктору – однако теперь вместо привычного билета, получает чек из валидатора. Правда появилась возможность сэкономить около 10% стоимости проезда, приобретя пластиковую карточку.

 

«Цена самого носителя – 15 гривен. Также пассажир оплачивает номинальную стоимость выбранного тарифного пакета. Карточки запрограммированы на два вида проездных билетов – общественный и льготный (студенческий и ученический), — рассказывает начальник сервисного отдела по обслуживанию КП «Тернопільелектротранс» Татьяна Фурман. – Есть четыре тарифные пакеты: «Эконом» – включает 43 поездки, «Стандарт» – 65, «Премиум» – 99, «Безлимит» – неограниченное количество поездок. Система разработана таким образом, что, в зависимости от выбранного пакета, пассажир экономит на проезде от 7,5 процентов и более. Срок действия проездных билетов ограничивается 90 днями, после чего карточка подлежит обнулению».

 

Карточки — неперсонифицированные, поэтому их можно передавать как членам семьи, так и работникам предприятий и организаций, а также знакомым. Во время одной поездки таким билетом могут воспользоваться несколько человек. Соответственно, с карты будет снято определенное количество поездок (кроме пакета «Безлимит», который действителен 30 дней и в котором ограниченное повторное снятие поездок в течение определенного времени в том же транспортном средстве).

 

Купить карты длительного пользования, а также пополнить можно в одном из трех десятков пунктов продаж, которые расположены по всему городу. В городском совете убеждены, такое нововведение поможет провести реальный учет всех пассажиров, в том числе и льготников, а КП«Тернопільелектротранс» сможет эффективнее планировать свою деятельность и распределять средства.

 

А что с маршрутками?

 

Недавно в Тернополе начали распространяться слухи, что валидаторы начинают устанавливать и в маршрутках. Однако в управлении транспорта, коммуникаций и связи городского совета говорят, информация не правдивая. Подтверждает это и представитель ООО «Системный связь» — предприятия, которое выиграло тендер и должна устанавливать оборудование для работы электронного билета.

 

 

«Для того, чтобы мы начали устанавливать оборудование в маршрутках, нужно, чтобы были приняты на местном уровне еще некоторые решения, — говорит руководитель предприятия Виталий Васильков. – В частности, типовой договор, стратегию оплаты проезда и т.д. Когда все это будет готово, подписано, можно будет идти и закупать оборудование».

 

Однако принятие закона №4121 процесс внедрения электронного билета однозначно ускорит. В этом уверяет руководитель ведомства Игорь Мединский.

 

«Конечно, нужно еще, чтобы закон вступил в действие и соответствующие постановления принял Кабмин, также чтобы были разработаны соответствующие документы на местном уровне, — говорит он. — Однако создание законодательной базы поможет уже в скором будущем внедрить европейскую практику оплаты проезда в Тернополе. Установкой оборудования в троллейбусах и маршрутках будет заниматься оператор электронных систем, который выиграл тендер. Именно на это предприятие городская рада возложила значительную ответственности по внедрению электронного билета и организации работы автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП). Ориентировочно оператору электронных систем придется инвестировать 35 миллионов гривен на закупку и установку оборудования. Мы надеемся, что до конца 2017 удастся внедрить электронный билет во всем общественном транспорте Тернополя. Мы будем требовать от оператора электронных систем внедрение современных инструментов оплаты. В частности, намерены создать единый электронный билет для троллейбусов и маршруток. А также чтобы можно было рассчитываться и банковской картой с помощью телефона. Стараемся внедрить самые современные технологии для АСОП».

 

По словам Игоря Мединского, особое внимание будут уделять и контролю за осуществлением оплаты пассажирами. Планируют эту функцию возложить именно нынешних кондукторов. Ведь это больше сотни человек, которых, после освобождения, обещают непременно трудоустроить. Именно для контроля за оплатой проезда пригодятся и валидаторы, которые сегодня используют в тернопольских троллейбусах.

 

Поэтому в Тернополе ждут пока Закон относительно внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте вступит в действие, готовят документацию и уверяют, что до конца этого года электронный билет появится и в троллейбусах, и в маршрутках города.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика