Новостная лента

Фестиваль «своей» музыки

21.09.2015

 

Если бы львовские музыканты могли переделать календарь, то первым месяцем года был бы сентябрь – ведь после летних каникул концертная жизнь города оживляется внезапно в несколько раз. Сознательно не пишу «просыпается», ведь оно на самом деле не замирает, и все, кто интересуются музыкальными новостями, не дадут слукавить. В этом году львовская филармония удивляет нас новыми инициативами, интересными художественными проектами, потребность в которых назревала давно, и вот наконец все состоялось. Начало сентября ознаменовал фестиваль «Львовские премьеры», благодаря которому поклонники национальной музыкальной культуры на протяжении четырех концертных вечеров открывали для себя палитру звукового мира львовских композиторов XX и XXI столетий, наших современников.

 

«Блуждающие огни» Богданы Фроляк.

 

Фестиваль появился по инициативе Львовской организации Национального союза композиторов Украины (ЛОНСКУ), которая сегодня объединяет под своим крылом более тридцати композиторов и музыковедов. Этот фестиваль действительно имеет немалое значение – не только для Львова, но и для культуры Украины в целом; и более подходящего времени для открытия подобных проектов, чем сейчас, не найти. Во-первых, это прекрасная возможность наконец по-настоящему познакомиться именно с композиторами, а не только с известными в узком, почти семейном музыкальном кругу Львова музыкантами-исполнителями, организаторами музыкальной жизни или преподавателями, многогранная деятельность которых творит современную культуру. Кроме того, этот фестиваль – красноречивая ответ скептикам, которые считают, будто в сфере современной академической музыки ничего не происходит, а если и происходит, то ничего особо стоящего.

 

Организаторы задействовали для проведения фестиваля сразу три локации (Концертный зал им. Людкевича, Пороховую башню и дом Хоровой школы «Дударик», Храм св. Лазаря), что добавило свой штрих в создание соответствующей атмосферы каждого из вечеров. Открыл фестиваль концерт лауреатов» – вечер камерной музыки современных композиторов, каждый из которых может похвастаться не одной престижной музыкальной премией. В исполнении Академического камерного оркестра «Виртуозы Львова» прозвучали произведения Виктора Каминского, Остапа Мануляка, Любавы Сидоренко, Богданы Фроляк, Золтана Алмаши. Каждая из этих композиций, независимо от того звучала во Львове/Украине впервые, была открытием – открытием очередной страницы творчества этих художников. Конечно, можно было воспользоваться благами интернета – найти записи произведений и прослушать в домашнем уюте. Но такой «слушатель» ворует сам у себя радость общения с живой музыкой, с искусством, что живет и дышит здесь и сейчас, теряет возможность увидеть живых авторов и понаблюдать за их творческими переживаниями во время исполнения произведений. Программа вечера имела свою драматургию: концерт открыли произведения с духовным содержанием («Богородица» на основе оригинального духовного напева с 1407 г. В. Каминского и «Музыка на второй раздел Евангелие от Луки» В. Мануляка) через лабиринт психологических состояний (Octagon Л. Сидоренко), капризную изменчивость света («Блуждающие огни» для струнного оркестра и флейты соло Б. Фроляк), и к философскому осмыслению обновление в музыке (Concerto grosso № 2 Алмаши). Авторы всех композиций являются представителями разных поколений, и в своем творчестве демонстрируют различные художественные интересы. Каждый из них, однако, продемонстрировал высокий профессионализм и утонченный музыкальный вкус. Несмотря на то, что программу составляли произведения для однородного исполнительского состава – струнного оркестра, эта тембровая однообразие не вызывало усталости, ведь каждый из композиторов нашел целую палитру неординарных выразительных средств.

 

Это очередное подтверждение того, что все композиторы – интересные творческие личности, которые имеют смелость быть собой, и не зря признаны за пределами Украины. После концерта поймала себя на мысли, что украинская музыка достаточно давно «доросла» до такого уровня, когда целесообразно сравнивать зарубежных композиторов с украинскими, а не наоборот. Очень важно, что все эти произведения прозвучали в прекрасном исполнении. «Виртуозы Львова» выглядели уверенно под батутой молодого дирижера Тараса Вергуна, который также стал открытием «Львовских премьер». Надеюсь, что его достаточно уверенный дебют станет началом карьерного роста, и это фамилия станет привычным в концертных программах. Прекрасной техникой и вдумчивой интерпретацией поразили солисты: Мария Ткачик (исполнительница партии скрипки в произведении А. Мануляка) и Наталья Кожушко (какой Бы. Фроляк посвятила «Блуждающие огни»). Публика не жалела аплодисментов всем произведениям, и самую большую бурю оваций получили именно «Блуждающие огни».

 

Тарас Вергун

 

Второй концерт (который состоялся 11 сентября) собрал сторонников электроакустической музыки в зале Пороховой башни. Эта концертная программа дала возможность раскрыть еще одну грань творчества молодых композиторов – поиски в области электроакустики. Наполненность зала в очередной раз продемонстрировала: настороженное отношение к современной музыке, а тем более той, которая оперирует языком «неживых» технических инструментов, еще прочно укоренившееся среди публики. Однако, как рассказал ведущий и куратор проекта, композитор Остап Мануляк, электроакустическая музыка и эксперименты с техническими новинками имеют достаточно длительный жизнеописание, и (думаю) каждый современный меломан должен хотя бы ознакомиться с этим направлением. На вечере царил непринужденный и почти «домашний» настрой. Открыл программу «Прогноз погоды» от Павла Гречки и Сергея Зеленского. Программа позволила ознакомиться с еще одной гранью творческого дарования А. Мануляка и Л. Сидоренко. Любава презентовали хорошо известные и любимые для многих «Этюды старого города». Эта композиция для виолончели и пленки каждый раз удивляет новизной звучания – несмотря на то, что содержит фиксированный музыкальный материал. В качестве исполнителя выступил Золтан Алмаши, который уже давно имеет признание как великолепный интерпретатор современной музыки. Его игра завораживает: он из тех, кого мало слушать, нужно еще и видеть в момент игры. При участии Алмаши прозвучало произведение недавнего выпускника ЛНМА ім. М. Лысенко, Николая Хшановського. На этот раз Николай предложил слушателям произведение для виолончели с электроникой под философским названием Erat est erit (Было есть будет). Новейший взгляд на древний пласт украинской музыки продемонстрировала композиция для пленки «Дума» Евгения Петрова, а «Металл» Мануляка помог убедиться, сколько музыки скрыто даже в грубом звучании сирен и военных машин. В завершение концерта Ю. Булка, М. Хшановський, А. Мануляк подарили электроакустический перформанс. Для поощрения посещения подобных концертов скажу: на них можно узнать интересные подробности из истории написания или возникновения замысла произведения – из уст ведущего или из уст самих авторов – которые не всегда можно найти в других источниках, и которые гарантированно помогут по-другому воспринять произведение.

 

Галицкий академический камерный хор.

 

Третий концерт «Львовских премьер» – праздник хоровой музыки нашего времени. Галицкий академический камерный хор под руководством своего бессменного руководителя Василия Яциняка открыл присутствующим самобытные страницы современной хоровой литературы. Хор уже давно задекларировал свою позицию как пропагандист украинской хоровой музыки от золотого века до современности. Величественно и повнозвучно (иногда даже слишком) зазвучали произведения Виктора Каминского, Александра Козаренко, Мирослава Волынского, Романа Цыся, Владимира Пасечника, Богдана Сегина, Владимира Павенського, Ростислава Демчишина, Остапа Мануляка, Мирона Дацко. Хоть начало «Псалма № 53 на текст Т.Шевченко» Мирослава Скорика, который совсем не случайно открыл вечер, прозвучал немного неуверенно, с каждым следующим номером программы коллектив демонстрировал свой профессионализм и универсальность как исполнитель разножанровых произведений с абсолютно полярными исполнительскими задачами. Требования и ожидания до каждого художественного коллектива растут вместе с повышением его исполнительских возможностей, и, возможно, кто-то из более внимательных и придирчивых музыкантов услышал другие огрехи, но я не буду акцентировать на них внимание, ведь концерт определенно был успешным и вызвал искренние и сильные эмоции. Более серьезные замечания имею к уважаемой публике: стоит лишний раз убедиться, вы выключили звук мобильных телефонов. Хорошим и настроенческим завершением вечера был музыкальный подарок от хора и Романа Цыся – эстрадный хит от Маэстро Мирослава Скорика «Нарисуй мне ночь».

 

Лидия Футорская.

 

«Львовские премьеры» логично замкнула программа в исполнении творческого тандема Лидии Футорської и Маргариты Головко. Предложенные произведения, часть которых является составляющей учебной программы, заслуживают на полноценную жизнь на сцене, а не только в нотах или записях. Мелодии Богданы Фроляк, Василия Барвинского, Станислава Людкевича, Анатолия Кос-Анатолького, Николая Колессы, Мирослава Скорика заиграли всеми красками своего неповторимого украинского колорита. Помню, как в свое время моя однокурсница открыла для меня имя композитора, музыковеда и скрипала Ивана Левицкого, поэтому особенно приятно было услышать его произведение со сцены. Исполнители полностью раскрыли свой талант и в очередной раз подтвердили свою репутацию. Программа последнего концерта стала своеобразным итогом, и вернула наше внимание к творчеству композиторов, художественные принципы которых находят продолжение в творчестве новых и новых поколений.

 

Кажется, «Львовские премьеры» станут новой традицией львовского художественной жизни. Поэтому пожелаем им долгую и богатую будущую историю – ведь нам есть что познавать и есть чем гордиться в родной культуре.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика