Новостная лента

Европейцы слушают глазами

20.11.2015

                                                                                       

Слушая кого-то, инстинктивно смотрим на его рот – это помогает понимать сказанное. И эксперимент показал: такое «слушание глазами» типичное только для европейцев, но не для азиатов. Например, японцы только хуже усваивают услышанное, если им приходится еще и смотреть на движения губ, информируют в журнале Scientific Reports.

В эксперименте европейцы смотрели преимущественно на рот докладчицы, японцы – на нос и глаза. Изображение: Kaoru Sekiyama.

 

 

Внимательно слушая собеседника, смотришь на лицо. Ведь мимика, движения губ помогают понять сказанное. Положение губ помогает понять в том числе склады, что звучат подобно или же в шумном помещении кажутся невнятными. Зато, когда фильм плохо синхронизирован, и речь и мимика не совпадают, то понимание усложняется и появляется раздражение.

 

Знакомо ли это ощущение японцам, экспериментально исследовали Сатоко Гісанаґа (Satoko Hisanaga) и его коллеги из Университета в Кумамото. Для своего исследования они проигрывали 20 англо — и 20 япономовних видео, в которых европейки или японки произносили очень подобные слоги, например «ба» и «ґа».

 

Айтрекером и мозговым сканером ученые определяли, испытуемые следили за ртом женщины, что говорила, и какие мозговые участки были привлечены к обработке языка. Кроме того, ученые сравнили, как быстро участники исследования понимали те же составы. В некоторых случаях видео так меняли, что движения губ и склады не согласовывались равно с одним.

 

Ученые получили интересный результат: англоязычные испытуемые чаще и быстрее понимали склады правильно, если одновременно следили за звуком и движениями губ женщины. У японцев было наоборот: они требовали больше времени, чтобы сосредоточиться сразу на двух элементах – видео и звуковые, информируют ученые. Если же японские подопытные только слушали, то быстрее понимали суть сказанного.

 

По мнению ученых, это может объяснить, почему иностранный язык японцы лучше изучают в результате слушания, получая мало пользы из языковых видео. Зато у европейцев успехи в обучении являются более заметными, когда докладчика удается разглядеть.

 

В эксперименте проявилась еще одно отличие: европейцы концентрировали свой взгляд на губах докладчиц на экране – даже до того, как те начинали говорить. Взгляд японцев наоборот блуждал по лицу, значительно чаще останавливаясь на носу и глазах, засвідчуюють данные айтрекера.

 

«Англоязычные люди пытались ограничить возможные звуки, используя информацию о движениях губ, – объясняет ведущий автор Каору Секіяма (Kaoru Sekiyama) с Кумамотського университета. – Те же, для кого японский язык, сосредоточивались на чистом слушании – проработка візуальнлї информации требовало от них дополнительного усилия». Это объясняет также, почему европейцев скорее раздражает, когда звуки и мимика на видео не согласованы.

 

В следующих исследованиях ученые проверили, есть ли различия в распределении внимания отражаются и в деятельности мозга. Для этого мозговую активность испытуемых фиксировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

 

Выяснилось: те участки мозга, которые отвечают за слушания и обработки визуальной информации, у европейцев тесно друг с другом связаны. Когда испытуемые слушали склады и смотрели видео, первичная слуховая кора и зона височной доли загоралися одновременно. Зато у японцев все выглядело иначе: у них эти связи значительно слабее выражены, информируют ученые.

 

«Наши исследования доказывают, что при аудиовизуальном обработке речи нервные процессы неуніверсальними», – рассказывают Гісанаґа и его коллеги. Зато культурные особенности определяют, кто обращает внимания на услышанное, обходится визуальной информацией.

 

Это подтверждают наблюдения, в процессе которых обнаружили различия детского проработки языка – в возрасте от шести до восьми лет. К этому нервные процессы у европейцев и японцев происходят аналогично. «Так, поведение и нейронные реакции при обработке услышанного и увиденного определяет лингвистический и культурный фон», – констатируют ученые.

 

 

Wir «hören» mit den Augen – Japaner

Kumamoto University, 17/11/2016

Зреферувала Соломия Кривенко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика