Новостная лента

Фронтир 111/112-На Карте: Харьков – Львов

17.09.2015

На самом еще въезде в Харьков, где я когда-то родилась и больше никогда не была, на трубопроводе в зарослях зелени сбоку от роздовбаної дороги, замечаю две большие картонки, а на них краской от руки: «Не суди» и «Возлюби ближнего своего». И сразу всплывают в памяти какие-то сугубо жаданівські картинки – ибо все, что я знаю об этом городе, я знаю в основном из скупых воспоминаний мамы и щедрых на метафорику книг Сергея Жадана.

Дом «Слово», вул. Культуры, 9.

Массовый десант львовян (или шире – галичан) до Харькова еще впереди. Это произойдет в октябре, когда на полную развернет свою деятельность очередной этап большого социокультурного форума ПогранКульт: ГаліціяКульт (инициаторы-организаторы – благотворительный фонд DOFA.fund, прежнее название – «Художественные надра»). Первый выпуск проекта – ДонКульт, посвященная культуре и искусству Донбасса, состоялась в ноябре 2014 в Киеве в качестве импульсивной реакции на трагические события лета, а потом была повторена с вариациями в июне 2015 во Львове. Резонанс был ощутимым, и организаторы решили продолжить проект, но теперь уже познакомить с культурой Галичины Восток Украины, Харьков.

Поскольку проект изначально декларировалось организаторами как внеполитический, то поиск финансов на него происходил сугубо по линии сотрудничества с региональными администрациями Львовщины, Франковщины, Харьковщины, поисков международных грантов и поддержки частных инициатив. Часть денег организаторы планировали собрать Спільнокоштом. Среди художественных кругов эта идея пошла в ход активнее, чем среди публики – если арт-кооперации между Востоком и Западом уже бывали, то среди позамистецької аудитории идея не нашла такого интенсивного отклика: краудфандингова кампания собрала лишь половину необходимой суммы, и перешла на гибкое финансирование. Может, причиной стал не очень активный период – летом медиаполе культуры затихает, люди больше думают об отпусках, чем о что-то такое абстрактное, как межкультурный диалог. В конце концов, в прифронтовом городе сбрасываться деньгами и без культурных акций есть на что. Да и собственно, сама идея и потребность ГаліціяКульту в Харькове продиктована как раз тем, что не дает харьковчанам и львовянам быть щедрыми к такой инициативе: взаимными бытовыми стереотипами.

Итак, «ГаліціяКульт» – это комплексная презентация культуры Галичины в Харькове, и одна из интегральных частей длительного культурно-художественного проекта «ПогранКульт» фонда DOFA.fund. Кураторкою резиденційної программы стала Ирина Магдыш. «ГаліціяКульт» станет третьим форумом благотворительного фонда, поставил себе цель «познакомить Украину с Украиной». И хоть летний краудфандинг не дал ожидаемого фідбеку сполна, «ГаліціяКульт» получил финансовую поддержку как один из восьми победителей европейского конкурса культурных инициатив Advocate Europe (всего принимали участие 668 проектов). Происходит проект при поддержке союза MitOst в партнертві с Liquid Democracy, основанного фондом Stiftung Mercator.

Особенность «ГаліціяКульту», которая и дает надежды на его более глубокий и длительный результат – это ряд художественных резиденций, стали как бы предисловием к осеннему форуму, и продолжались с 11 до 24 августа. Стоит заметить интересную для профессионального сообщества деталь: вероятно, пристально следя за этим проектом, мы наконец сможем хоть примерно себе смоделировать, какое влияние оказывают на художественную среду и межкультурный обмен «тихие» проекты (резиденційні и образовательные) и для сравнения – проекты «громкие» (концерты, выставки, прочее).

Коллажи резидентов, унаочнені для предварительной презентации

Архитектурно-социальная резиденция Общественное пространство дома «Слово»: creare vita работает с пространством, важным не только в контексте Харькова, но и для всей украинской литературы, одного из самых интересных ее периодов – Расстрелянного Возрождения. Участники резиденции – архитекторы и урбанисты из Львова и из Харькова, работают над переосмыслением Дома «Слово» – легендарного и печально известного места, где украинские художники, литераторы и художники, сначала воплощали образ «светлой коммуны», живя своим отдельным поселением, а потом трагически погибали или исчезали навсегда в черных воронках. К 1938 году из 66 квартир в доме было репрессировано жителей сорока.

Резидентам «Creare vita» на самом деле речь идет не столько об архитектуре, как о социологию и филологию, урбанистику в самом широком ее понимании. Олег Дроздов, один из менторов этой резиденции, известный архитектор и художник, говорит: «Великая эпоха 1920-х в Украине почти неизученная – а это, возможно, лучшее из всего, что происходило на этой территории». Цель резиденции – разобраться, чем является эта память о прошлом, и каким является наше представление о будущем. Возможна меморіалізація таких пространств, которые и дальше живут своей жизнью? (В доме теперь – другие люди, евроремонты, уничтожены подъезды и в целом – свою насыщенную жизнь вне культурного контекста). Участники резиденции предложили интересный (хоть и не такой уж новаторский способ преобразить Дом «Слово» в публичное пространство, не затрагивая частного пространства нынешних жителей – создать облачный интернет-проект, который соединит прошлое и будущее в виртуальной реальности. С помощью серии QR-кодов и наклеек с адресами веб-ресурсов они проводят обозначения дома, и таким образом «лінкують» реальный контекст с культурными пластами: на специальном сайте и соцмережевих страницах, куда вас приведут ссылки, вы сможете увидеть, например, коллажи из старых фото выдающихся жителей дома в современном экстерьере, или же доску дверных звонков жителей, известных нам из истории литературы.

Современные жители Дома «Слово», как рассказывают молодые резиденты, уже привыкли к виду – теперь здесь также снимают документальный фильм, поэтому большинство уже готовы к встреч с исследователями, приглашают их посмотреть на квартиры, и даже показывают какие-то старинные артефакты и мебель, что их получили в наследство с тех времен. Когда-то здесь был свой закрытый цикл жизни от детсада до прачечных-котельных и рабочих мастерских – дом построили на бывшей университетской земли, где когда-то были бараки, а улицу гордо нарекли именем Красных писателей (теперь это угол улиц Культуры и Литературы). Сейчас Дом «Слово» отличает от других разве большая и малочитабельна мемориальная доска, что ее отделяет от пытливого туриста широкий газон – прочитать длинный перечень выдающихся имен почти нереально. А внутри найдете разве очень трогательная надпись ручкой на облупленной стене:

Николай Григорьевич Волновой

13.12.1893 – 13.5.1933

кв.№9

Тереза Барабаш общается с харьковскими журналистами в Ермиловцентре

Художественная резиденция в Ермиловцентре самая первая продемонстрировала плоды своего труда публике – в День города Харькова, 23 августа, резиденты уже открыли совместную выставку «Круг общения». А в течение предыдущих двух недель непосредственно в пространстве галереи гудели инструменты и голоса, и повсюду работали художники. Если в начале Ермиловцентр рассматривался организаторами как выставочное пространство на октябрь (на время самого ГаліціяКульту), то уже в процессе – стал полноправным партнером проекта. Здесь еще до встречи с DOFA.fund возникла идея арт-резиденций, и спровоцирована она была прошлогодней работой Романа Минина. Работая над своим лайтбокс, Минин требовал большого помещения, и Ермиловцентр предоставил ему свои залы. Потом, уже в процессе работы, художник создал еще серию параллельных работ – и все это вместе было экспонировано там же.

Стало ясно, что центр уже дорос до полноценных резиденційних проектов, и этим летом планировалась резиденция для молодых харьковчан. Впоследствии к этой идее по инициативе DOFA добавили межкультурный диалог со Львовом – и август 2016 соединил в Ермиловцентре вместе десять художников из Харькова и Львова, а также – молодую кореянку Джин Хи Парк из Великобритании (чью резиденцию спонсирует Британский Совет). Наталья Иванова, куратор резиденции и директор ЦСИ Ермиловцентр, говорит, что художники очень хорошо нашли общий язык и основным катализатором в этой среде стала искренность, и особенно – взаимоуважение. Резиденция «Круг Общения» вполне оправдала свое название, но для выставочного проекта озвучили еще одну интересную концепцию – «капсула». Слово вынырнуло в совместных обсуждениях – его предложил харьковский художник и перформер Константин Зоркин: «Мы оттолкнулись от слова «круг»: круг как защиту, прежде всего – мы защищаемся кругом, но при этом и ограничиваем себя – как Хома Брут. То есть, хоть я чувствую себя защищенным, но выйти не могу. Следовательно, свободы нет – и в этом двойная функция капсулы. Это информационная капсула, капсула времени, капсула защиты, спасательная капсула и капсула каждого отдельно. Художнику из нее надо выйти. Ибо свобода возможна только тогда, когда капсулы нет вообще. Когда ты везде и нигде».

Работа муралистов на Турбоатоме

Чтобы увидеть работу третьей резиденции, понадобился даже специальный допуск – поэтому по дороге мы готовили паспорта. Это режимный объект, градообразующее предприятие, гигантский и величественный Турбоатом – одно из крупнейших в мире турбостроительных предприятий. И здесь также работали художники – на этот раз муралисты. Шесть команд создавали на территории завода свои работы, объединенные единым мотивом – показать наружу величественные и причудливые внутренности промышленного гиганта, осмыслить художественно индустриальный объект. Дарья Хрісанфова, преподаватель кафедры визуальных практик ХГАДИ и куратор резиденции, показывая эскизы отдельных работ вместе, объясняет: речь шла о том, чтобы мурал не только развлекал глаз или что-то рекламировал, но также наполнял художественными смыслами уже известные объекты, создавал добавленную стоимость для того архитектурного ансамбля, в который он вписан.

Кстати, муралів в Харькове немало, и наиболее заметны в городе гігантичні реалистичные портреты известных актеров – честно говоря, страшновато, когда на тебя из-за угла вдруг вынырнула огромная Людмила Гурченко или косится с наддашшя Леонид Быков. На Турбоатоме пришлось искать компромисс между художественными порывами молодых артистов и пожеланиями дирекции завода: первоочередная идея с расписыванием турбин картинами Ренессанса не нашла отклика. Зато участникам провели экскурсию по цехам завода и предложили отразить в своих работах его «внутреннюю атмосферу». Львовян и франковчан это действительно поразило – и их муралы пронимает индустриальная романтика. Зато художники из Харькова или Запорожья, которых не удивишь станками в шесть этажей, взялись переосмыслить величественные турбины с точки зрения философии и экологии. Роторы здесь становятся солярным кругом, идут-катятся мирами, и превращаются в часть большого мирового механизма. Заметно, что завод Турбоатом последние 5 лет пытается расширить круг людей, которые знают о его деятельности: вокруг территории можно увидеть изделия завода, а теперь новейшие фрески увековечат на стенах и его атмосферу.

Милейшая из резиденций ГаліціяКульту оккупировала Харьковскую областную детскую библиотеку – здесь 12 детей вместе с львовским аниматором Романом Дзвонковським создавали настоящий пластилиновый мультик. Главный герой – кентавр, но все события, понятное дело, происходят в Харькове. Настя Шоно, самая маленькая участница резиденции – ей 4 года – каждый день приходила сюда вместе с мамой Еленой, которая и работает в библиотеке. Сконцентрировано лепя ромашку, Настя не обращала внимания на кучу журналистов, которые заполнили помещение. «Это для мультика?» – спросила я у Насти, чтобы как-то начать разговор. «Это – для красоты!» – хоть тихо, но уверенно ответила Настя, и понесла ромашку маме. «А чем закончится ваша история?» – спрашиваю у еще одного из активных пластилиновых скульпторов лет десяти. – «Все герои превратятся в пластилин!» – громко анонсировал мне маленький аниматор. Итак, эпические приключения кентавра в Харькове сейчас уже перешли в стадию постпродакшна, и увидеть цельный мультик можно будет уже в октябре.

Наиболее таинственная резиденция в проекте ГаліціяКульт – это, бесспорно, резиденция в мастерской Павла Макова, где 12 молодых художников-графиков, которых метр упорно называл коллегами, ежедневно общались с Павлом, показывали ему свои работы, слушали лекции и обсуждали услышанное и увиденное. Маков не преподает в Украине – а если и соглашается прочесть лекцию или мастер-класс, то принципиально не берет за это денег. Хоть он и не считает это обучением – «это не контакт учителя и учащихся; это коллеги, которые учатся друг у друга; отвечая на их вопросы, я больше учусь, чем они учатся, слушая мои ответы». Маков говорит, что генераційного разрыва между поколениями художников он не чувствует, потому что настоящее искусство – все равно вечное, и его мало; а вот патриархальную установку в коммуникации ему и группе художников-резидентов удалось понемногу преодолеть, и скованность в общении постепенно исчезла.

Участники резиденции в начале ориентировались на создание совместного арт-бука. И создать за 2 недели авторскую книгу – почти нереально; Павел Маков свои творит в течение года-двух. Но так результат резиденции будет, по мнению художника, еще лучше: он будет влиять на всю дальнейшую жизнь всех участников, и последствия его не должны вылиться в конкретные работы, но будут навсегда запечатлены в общий опыт. «То, что произошло здесь с ними и со мной – это вполне вещь. Выставка в октябре точно не будет прямым следствием наших встреч», – рассказал Маков. Резиденты соглашаются: такой чрезвычайный опыт требует времени на осмысление и переваривание.

Неуловимой в процессе работы, но очень интересной с точки зрения своего потенциального результата является кинематографическая резиденция, которая собрала десять молодых кінодументалістів из Львова и Харькова для создания коротких фильмов о урбанистические проблемы современного Харькова. Резиденты ежедневно выезжали на съемки, а за их работой следили менторы-режиссеры – Остап Костюк (Львов) и Любовь Дуракова (Харьков). Одна из львовских участников резиденции, режиссер Жанна Озирна (программная директор ЛМФК Wiz Art) говорит, что труднее всего было найти тему – то есть, конкретного героя: «Харьковские резиденты довольно быстро с этим справились, а львовским было тяжеловато. Мы все же отталкивались от мест, и уже там искали героев. Кто снимал рынок Барабашова, кто – Госпром, я снимала дом Слово. Уже на местах мы искали и договаривались с героями. И если в харьковских участников это был один яркий герой (знакомый, друг или просто интересный городской персонаж), то у нас – скорее галерея типичных обитателей этих мест». Сейчас все резиденты на стадии монтажа, а конечные результаты этой резиденции также продемонстрируют в октябре – так что есть чего ждать еще и на осень.

Самое интересное в ГаліціяКульті с перспективы Львова – это, конечно, дождаться октябрьских отзывов харьковской публики на презентацию западноукраинской культуры и искусства, увидеть себя глазами Другого, понять что-то в этом отражении, и – будем надеяться – найти больше общих тем для дальнейшего диалога. Но даже на этом, предварительном этапе еще, кажется, что идея масштабной программы резиденций имеет все шансы стать едва ли не лучшей находкой третьей едиції ПогранКульту. В львовской памяти по ДонКульті больше всего оставили след как раз те проекты, которые предусмотрели тесную кооперацию. И если верить свежим и эмоциональным отзывам львовских резидентов ГаліціяКульту, для них две недели в Харькове также стали чем-то очень особенным, персонально переживаемым и акцептованным в творческий опыт. Следим дальше!

Фото: Виталий Сидоренко

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика