Новостная лента

Энтропия

08.10.2015

 

Вчера в кинотеатрах Украины идет совместный украино-иранско-чешский фильм «Осенние воспоминания». За неделю выйдет в прокат украинский мультфильм «Никита Кожемяка». А вообще до нового года выйдет еще 14 фильмов – отечественных или произведенных совместно с украинцами. Может, для остальной Вселенной такой процесс расширения и является обычным, но для Украины (особенно в отношении кинематографа) – это удивительно, нереалистично и впечатляюще. Украинское кино сегодня, пренебрегая войной и экономическим состоянием в стране, растет и крепнет.

 

 

За три последующих месяца в украинских кинотеатрах, на украинском телевидении, на украинских съемочных площадках состоится такой кинематографический взрыв, который, когда бы не было бы Вселенной, мог бы его породить. Почему именно сейчас, сказать трудно, и это очень сильно напоминает тезис и антитезис, или просто говоря, третий закон Ньютона о действии и противодействии. 14 фильмов за следующие 3 месяца – это абсолютный рекорд… который могла бы одолеть разве что Украина столетней давности, времен существования ВУФКУ и продажи украинских фильмов к Франции и Германии. И мы сейчас говорим о настоящем.

 

Если по научной версии, совершенно не объяснено той же наукой, во Вселенной была точка, с которой все и началось, то в Украине постсоветских времен началом кинопроцесса следует считать переформатирование Госкино 2012 года. А конкретно: момент практического принятия продюсерской системы и внедрения системы питчингов – открытого обсуждения и защиты кинопроектов с решением о финансировании Экспертной комиссией. Притяжения, центробежная сила, скорость, давление, температура – и вот тебе первая звезда… Парадокс в том, что это произошло во времена бандитского режима Януковича. При всей алчности бывшего президента и его окружения, кино начало существовать при минимальной коррумпированности (деньги были небольшие) и (что особенно важно!) при максимальной идейной и даже политической свободе.

 

Сейчас ситуация несколько иная. Банда Януковича вывела из страны около 100 миллиардов долларов; Россия аннексировала Крым, а на Востоке Украины ведет войну. И это на фоне общего падения ВВП из-за потери основного рынка, каким был северо-восточный сосед, теперь (а подспудно – всегда) – страна-агрессор. Курс доллара поднялся; бюджеты и зарплаты уменьшились. И увеличение давления автоматически повышает температуру и скорость. Война, если бы это шокирующе не звучало, дала позитив. Противодействуя информационной агрессии со стороны России, и пользуясь ее реальным военным вторжение, удалось немного отрезвить русифицированы и зомбированные массы, по крайней мере некоторые их части: на законодательном и исполнительном уровнях власти удалось несколько ограничить влияние «зомбоящика» и его главного вируса – сериального продукта.

 

Путем запретов антиукраинских и пророссийских тем Госкино аннулировало или перестало выдавать прокатные удостоверения на сотни российских фильмов и сериалов. Таким образом, практически утрачены возможности показывать привычный продукт для «пипл хаваєт», заставили – сделали – телеканалы производить, дистрибьюторов предлагать, а кинотеатры показывать собственный, украинский продукт, о котором еще год (!) поэтому все кричали – «это не возможно!», «мы не сможем!!», «наше не будут смотреть!!!».

 

 

Сейчас, кроме «Осенних воспоминаний», в прокате идут две короткометражки в одном флаконе «Світ за очі» украино-польского производства и документальный фильм, лауреат целого ряда фестивалей «Живая ватра» Остапа Костюка. Дистрибуционная компания MMD, половину контента которой еще до недавнего времени составляли российские фильмы, теперь активно обзванивает отечественных производителей, агитируя их отдать свой следующий фильм для проката именно им: в пакете компании уже есть 4 названия, в том числе один из самых перспективных проектов – исторический экшн на основе популярных комиксов «Максим Оса» (следующий украинский релиз ММД – триллер «Чунгул» братьев Алешечкиных – выйдет 27 октября).

 

В минувшую пятницу на канале «1+1»показали 4-серийный минисериал «Век Якова» по одноименному лучшим-романом-десятилетия Владимира Лиса (о горестях его творения и творцов мы уже писали). А с понедельника на телеканале «Украина» началась трансляция 32-серийного сериала «На линии жизни». Год назад это было просто нереально, тем более с использованием темы Майдана, Революции достоинства и АТО. Страх потерять рейтинги канала был первым и главным предостережением перед производством украинских сериалов и шоу. Именно через это в период своей каденции в 2014-2015 годах бывший директор по производству ТРК «Украина» не запустил ни одного сериала. Но новаторские передачи вроде «Кода нации» с их фундаментальными и серьезными темами и высокими рейтингами кардинально изменили ситуацию. И пусть на украинском языке в серале «На линии жизни» говорят только два героя, и то время от времени, канал уже готов снимать сериалы сплошь на украинском. Зато проблемой теперь предстают даже не мелочные бюджеты, а нехватка нужных, профессиональных и украиноязычных актеров.

 

Продюсер компании Fresh Production Group Олег Щербина, производитель «… жизнь», говорит, что они привлекли к сериалу около 300 актеров, а по его словам, всего в Украине актеров немного больше, чем 550. То же самое (с небольшой погрешностью) подтвердил и директор холдинга «Медиа Группа Украина» Евгений Лященко – на недавней бизнес-выставке Kyiv Media Week он сказал: «В Украине – это абсолютно подтвержденная информация – не более 600 актеров, которые могут сниматься в кино». То есть, артистов можно найти и больше, и уровень их будет достаточным? Даже задействованы и активные артисты порой бывают неадекватны требованиям материала. Например, один из уже громких украинских фильмов, «Моя бабушка Фанни Каплан» Алены Демьяненко (выход в прокат 8 декабря) переполнен актерами с такой искусственной украинским произношением, что приходит на ум диверсия. Хотя, есть ли смысл говорить об этом, если и создатели «Фанни Каплан», и актеры фильма в жизни русскоязычные?..

 

 

Впрочем, результат – это начало создания украинского продукта, попытка перестроить свои мозги и образ жизни. Актер и режиссер Ахтем Сейтаблаев, исполнитель главной роли «На линии жизни», заговорил на украинском – и это (несмотря на очевидные проблемы вещания) результат, это работа над собой, это обучение. К тому же, на очереди у Ахтема проект масштабного драматического экшна «Киборги», поэтому сам Бог велел наконец становиться украиноязычным.

 

Мы говорим о результате, и это уже является шагом вперед, потому что еще пять, четыре и даже три года назад были только разговоры о разговорах. Очевидно, что производимые 2014-го года с полсотни разноформатных фильмов – это не просто разговоры, но когда фильмы не доходят до зрителя – это не результат. Зритель не хотел их смотреть. Или не мог. Ибо фильмы брали единичные кинотеатры, а те, что брали, ставили их в плохое время – утренний или поздний. Немного изменили ситуацию «Поводырь» и «Несокрушимая», потому что их собрание – в среднем около 15 миллионов гривен – показали любопытство зрителей к своему, причем с конкретным указанием, к какому именно своего – к массовому. Поэтому не удивительным было очередное переформатирование Госкино и вписывания в конкурсный отбор фильмов более четких требований к интересных государству проектов. Так, к определениям формата секции добавились характеристики ориентации на конкретного зрителя, вроде «широкая зрительская аудитория» и «авторское кино».

 

Годами Госкино требовало увеличить бюджет на производство, что происходило медленно. В прошлом году его подняли на 100 миллионов, и он дошел до цифры в 273 миллиона, что в сравнении с прошлым – больше, чем неплохо. И следующий год Госкино заложило бюджет уже в 500 миллионов гривен.

 

Понятным оказался безумный (!) интерес со стороны производителей. И вот – результат: на недавней 9-й конкурс кинопроектов было подано рекордное количество заявок – 172, а победителями стали 48 проектов. 21 сентября их было объявлено, а на следующий день Верховная Рада Украины приняла во втором чтении (после 600 поправок!) законопроект «О государственной поддержке кинематографии в Украине». Сказать здесь лишь об удаче и удовольствие от этого – это не сказать ничего. Ведь законопроект, известный как «3081-д», революционизирует отрасль, и не иначе. Разница между тем, что было, и что теперь может быть – как между феодальным строем и капитализмом, с еще более существенным приложением социализма. Ну, например, производитель теперь будет иметь право получить от государства на производство копродукційного продукта до 80% от бюджета; до этого он получал только 50%, что в нашей стране, где найти деньги практически не реально, сводило смысл проектов нет – продюсеры не могли подписать договор с Госкино, потому что не могли предоставить подтверждение финансирования второй половины фильма. Или же, предоставляя такие подтверждения, все же не получали финансирование со стороны (отчасти в этом заключаются проблемы пока так и не снятого фильма «Максим Оса»).

 

Так же революционным является отмена обязательной передачи авторских прав на финансируемый государством фильм государству. Этот пункт фактически ставил крест на возможности продавать фильм как изготовлен продукт, или даже получения так называемых пресейлів – предпродаж еще незавершенного фильма. И наконец, в законе речь идет о так называемом «частичном возврате расходов», как система прекрасно действует во всех цивилизованных странах мира, включая Францию, Германию или даже Соединенные Штаты: государство будет возвращать производителю до 25% от средств, которые были потрачены на территории Украины, и здесь речь идет об иностранном производителе. Именно это больше всего останавливало иностранцев перед выбором нашего государства как возможного места съемок. Впрочем, конкретно этот пункт связан с принятием дополнительных поправок к закону до Налогового, Таможенного и Бюджетного кодексов. Лишь с учетом этих изменений закон сможет заработать как эффективный механизм, и дополнительно влить средства еще и в телеиндустрию. Ведь «поддержка кинематографии» предусматривает финансирование производства и сериалов также: телеканалы смогут получать до 50% от бюджета телепродукта. Конечно, это нонсенс – в мире нет такого, чтобы коммерческие каналы получали деньги от государства, наоборот – телевидение платит государству налоги. И сейчас и ростовщик является полезным, чтобы запустить хилое телепроизводство, творимое сплошь убыточными нашими телеканалами, которые, тем не менее, существуют и, в большинстве своем, очень хорошо существуют, на счет их собственников, олигархов.

 

Собственно, мы наблюдаем процесс энтропии кино в Украине так, будто видим в ускоренном виде рост растения, образование горы, изменении формы континента – образование звезды из космической пыли остатков метеоритов, комет и обломков старых планет, и с помощью тех же законов мира – тяготения, давления, температуры…

 

Законы творения неизменны; поэтому, когда видишь, как правильно позиционируется наш мультик «Никита Кожемяка» – любуешься этим процессом. Привлекли переводчиков, чтобы перевести его на английский, пригласили американских актеров, презентовали фильм на Каннском кинорынке, где получили пресейли от 15 стран мира, сняли несколько трейлеров, поочередно, подогревая аудиторию, показывают в кинотеатрах, по телевизору и сети. 13 октября он должен выйти в наш прокат.

 

Так же с другим нашим вероятным блокбастером – «Сторожевой заставой». За основу взяли замечательную и известную среди подростков книгу отечественного автора Владимира Рутковского, выданную модным издательством «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА». Запустили производство в крупнейшей кинокомпании Украины Film.UA, которая делала лучший в техническом плане наш фильм «Несокрушимая»; так же выставили фильм на предварительную продажу на Каннском кинорынке, разработали и представили первую украинскую AR-игру по мотивам фильма, а в качестве дистрибьютора выбрали крупнейшего прокатчика страны, что прокатывает фильмы 4-х из 6-ти крупнейших мейджерів Голливуда, за счет чего 22-го декабря «Сторожевую заставу» украинский зритель увидит во всех возможных кинотеатрах и на всех возможных сеансах.

 

Кажется, система наконец заработала. А иначе и быть не могло, ибо законы Вселенной неизменны, а энтропия, как божественная (во всех смыслах) выдумка, касается всех и каждого.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика