Новостная лента

Евхаристия Игоря Боднара

19.04.2016

«…Как я возлюбил вас, так любите и вы друг друга!

По тому все узнают, что вы мои ученики,

когда любовь взаимную будете иметь».

(Евангелие от Иоанна:14; 34-35)

 

Игорь Боднар, «Грустный вечер», 1967 г.

 

Глубокую науку выдающегося «учителя композиции», хотя бы общими чертами вспомнить могут не все. Однако каждый, кого учил профессор Львовской академии искусств Игорь Боднар еще с начала 1970-х, подтверждает: «…что трепетно воспитывал самоуважение, ценил нестандартность мышления. Сам был большим романтиком и до романтики побудил…». Этнографическая практика со студентами в Карпатах: их жизнь среди природы, экспедиционное изучение произведений народного искусства, – помогало воспринимать творчество как философию, а не как ремесло. Отсюда также – средство познания абстрактной формы: в виде архетипов-символов природных стихий, древних знаков сакрального значения и чувственных конструкций визуального восприятия.

 

Игорь Боднар, «Взгляд сквозь страстные глаза»

 

О сложнейших вещах говорил поэтическим языком, поэтому был понятен всем:

«..С первого прикосновения карандашом к бумаге начинается извечный жизни линии. Вот я пишу эти слова и это уже жизнь линии. Я рисую – это тоже удивительная загадочность, которая создана линией. Каждая линия, кажется, имеет свою душу, она рождается, живет, дышит и никогда не умирает. Ибо она вечна как сама жизнь.» (И.Боднар//Блокнот, 1960-е)

 

К пониманию формы сам художник шел очень долго, а ее интерпретацию искал в западных теориях высокого модернизма. В свое время был учеником львовской художницы старшего поколения Ярославы Музыки: от нее понял потенциал народного примитива и вобрал логику французских интеллектуалов. Эту «мудрость львовских авангардистов» всегда передавали как запретный клад: лицам проверенным и надежным. С известным львовским художником, реставратором и этнографом Ярославой Музыкой Боднара познакомила родная тетя (мамина сестра), которая отбывала в свое время с художницей заключения в Гулаге. Частные приготовление для экзаменам в художественный вуз, консультации и опека над молодым художником – впоследствии переросли в долголетние отношения хороших приятелей.

           

Поколение Игоря Боднара – среда впечатлительных романтиков, что питали иллюзию счастья в плоскости воспоминаний и детских наблюдений. Уже априори эти люди не могли мыслить банально-практически, потому что кругом совок. Такой себе «фольклорный романтизм», как явление конца 1950-х, для официальной культуры не рассматривался как крайне опасный. Метафорами мыслили все прогрессивные львовские графики, иллюстрируя И.Франка, Л.Украинку или.Стефаника. Такое «убегание от литературы» был и в И.Боднара, когда для образа экзистенции Франковых образов должен подбирать масштабные метафоры. Фигуратива для этого масштаба не хватило, поэтому искал символы. В архаическом образе писанки нашел древний отголосок Материзни, в ее орнаментах – перепев человеческой судьбы… Эта склонность к першовзорів у художника была от матери, известной на Стрыйщине вышивальщицы, от нее перенял перманентное вслушивания в природу и сакраментальное… молиться Богу среди зрение. Игорь Боднар детства знался с местными символистами: общался с О.Кульчицькою, принимал студии у Петра Обаля, Романа Ганкевича, Ярославы Музыки и Леопольда Левицкого…

 

Игорь Боднар, «Пасхальное», 1960-е гг

 

Подсознательные образы детских снов и иллюзий стали впоследствии тем духовным оберегом, что построили лицо его экзистенции в искусстве.

 

Ох эти странные, загадочные лошади. Они издавна со мной. Я заболел ими еще с тех пор, когда впервые увидел в своей жизни маленький жеребенок… …сидя на краю поля я видел как они паслись, или игриво словно дети играли в догоняли. То бежали как стрела, неся за собой длинный хвост и розкуйовджену волосы, то медленно, в замедленном кинофильме они танцевали какой-то понятный только для них и голубого неба танец….(из прозаической миниатюры И.Боднарь //Блокнот, нач..1970-х)

                    

Игорь Боднар, «Реальные мечты», 1968 г.

 

Путь к небу был смыслом его жизни, или, как записывал сам художник в названиях картин, «вполне реальными мечтами». Его познание Бога было не в догме, а в соблюдении добродетелей. Поэтому иногда шутил при застолье: «Пусть каждый живет с кем хочет!» Хорошее чувство юмора Игоря Боднара также было свидетельством того, как он умел абстрагироваться от событий реальной действительности: трактовать смысл человеческой жизни, феномены смерти и рождения, экзистенциальную дилемму одиночества и мировоззренческий конфликт интеллектуала в обществе стереотипов.

 

Игорь Боднар, «Размышления», 1968 г.

 

Образное кодирование условных символов, такое типичное для эстетики высокого модернизма – маски, симулякры, тотемы, окна в другие миры – в Игоря Боднара имело вид авторской мифологемы. Его «ночные олени», «ночные музыканты» стали фантомами друзей, которых в основном имел среди театралов, поэтов и музыкантов. В гротескных формах человеческих лиц – иронизировал над недостатками земной природы.

 

 

Игорь Боднар, «Ночной олень», 1967 г.

 

Образная развитие микромира, своеобразное складывание пазлов произошло на поколение позже, чем у Карла Зверинского, но это было открытие общих истин, и уже от середини1960-х они вместе: Р. Сельский, К.Звиринский и И. Боднар на завалинке Іллюків в Дземброне, – любили дискутировать о высоких материях…

 

Уже в конце 1960-х Игорь Боднар уверенно «зіпнувся на ноги» и результатом должен быть его сольный дебют в зале Львовского союза художников. Однако кто-то очень осторожный из «доброжелателей» посоветовал попробовать себя на другой территории, мол, для уровня союза с произведениями такого плана – рановато. Поэтому первая персональная выставка графики Игоря Боднара 1969 года состоялась в зале Львовского союза писателей.

 

Почему, время от времени, приходят к нам, так называемые «господа». Нет не товарищи, а просто зайди, чтобы немножко потеревенькати – о том, о сем, а в общем – ни о чем. Те теревенькали, ніпрощо-говоруни, как появляются неожиданно, так и исчезают незаметно, как тени.

А ты – вечный чудак, что вцепился своим существом в самую плоскость своего я. Задумываешься: а чего они собственно приходили? Нет, тени, расползающиеся на плоскости абсурда, никогда не исчезают. Они вечные, даже если они потусторонние. У них свое представление о этот парадоксальный мир начался с хаоса, и продолжается в нем и далее, почему.

Поэтому они и бродят между нами, как те лунатики, затмевая собой пространство, пространство наших надежд. От времени великанов до времени дураков остался всего один день. Помните об этом. Оказывается, что овцам нужны волки, чтобы те сжирали их, а человеку нужны слова, чтобы молчать ними. Или как? (И.Боднар// Блокнот, 1980-е?)

 

Выставка простояла три дня и имела большой успех. Она имела также успех и в тех кругах, что выискивали «крамолу». Поэтому наряду с приветственными записями писателя-диссидента Михаила Осадчего, художников Мирона Яцива и Михаила Курилича, приятеля актера Юрия Брилинского, других незаурядных личностей, встретим и менторского тона этакий пасквиль гражданина «П». о «примитивное искусство». На утро следующего дня выставку закрыли, а произведения «разбили», как записал об этом впоследствии сам художник… Целью было надломить хрупкую натуру романтика, и художник действительно тяжело пережил этот удар.. Игорь Боднар никогда не искал «благодетеля», ибо был уверен, что каждая линия имеет душу и дела всех «героев» записываются на небе. Мы все-таки откроем эту рукопись для истории, ибо даже Пилату, Каяфі разрешено было войти на ее страницы…

 

Тетрадь отзывов, 1969 г.

 

В 1970-е Игорь Боднар, как и большинство львовских интеллектуалов, перешел на «Эзопов язык». Его общение со студентами сводилось к профессиональной правку корректуры или непосредственно учебного процесса, выставочная деятельность – к участию в тематических экспозициях, но даже тогда его влияние на сознание коллег и студентов был огромным. Онтологізм Боднара не замыкался на экзистенции: он мыслил космическими категориями, а замкнутость для социума компенсировалась молчаливой медитативной работой…

 

1.В темноте глаз лучше владеет духовным зрением..

2.Как перейти жизнь? – как по струне бездну: красиво, бережно и стремительно..

3.Половина человеческой жизни проходит в общении с астральным миром, но человек этого не помнит

4.Каждый видит астральное клише через цвет своей ауры

5.Космос отражается в зрачке каждого глаза

(И.Боднар //Блокнот. нач.1970-х)

 

В 1970-х художественный Львов активно общался, обменивался идеями и выставками с прибалтийскими мастерами художественного текстиля и керамики. Игорь Боднар радушно принимал гостей во Львове, а взамен виз в Прибалтику цели забитые вагоны своих студентов. Внимательность ко всему прогрессивному в мире, чрезвычайная эрудированность прокладывали путь великого педагога. Он был одним из первых, кто ввел спецкурс объемно-пространственных композиций в текстиле вроде тогда популярных в Польше «абакан», на своих лекциях с восторгом цитировал западных теоретиков Клемента Гринберга и Рудольфа Арнхейма… И больше всего уважал творчество Александра Архипенко: репликами о его творчестве списал своего времени півзаписника, ибо он был тем, «…кто всех учил мыслить символами».

 

Воспитывать христианские добродетели и «не сметь упоминать Христа», учить мыслить символами и «не сметь вспоминать о модернизме» – смысл внутренней борьбы художника с собой и системой в течение почти 20-ти лет. Кто-то видел в его композиции «Три ивы склонились» лишь три ивы, а кто – композиционную схему Христова Преображения.

 

Игорь Боднар, «Три ивы склонились», 1968 г.

 

Кто-то в композиции «Светлая личность» видит одинокий образ человека – а я — Христово Воскресение. Как-то, для себя неожиданно, я увидел сюжет Страстей Господних в живописной композиции «Смерть Человека» конца 1970-х львовской художницы Аллы Гончарук, бывшей ученицы И.Боднара. Тогда понял, какую важную роль играл этот скромный профессор в жизни каждого своего студента..

 

Игорь Боднар, «Светлая личность», 1967 г.

 

Мне порой кажется, что время, в котором я сейчас живу, на самом деле является не моим временем, что кто-то проводит какой-то эксперимент надо мной, испытывая состояние моей души, в условиях земной жизни.

Только порой в снах, я вижу эпизодические фрагменты, которые якобы транслируются с какого-то клише моего грядущего.

Наверное все, что при земной жизни называем фантастикой, в других мирах и измерениях есть действительностью, созданной всемогущим Разумом – Богом.

Вселенная – безграничный. Трансформация души в другие неведомые нам Миры – молитва, а там разные метаморфозы: перевоплощение в какие-то другие неведомые нам существа. (И.Боднар// Блокнот, 1980-е?)

     

Игорь Боднар, «Перспектива человеческой жизни»

 

Заглянув в щель сакраментального, того, что сам Игорь Боднар никогда бы, возможно, не обнародовал, очевидно берем на себя ответственность осмысление ценностей, которыми жил художник. Добродетели, к которым стремился Великий Львовский Романтик: для кого – то- как программа своего Воскресения, а для кого – то- своего небытия…

 

Усадьба Никораків, Космач,1973 (А фотоархив.Гончарук)

 

На память оставлю

Вам своего коня,

Что с моей картины

Спокойно на мир созерцает.

Присмотритесь внимательно

К этой картине под вечер

В глаза коня.

(Игорь Боднар, нач. 2000-х)

 

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика