Новостная лента

Это пренебрежительное слово «ТЮЗ»…?

14.12.2015

На днях Первый академический украинский театр для детей и юношества официально изменил свое название на лаконичное «Первый театр», (хотя может кому-то это покажется и нескромным) и презентовал результат многолетней работы над ребрендингом, а именно – новый логотип и другие визуально-стилистические элементы. По словам дирекции театра, последние годы театр коренного меняется изнутри, и автоматически изменения внутренние влекут за собой изменения внешние…

 

 

– Мы назвали театр, которым он по сути и является (21 марта 1921-в Харькове открыли «Театр сказки», который основал новый вид театрального искусства, до сих пор не имел аналогов в мировой практике – театр для молодых зрителей – Бы. Г.), – объясняет директор и художественный руководитель театра Юрий Мисак. Советского союза нет уже почти тридцать лет, театр почти тридцать лет носит название Первый укранський театр для детей и юношества, а его и до сих пор по привычке называют ругательным для меня словом «ТЮЗ». В худшем случае нас называют ТЮЗ-ом, театром Горького или театром на Горького. Уже и улицы такой давно нет, и театр последние годы является не только театром для детей и юношества, а этой советской аббревиатуры никак не избавиться. Поэтому и название мы искали долго, чтобы была нам близка, перебирали варианты, но ничего не приживалось… Найдя наконец «Первый театр», мы не акцентируем на своем первенстве. Первенство добра в спорте, в искусстве – это понятие относительное. Мы забрали слова «для детей и юношества», но остаемся при этом для детей и юношества, а также и для взрослых. Новое название нас не ограничивает. Есть множество людей, для которых наш театр стал действительно первым. Например, Роман Виктюк, Ярослав Федоришин, много заньковчан, огромное количество актеров театра им. И. Франко и артистов по всей Украине. Словом, Первый театр – это тот театр, в который приходят впервые, потому что мы еще и готовим для зрителей других театров….

 

 

Относительно логотипа, то, по словам главного художника театра Дарьи Завьяловой, за последние два года ей пришлось просмотреть десятки предложений от десятка дизайнеров. И, к сожалению, большинство из них были вне контекста театра, а часто просто ограничивались изображением масок, прожекторов, завес, что было ярким свидетельством, насколько поверхностным является понятие театра. В конце концов остановились на предложении Богдана Полищука – театрального художника, который работал, в частности, над спектаклями «Лесная песня» Театра им. Л. Курбаса и «Зернохранилище» теперь уже Первого театра.

 

– Моя идея очень проста и читабельна, – объясняет Богдан. – Логотип должен быть таким, чтобы любой мог нарисовать его карандашом, мелом на стене, чтобы это был знак, который впізнаватиметься, а не что-то высокомерное. В основе моей идеи, если привязываться к названию – две буквы: «П» и «Т». С другой стороны, это определенное зеркало сцены из штанкхетами, софитами, занавесом и тому подобное. А еще театр должен иметь лицо, но какое? В моем понимании украинское, казацкое… Поэтому и сельдь, который является подвижным, показывает направление. То есть, логотип довольно простой, но в то же время многоплановый. После создания логотипа началась работа над зрительно-стилевыми элементами: шрифты для названия и афиши, цветами… Остановились на трех основных цветах: оранжевый – жизнеутверждающий, оливковый зеленый – цвет развития, и терракотовый, который отсылает к античному театру, а вместе с тем, к традиционной в Украине охры. Работая над этим, я пытался совместить несколько глобальных направлений: этнографические мотивы – древо жизни, конструктивный подход в шрифте и расположении элементов, и немного добавить что-то от себя. Длинные дискуії длились по ветви дерева. Для себя я это объяснял так, что во Львове нет метро, поэтому люди не привыкли к картам метрополитена, где указывается направление движения и остановки. А у нас есть движение к станции «Театральная», до Гнатюка, 11, и у нас есть остановки – первые эмоции, первое слово, первые шаги, а все вместе – это Первый театр.

 

 

Первой премьерой в ребрендованому театре стала детская спектакль «Веселые пиратские истории» режиссера Евгения Чистоклетова. Приключение пиратской стайки, на борту которой появляется принцесса. И это совсем не тот случай, когда «женщина на корабле – жди несчастья». Наоборот, это веселый спектакль на два действия про дружбу, верность, морскую романтику…

 

– Пиратская тема – это отдельный жанр, – рассказывает Евгений Чистоклєтов. – В переводе на театральную язык – театральное хулиганство, опять же – свобода, пародия и актерская импровизация. Мне периодически хочется, и вот почувствовал, что это может быть современным. А уж когда возникла тема-жанр, сразу стало понятно, какую музыку подбирать. С текстом тоже было не очень сложно: перечитал детские книги о пиратах, сделал из них небольшой микс и составил свой сюжет. К тому же, писал, зная, кто из актеров будет задействован. Имею опыт написания текстов для своих спектаклей, в том числе и детских. Скажу больше, честь участвовать в детских спектаклях, как в роли актера, так и режиссера, сопровождает меня в течение всего творческого пути. Поэтому с детским репертуаром никаких проблем – только радость!

 

 

…Управляет судном Капитан Хук Железная Рука, опытный пират – Игорь Гулюк. Яркий и выразительный, узнаваемый, как в детских, так и во взрослых спектаклях театра, он в этот раз совсем разочаровал актерской работой. Не повелись на его заигрывания с аудиторией и детишки, а их, как известно, не обманешь… На этом, в конце концов, диалог с публикой по сценарию и закончился. Далее действо разворачивалось непосредственно на сцене трех дебоширов – Длинный Бен (Василий Балицкий), Акулье Глаз (Дмитрий Бартков), Малыш Плюх (Богдан Балко) и Безжалостной Бонни (Ірина Занік). К слову, ребята полны энергии и изобретательности, как положено пиратам, раскованны и уверены, легко завоевывали внимание маленьких зрителей, максимально выкладываясь в своей игре. Особенно Богдан Балко, который не раз срывал бурные брава за неожиданные выходки на сцене и… «нижний брейк».

 

В конце концов, хореография балетмейстра Нинель Збєрі стоит отдельного внимания, ведь в определенной степени пиратский брейк-дэнс стал спасительным кругом для спектакля… А режиссер Евгений Чистоклєтов, как всегда, порадовал нетривиальной подборкой музыкального ряда, на этот раз ставя акцент на классику в современной аранжировке с элементами хип-хопа. Хорошая идея с образовательным элементом, что не говорите. Жаль только, что вся эта хип-хоп пиратская тусовка происходит в не слишком интересных декорациях. Кроме того, элементы сценографии (кстати, так же, как и в спектакле «Чєрєвічкі») сделаны довольно коряво, без любви к материалу, то и визуальная часть в целом, вдруг с костюмами, увы, не может похвастаться оригинальной стилистической задумкой то бишь эффектной художественной концепцией…

 

 

PS. Презентуя новый логотип театра, дирекция не раз подчеркивала, что это начало нового этапа в театре. Мол, закончился определенный период, сформировалась труппа, основу которой составляют молодые, талантливые и уже узнаваемые актеры, випрацьоване конструктивное видение, каким должен быть театр, его репертуар и направление дальнейшей работы. Так, очевидно, изменения есть. Иначе на них не реагировали бы, а община разделилась во мнениях: кому-то нравится новое название, но не нравится логотип, кому-то наоборот, другим не нравится ничего, или же нравится все и сразу. В конце концов, на вкус и цвет, как говорят… Важно, что театр решился на изменения. По крайней мере внешние. Ибо хотя о изменения внутренние и говорят уже несколько лет, и півпорожня зал на премьере, в выходной день, на детское представление – свидетельствует о необходимости все же пересмотреть кадровую политику административного корпуса.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика