Новостная лента

Галичина в истории Украины.

21.10.2015

 

80 лет назад (октябрь 1936 года) в «Календаре Красной Калины на 1937 год» вышла статья Емельяна Терлецкого «Галичина в истории Украины».

 

 

Ставляючи название «Галичина», имеем в виду бывшие три княжества: Перемиське, Звенигородское и Теребовельське, которые потом стали главными землями княжества. Это край, который теперь разделен на три воєвідства: Львовское, Станиславівське и Тернопольское. Это край небольшой пространством, но, несмотря на то, он відограв в истории Украины весьма важную роль. Так было особенно во времена істнування галицко-волынского государства, но также и после, потому что в XVI и XVII. И, наконец, в XIX, да и XX веку.

 

 

Княжа доба.

 

Галичина в княжеской эпохе имела полезнее геополитическое положение от Восточной Украины постольку, что не находилась по соседству со степями и поэтому вплоть до XIII века не была наражена на наезды степняков, а даже и по приходе татар в XIII веку, она не почувствовала так грозы татарского соседства, как Восточная Украина. Через то жизнь шла здесь спокойнее, как там на Востоке, население было более сконцентрировано и загосподароване, как население Восточной Украины, общественный и политический строй был здесь более устоявшийся и законченный, особенно во второй половине княжеской эпохи.

 

Огромное влияние имело на историю Галичины соседство с Польшей и Венгрией. Встреча с другими народами и государствами вызвала в галицких украинцев чувство обособленности и здесь скоро развилось национальное чувство. Оно много причинилося к тому, что Венгрии не удалось завладеть Галичиной, хотяй венгерские короли делали усилия относительно того. Приобщились к тому также очевидно и Карпаты, которые были оборонительным валом перед Венгрией.

 

Словом Галичина стала страной, где развилось інтензивне украинское жизни и где были всякие данные к тому, чтобы здесь істнувала особая украинское государство. И она действительно здесь восстала и уже при конце XI. века стала почти независимой от Киева. А когда в 1145 году три княжества – Перемиське, Звенигородское и Теребовельське получились и восстало одно галицкое княжество, тогда это государство в целой системе княжеских государств занимала очень видное место.

 

Это имело большое значения для дальнейшей истории Украины. Восточная Украина зачала от половины XII века чем раз больше підупадати. Киевские князья потеряли свое значения, а сам Киев упало очень. Следовательно из этого хотели воспользоваться северные владимиро-суздальские князья и получить если не господства, то принайменше влияние в Восточной Украине. Но этому помешал галицкий князь Ярослав Осмомысл, который в 1158. г. отправился на Киев и посадил там князя по своей воле.

 

Это была первая победа Западной Украины над Северо-Востоком. Она стала еще больше, как Галичина получилась с Волиню и восстала мощнейшая галицко-волынская держава. Это была очень полезная событие для Украины, потому что именно тогда опасность для Восточной Украины со стороны владимиро-суздальских князей становилась что раз то больше. Как передтим Юрий И., так и его наследник на владимиро-суздальском престоле, Андрей Боголюбский мішався в киевские дела и уже таки собирался воцариться над Восточной Украиной. Это была критическая волна в истории Украины, потому что уже тогда Московия могла получить преимущество над Восточной Украиной. Но помешала этому галицко-волынская держава. Князь ее Большой Роман решил дело по своей воле. В 1200 и 1203 г. отправился он в Киев и стал начальником киевского князя. Тем способом московская опасность была на долгие времена устранена, а галицко-волынская держава получила полное преимущество на всех украинских землях. Она стала всеукраинской государством и поэтому справедливо назвал летописец князя Романа Великого самодержцем всея Руси, это Украины.

 

Большой вес галицко-волынского государства проявилась также за князя Даниила с волной, как татары напали на Украину. Восточная Украина была тогда в полнейшем политическом упадке. В Киеве князя не было и был здесь только наместник князя Даниила, воевода Дмитрий. Вне тем в Киевщине, Переяславщине, в полуденный Волыни и полудневім Подолью не было никакой государственной власти. Давна, мощнейшая когда киевское государство розложилася в этих краях полностью. Княжеской власти здесь уже не было и государство розложилася на мелкие частицы, на атомы так, что каждая община жила своим обособленным жизнью, не имея никакой власти над собой. Но даже там, где еще зісталися князья, следовательно в Чернигівщині, также не было свойственно государства, потому что эти князья не имели ни силы, ни значения и сошли на становиско земельной аристократии.

 

Тем способом галицко-волынская держава была одинокой и тимбільше поэтому ценной государством на всех украинских землях в XIII и XIV веку. Только отсюда, от запада могло прийти восстановления государственной жизни в Восточной Украине.

 

И действительно галицко-волынская государство это задача принайменше ногах частью наполнила. Князь Даниил начал решительную борьбу с этими розкладовими факторами, которые не хотели признавать княжеской власти и предпочли обезопасить себя составлением дани татарам. Были это известные в нашей истории «татарские люди». Он заставил этих «татарских людей« с Волиня и Подолья признавать государственную власть и устранил в большой степени политический хаос, который воцарился в этих странах. В временах, когда над Украиной зависла уже татарская гроза, такая консолидация государственной власти имела большое значения. Галицко-волынская держава была основой исправительно-государственного порядка на украинских землях. Недаром еміґрувало сюда населения из пустошених татарами земель Восточной Украины. Галицко-волынская держава стала защитой для украинского народа и в этом ее большое значения. Галичина, вместе с Волиню стала основанием силы и могучости этого государства.

 

Галицко-волынское государство можно под некоторым осмотром считать наслідницею древней киевской державы, но в сравнению с этой она означала прогресс. Это видно как в ее политическом строе, так и общественным. Ее администрация была сложнее и лучше уладжена, как киевского государства. То же самое можно сказать об организации военных сил. А что касается общественного строя, то он был больше скристалізований» как в киевском государстве. Выступает здесь прежде всего уже отчетливо особая мещанская прослойка, которая сыграла в западной Европе такую важную роль.

 

Да и политическое мировоззрение стоял в Галичине тай на Волыни выше, как в киевском государстве. Между тем, как там понятие государства было очень тесно связано с лицом князя, зглядно с династией Руриковичів, и получился даже взгляд, что государство является собственностью князя и князя только из рода Руриковичів, то в галицком княжестве государство поставлено свыше князем и более династией Руриковичів. Тем принадлежит себе объяснить, почему галицким на престоле мог засесть боярин, Володислав Кормиличич, а в 1340. по замордованню князя Болеслава-Юрия II стал начальником галицко-владимирской государства боярин Дмитрий Дедько Бояре были точки зрения, что государство является собственностью народа, а себя они считали видать представителями этого народа.

 

Галицко-волынская держава вправді упала, поделена между Польшу и Литву, и наполнила свою задачу за время своего істнування. Под опекой этого государства сконсолідувалася украинская нация и она воспитала поколения, которые имели в себе государственно-творческие элементы и не попали в восточно-украинский хаос. В этом большое ее значения, а между ее землями прежде всего Галичины.

 

Свои государственно-творческие соревнования обнаружила Галичина еще в конце XV века, тогда, как были здесь восстания, имевшие целью восстановить древнюю княжескую государство. Им не повезло, их подавлено, все же Галичина зісталася важным фактором в дальнейшем историческом развитии Украины.

 

 

Казацкая эпоха.

 

В казацкой эпохе геополитическое положение Галичины было вроде такого положения в княжеской эпохе. И в этой эпохе Галичина не была наражена на такие набеги степняков, как Восточная Украина. Жизнь плыло здесь вообще спокойнее, как на востоке Украины, и население было гуще в Галичине, как в Восточной Украине. Вправді на западных окраинах Галичины зашла перемена, потому что бывшая украинская Ряшівщина стала польским этническим краем, а города везде в Галичине потеряли свой прежний украинский характер и получили большой процент польского и жидовского людности, но всежтаки главная масса зісталася украинском и сидела на своем месте.

 

Благодаря этому спокойной жизни возник в Галиции тип украинца спокойного, под духовым осмотром зрівноваженого, способного к конструктивной работе, заодно очень привязаного к своей земле и готового защищать ее. Следствием стрічі с польским народом очень окрепло национальное чувство в галицких украинцев, особенно в городах, где украинское мещанство выступило активно в обороне своей веры и своей національности.

 

Совсем другое было в Восточной Украине. Там татарские набеги не позволили на спокойную жизнь, тай у ворот там борьба за украинскую государственность. Колиж наконец в 1648 году растаяло украинское государство, она вынуждена была защищать свое істнування на нескольких фронтах. В связи с тем всем происходило в XVII и XVIII веку передвижения украинской людности по большим просторам Восточной Украины. Прежде всего, передвигалось населения с земледельческой Украины на запорожские степи, спустя, когда на Правобережье по упадку украинского государства в 1676 году наступило здесь большое замешательство т. зв. «Руина», то население отсюда переносилось к Левобережной Украины. Когда же на Правобережье в XVIII. веке наступили более спокойные времена, то началась эмиграция тем вместе с Левобережья на Правобережье.

 

Тем способом в течение целой казацкой эпохи население Восточной Украины было почти все время в движения. Это имело свои последствия. В Восточной Украине образовался другой тип украинца, как в Галичине. Этот тип необыкновенно активный, доказательством чего является история Восточной Украины в течение целой казацкой эпохи. Но при том всем витворилися здесь и отмены этого восточно-украинского типа, из которых важнейшие были украинцы с анархістично шляхоцьким мировоззрением и украинцы со степным мировоззрением. Из всего этого получилось то, что украинец из Восточной Украины был далеко активнее от украинца из Галичины, но зато был менее психически уравновешенным и потому мало имел в себе здібности к конструктивной работе. Тем способом в Украине витворилися ріжні культурные типы, иначе в Галичине, а иные в Восточной Украине, которые себя взаїмно дополняли.

 

Вспоминая казацкую сутки, мы конечно держим в уме прежде всего Восточную Украину. Это вещь понятная, потому что казачество появилась в Восточной Украине (сделала возможным не только восстание Запорожской Сечи, этой маленькой военной державы, но она сделала тоже восстание государства Богдана Хмельницкого и его наследников-гетманов. Но в этой военной и политической строении приняла тоже участие и Галичина, ибо эта политическая строение звязалася тесно с украинским национальным чувствам.

 

Национальное возрождение началось прежде всего в Галиции. В нем наше мещанство відограло большую роль. Оно же зорганізувало ви Львове Брацтво при церкви Успения Пресв. Богородицы, которое стало образцом для других Брацтв, что восстали в Галичине, на Волыни и в Восточной Украине. Так же печатная штука распространилась с Галиции да Волыни на другие земли. Школьная наука найтрівкіше была поставлена в Галичине и отсюда распространилась везде по Украине. Здесь в Галиции было больше всего ученых людей и некоторые из них многие служили Восточной Украине.

 

И так, когда игуменом Печерского монастыря в Киеве стал галицкий украинец (из-под Золочева) Елисей Плетеницький в 1599 году, то он отправил типографию с Галичины, а в Братской школе в Киеве, ректором которой стал Иван Борецкий (с Бірчі в Галичине), позднее Киевский митрополит, учили преимущественно учителя, отправленные из Галичины. Тем способом у Плетеницького образовался кружок ученых преимущественно галичан (Захария Копыстенский, Лаврентий Куколь и другие), который очень оживил культурную жизнь в Киеве и вообще в Восточной Украине. Но очень важным было то, что эти галицкие ученые принесли с собой на Східню Украину украинское национальное чувство, которое в Галичине было тогда больше всего развито. Нельзя забыть и того, что Петр Конашевич Сагайдачный был тоже галицким украинцем и происходил из мелкой шляхты из-под Самбора, а он тоже был первым, который Запорожскую Сечь и вообще казачество связал с национальным делом. Конечно, что Конашевич вписался с целым казацким войском до Киевского Братства. Тем способом благодаря галичанам очень розбудилося национальное чувство и патриотизм в Восточной Украине. Только благодаря такой внушительной участия галичан в розбудженню культурно-национальной жизни в Восточной Украине стало возможным, что все украинские общественные слои сотрудничали при строении государства Богдана Хмельницкого.

 

Тем способом в истории Украины XVII века пришло к синтеза двух элементов: культурно-национального, развившегося на західніх землях, а прежде всего в Галичине и орґанізаційно-военного, который восстал в Восточной Украине. С этой синтезы восстала идея украинской государственности и в конечном итоге украинское государство.

 

Начав с последних десятилетий XVII века влияние галицких украинцев на жизнь Восточной Украины становится что раз меньший, наконец, на долгие годы совсем прерывается. Это следствием того, что культурно-национальная жизнь Галичины начало підупадати, а при конце казацкой эпохи нашей истории Галичина принадлежала вместе с Закарпатьем и Буковиной до стран, которые относительно национального осведомление низкое стояли от всех украинских земель. Тогда могло казаться, что Галичина закончила уже раз на всю свою, когда такую важную роль в истории Украины. Но так не случилось. Галичина и в новой эпохе завесила много.

 

 

Новая эпоха.

 

В новой эпохе истории Украины ґеополітичне положение Галичины изменилось постольку, что Восточная Украина необыкновенно увеличила свою территорию благодаря большой кольонізації, что там началась во второй половине XVIII века. Все бывшие степи, где находились татары, да и их предшественники, стали украинскими так, что пространство целой Украины стал два раза больший, чем он был во времена Богдана Хмельницкого. Галичина стала из-за того ледви десятой частью пространства всех земель, где живут украинцы, и имеет тоже десятую часть населения этих земель. Тем способом Восточная Украина стала «Великой Украиной», сопоставляя название Восточной Украины для Донбасса и других східніх земель Великой Украины. Но несмотря на такую диспропорцию между Галичиной и Большой Украиной, Галичина и в этой новой эпохе сыграла весьма важную роль в истории всей Украины. Только это случилось не сейчас, а доперва во второй половине этой эпохи.

 

В первой половине суток вплоть до последней четверти XIX. века Галичина не могла ничего дать другим украинским землям, ибо она представлялась очень слабо и то на всех участках национальной жизни. Большая Украина выглядела под тем зглядом далеко лучше, потому что там еще в первой четверти XIX века была достаточно живой украинская государственная традиция Но уже в 1848. в Галичине оживилось национальное жизни, а хотяй оно пришло в упадок после, то однако же в седьмом десятилетию XIX века национальное жизни розбудилося снова и то под влиянием творчества Шевченко, и с того времени оно уже непрерывно развивалось дальше. А когда в Большой Украине именно тогда начались со стороны российской власти репрессии против украинства и наконец в 1876. году появился звісний царский указ, который имел цели убить украинское национальное жизни, тогда украинцы с Большой Украины вошли в сношения с галичанами и в галицких изданиях помішували свои писательские произведения. Это снова причинилося к оживлению национальной жизни в Галичине и Галичина стала от тогда средоточием целого украинского жизни.

 

С того времени значения Галичины в украинском жизни выросло очень и оно было таким вплоть до первой революции в России в 1905 году. А значения это не только лежало в том, что, несмотря на ріжні препятствия, все же украинские книги передіставалися из Галичины до Великой Украины, но еще и в том — и это было очень важное — что істнування национальной жизни в Галичине давало веру и украинцам с Большой Украины, что все же украинство не только не уничтожено, но оно кристаллизуется, набирает інтензивности и силы и что оно имеет всякие данные развиваться там, где нет ему слишком больших препятствий. И в этом лежит большой вес Галиции в последней четверти XIX века, тай с началом XX.

 

Галичина тай подле нее маленькая Буковина давали украинцам из других земель образцы национальной органической работы. Тут восстали в последней четверти XIX и в начале XX века ріжнородні организации, культурно-образовательные, экономические, профессиональные и наконец политические. Между тем, как в Великой Украине украинство пришло в упадок и стало аполитичным, а всякая орґанізаційно-освітна или экономическая работа проходила в рамках российской государственной ідеольоґії, то в Галичине украинское жизни развивалось самостоятельно и оно обняло почти все важніші участки национальной жизни. А что очень важное: украинство в Галиции и Буковине имело в себе также и политический характер. Его окончательные выводы сводились к тому, что будущность украинской нации лежит в восстанию украинского государства, построенной на руинах «единой, неделимой России«.

 

Пришла наконец мировая война, с началом которой галицкие украинцы связали все свои политические чаяния и надежды. Наступили великие события, в которых Галичина сыграла весьма важную роль. Рядом Украинской Народной Республики в Великой Украине восстала в Галичине Западноукраинская Республика. Эта государство вынуждена была взять на себя целый груз оборонительной войны с Польшей, и она этот долг достойно сповняла. Небольшой своей территорией и населением, сопоставленная сама себе, без никакой внішньої помощи, она не могла устояться перед силой целой Польши, которая еще получила помощь от могучей Антанты. Но это не вменшує уенности этого государства, как исторического появления. Она істнувала коротко, но, как на такое короткое время и военное положение, она была достаточно хорошо зорганізованою и упорядоченной, и то на европейских началах. Ее целая строение, ее политически-общественный строй не обнаружил таких крайностей, как велико-украинское государство. Она представляла собой компромисс умеренных социальных течений с национализмом. В восстанию галицкой государства не было революційности, а было завершение этой политически-общественной эволюции, ее пробыли Галичина течение этой Новой эры; галицкая государство лучилася органично с прошлым. В этом лежит большая положительная стоимость галицкой государства и поэтому она стоит под соціольоґічно политическим обзором выше, как велико-украинское государство. Хотяй далеко меньше, как эта, галицкая держава имела больше данных к жизни велико-украинского государства. Имея это в виду, мы можем понять, почему Антанта больше считалась с малой Галичиной, как с Большой Украиной. Доказательством того может быть план французского маршала Фоша, который хотел согласовать галицких украинцев с поляками (миссия Бертельмі), чтобы их бросить в борьбе с большевиками.

 

Восстание сразу двух украинских государств должно удивлять неосведомленных с украинскими обстоятельствами чужака, но оно было последствием отдельных политических обстоятельств, в которых переживали две части украинского народа во времени до мировой войны. Акт 22 января 1919. года имел более формальное, как реальное значения и в действительности оби государства не были з’єдинені никогда. На это сложились ріжні причины, о которых нечего здесь говорить, но некоторые из них лежали вне воли политического руководства обоих государств. А нельзя забыть того, что оби государства имели совершенно отличную заграничну политику. Между тем, как велико-украинская держава имела своим первым заданием борьбу с Россией, и западно-украинское государство стояла целый время своего істнування в войне с Польшей. И в этом лежала трудность кооперации обоих украинских государств и даже причина некоторых конфликтов.

 

Все же до некоторой сотрудничества дошло и когда Великая Украина дала Галичине полководца ген. Омельяновича-Павленко, Ген. Грекова тай других, а также несколько военных отделов, то Галичина дала Большой Украине Сечевых Стрельцов, много старшин, подстаршин и чиновников. По отступлении В. Г. А. за Збруч и тем самым заломанню галицкой державносте, участие галицких украинцев в событиях в Великой Украине в 1919-1920 годах стала очень выдающейся. Славный поход на Киев был делом как велико-украинской, так и галицкой армии. День 31. августа 1919. они с заслуженным тріюмфом вошли в Киев.

 

А помнить надо, что галицкая армия много заслужилася в освободительной войне не только в Галичине, но и на обширных просторах Великой Украины. Своей дисциплиной и осанкой она завоевала расположение и признание как Галичими, так и Великой Украины. За то она была все время государственно-созидательным фактором, который в других обстоятельствах был-бы решил дело положительно украинской державности и то не только в Галиции, но также и в Большой Украине.

 

Как из этого всего видим, то Галичина также и в новой эпохе истории Украины відограла выдающуюся роль. Істнування западно-украинского государства было большой ценностью для украинской нации, ибо оно было доказательством, что Галичина имела всякие данные до активного выступления в украинском деле, а было это заодно восстановлением древней государственной традиции.

 

И когда присматриваться с исторической перспективы нашей освободительной борьбе 1917-1920 г., то нельзя не заметить одного. Большая Украина показала очень много размаха в освободительной борьбе, в этом он имел большое преимущество над малой Галичиной – Галичина меньше разрушала, здесь имел значения дух консерватизма, здесь меньше было плянів и широких горизонтов, было может чуть многовато льокального патриотизма и эксклюзивного галицкого мировоззрения, но работа шла здесь солиднее, как в Великой Украине. За то Галичина является в исторической картине наших освободительных соревнований очень положительным фактором.

 

 

(«Календарь Красной Калины на 1937 год». – Львов, 1936. – С. 28-36)

 

 

ОБ АВТОРЕ

 

 

Емельян Терлецкий, галицкий педагог, историк, географ, общественный деятель, родился в 1873 году в Надсянье (Ярославский уезд), гимназическое образование получил в Стрые.

 

В 1892-1896 годах учился на философском факультете Львовского университета. Его преподавателями были, в частности, такие выдающиеся ученые, как историк Михаил Грушевский и географ Антоний Реман. Географическое образование так повлияли на Терлецкого, что в дальнейшем, работая преимущественно историком, он сохранил географический стиль мышления, и каждая его большая научная публикация иллюстрирована многочисленными картами.

 

В 1896-1897 годах, еще студентом, опубликовал первые две научные труды в «Записках Научного общества имени Шевченко»: «Политические события в Галицкой Руси в 1340» (1896) и «Казаки на Белой Руси в 1654-1656» (1897).

 

Начиная от 1898-го, 13 лет преподавал географию в Тернопольской гимназии. В 1911-м возглавил новосозданную Чертковскую украинскую гимназию, которую возглавлял до начала Первой мировой войны.

 

Во времена Первой мировой войны как представитель Союза Освобождения Украины работал в лагерях украинских пленных в Германии.

 

После войны – гимназический учитель в Тернополе и Львове. Член НТШ с 1921 года.

 

Пик общественной активности Терлецкого пришелся на 1920-е года. В 1923-1924 и 1926-1927 годах он возглавлял общество «Родная Школа», а одновременно – также «Учительскую Общину». Был активным членом главного Выдела общества «Просвита».

 

В 1926 году издал учебник «Элементарная география» для украинских ґімназій.

 

В 1940-1948 годах (с перерывом на период немецкой оккупации) преподавал на историческом факультете Львовского университета. Также работал в Львовском филиале Института истории АН УССР. Умер во Львове в 1958 году.

 

 

Терлецкий Емельян – автор научных и научно-популярных трудов, которые печатались в «Записках НТШ» и отдельно. Главнейшие из них: «История Украинской Общины в Раштаті 1915-1918» (1919), «История украинской государственности» (в двух томах, 1923-1924), «Украина забралом культуры и цивилизации перед степняками» (1930), «Влияние природы на историю Украины» (1930), «Гетманская Украина и Запорожская Сечь» (1935) и др.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика