Новостная лента

Фактчекінг: некритичный в группе

01.06.2016

 

Тот, кто находится в окружении других людей, менее критично, чем люди в одиночку. На это указывают результаты недавних исследований. Согласно с ними испытуемые сомневаются в информации и высказываниях новостных текстов значительно реже, если считают себя частью группы. Это касается и виртуальных сообществ в социальных сетях. Замечен феномен может помочь в объяснении, почему ложные новости так быстро и, казалось бы, некритически распространяются среди интернет-сообществами.

 

В группе мы поводимся некритично? Изображение: Gpointstudio/ thinkstock

 

После победы Дональда Тампа фейковые новости и альтернативные факты – у всех на устах: они свирепствуют в политике, курсирующие в фильтр-пузырьках Facebook и Ко и играют важную роль как творцов общественного мнения на Twitter. Социальные медиа как мегафон для автора фальшивой информации: здесь они распространяются особенно быстро.

 

Однако почему? «Мы мало знаем о том, как новая информация воспринимается в контексте соцсетей и прежде всего о том, ее проверяют и как?», – констатирует Юцзюн Цзунь (Youjung Jun) и ее коллеги из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Или ведут себя люди с новостями и сплетнями в среде социальных сетей иначе, чем в других ситуациях? Ученые решили добраться до сути этого вопроса.

 

Для своего исследования они проверили, как пользователи социальных медиа оценивают новостные статьи. Для этого они совершили четыре эксперименты с двумя тысячами испытуемых в возрасте примерно 36 лет. В процессе разведки участники должны были оценить логику заголовке, достоверность источника или поставить под сомнение высказывания, содержавшиеся в статье. Конкретно в одном тесте испытуемые определяли, утверждения о фактах в правильные, ошибочные или с помощью галочки обозначали их такими, что надо проверить.

 

Часть участников при чтении и оценки новостей на экране видела только свое имя как залогінене, зато другие видели, что, кроме них, в социальной сети, созданной специально для эксперимента, были активны и другие пользователи. Эта разница оказалась определяющей, констатировали ученые.

 

В целом исследования показали: тот, кто находится в окружении ближних, менее склонен проверять информацию и высказывания. Зато одинокие читают новости критично. Это заметно и тогда, когда не происходит никакого непосредственного социального взаимодействия, когда другие остаются немыми, но их имена присутствуют в виртуальной среде.

 

Чем это вызвано? Юцзюн Цзунь с коллегами представили три возможных объяснения.

 

Согласно первому замечена поведение может быть проявлением так называемой социальной лени. В связи с этим социально-психологическим явлением индивиды в группе, члены которой работают на общую цель, прилагают меньше усилий, особенно тогда, когда считают, что их старания в одиночку незаметны. В экспериментах испытуемые могли полагаться на своих коллег и предоставлять им возможность осуществить фактчекінг, считает команда.

 

Другое объяснение, по мнению ученых, есть желание соответствовать общественным нормам. То есть, сказывается нежелание спровоцировать лишний беспокойство или разозлить свое окружение. «В социальных ситуациях некоторые люди затрудняются высказывать свои сомнения относительно достоверности утверждений определенного автора или открыто оспаривать чужое мнение», – информируют ученые.

 

Третье предположение: люди в группе просто менее внимательны, чем в одиночку. «Это может быть чем-то, присущим всем без исключения», – написали ученые. Согласно их утверждению, в процессе эволюции мы увереннее чувствовали себя под защитой группы. То, что объясняет поведение наших предков в Саванне, проявляется и в социальных медиа: в группе внимательность человека слабеет. Однако выяснилось, что испытуемые в группе тщательнее проверяют факты, если их непосредственно перед экспериментом призывать к внимательности.

 

Результаты экспериментов объяснили, как люди обращаются с информацией в групповом контексте. Исследование предоставляет новые объяснения того, почему неправдивые новости в социальных медиа распространяются так быстро.

 

Недавно обсуждали то, что автоматизированные алгоритмы или люди-модераторы могли бы быть институтами фактчекінгу, что противостоять распространению фейковых новостей. Однако значительно важнее было бы стимулировать у населения внимательность к текстам и воспитать в них критический взгляд. «Мы не можем непрерывно пользоваться усиленным вниманием, и было бы хорошо поставить под сомнение нашу мудрость в группе», – подытожили ученые.

 

Fact-Checking: Die Gruppe unkritische

PNAS, 24/05/2017

Зреферувала Соломия Кривенко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика