Новостная лента

Галицкий космос

17.09.2015

 

Весной этого года на украинские экраны вышла кинолента украинского режиссера Ивана Кравчишина «Полет золотой мушки». Колоритный фильм о жизни галичан был снят по сборнику рассказов Богдана Волошина «Бурачковицькі хроники». А уже через несколько месяцев Издательство Старого Льва опубликовало одноименную сборник текстов автора – «Полет золотой мушки».

 

 

Богдан Волошин более известный галичанам как Господин Марциняк. Этим псевдонимом с 1990 года он подписывал колонки в львовской газете «Ратуша». Вел ее галицким диалектом. Спустя этот медийный персонаж, который с юмором и доброй иронией рассказывал о современных событиях, изменил формат газеты на телевидение и стал ведущим программы «Чекушка с паном Марциняком» на телеканале ZIK.

 

Действие всех рассказов в сборнике Богдана Волошина «Полет золотой мушки» происходит в Бурачковичах – городке где-то на Галичине, где была и румынская власть, и венгерская, и польская, и власть русских и монголов, и татар, и римских легионеров… Автор позволяет своей фантазии лететь далеко и во времени, и в пространстве. Собственно, читатель теряет ощущение времени: потому что сюжет захватывает, и потому что нет временных рамок у этих историй – они происходят здесь и сейчас:

 

«– Там у нас медсестра была… Вильга. Одному больному даже портрет Марка Черемшины вышила на животе.

– Хорошо, что не Ленина, ибо сейчас мужчина бы имел страшные хлопоты с тем политическим брюхом».

 

А некоторые герои помнят времена и порядки «покойницы Австрии».

 

Колоритная деревня с не менее колоритными жителями изображено в маленьких рассказах-очерках. Каждый герой – полнокровный бурачківчанин, со своей историей и характером. Отдельные эпизоды их жизни, где они встречаются, строят хитроумные планы и делают, кто на что горазд, создают микрокосмос – Бурачковичі. Там грусть и радость обнялись, псы умеют говорить, а коты имеют сапоги и творят чудеса.

 

 

Богдан Волошин очень любит странствовать по селам Западной Украины и Карпатами. Каждый день он отправляется в путешествие, и наверное оттуда автор привез и обрисовал часть героев, а другую – воссоздал из собственной памяти. Рассказ «Образки» – одно из самых драматичных: «в Конце жизни Замурзєвичка напрочь растеряла крохи здравого смысла, потому что начала ежедневно ходить гостинцем между Бурачковичами и Лопушной, высматривая своих нерожденных детей, которые должны были приехать из Львова». Апогей драматичности и щемливості этой истории в эпиграфе «Памяти Замурзєвички». Выходит, и правда жила такая дама, и, наверное, на ее похоронах не было кому заплакать.

 

Во время чтения рассказов в сборнике понимаешь, что Бурачковичі со своими жителями – абсолютно реальны, естественны и даже закономерны жители Галичины. И это – не смотря на то, какими причудливыми и фантастическими не были бы рассказы, и кто бы не был главным героем (один рассказ в книге – от имени собаки). Перечень главных (тех, что встречаются в большинстве рассказов) героев почти типовой: мэр города – господин Задупський, завклубом (который потом сменит род деятельности) Влодко Фаренґа, Мерлюньо, который открыл в себе дар предчувствовать смерть после того, как сам «воскрес» от четвертины водки, местная Екатерина…

 

Автор сфантазував мир Бурачковичів, но он не придумал поведение и мировоззрение героев рассказов. Они – типичные галичане, со способом мышления, который передается, наверное, по наследству на генном уровне. Правда, их центр Вселенной – Бурачковичі.

 

Например, про памятник Тарасу Шевченко бурачківчани размышляют так: «То хорошо, что будет большой. Но надо так сделать, чтобы его можно было возить по селам, где еще нет памятников. Пусть люди имеют на храмовые праздники где цветы возложить…». Богдан Волошин предельно откровенен в своих рассказах, правдивости и достоверности ему не занимать. А еще он очень смелый, – называет вещи своими именами. Правда, речь его очень образная и полная юмора. Автор замечает ганджи – как персональные, так и общественные. Украинская поговорка «ни себе, ни людям» претерпевает трансформации и расширения в одном из рассказов: «Чтобы не было в его лесу браконьеров, он собственноручно расстрелял всю дичь».

 

«Полет золотой мушки» – это вымышленный мир, который наберет реального измерения только в фантазии читателя. И нет замера любовь, с которой описывает каждую деталь, каждого персонажа автор книги. Драматизм, которого она полна, измеренный и расставлен так метко и технично, словно выстроен по математическим алгоритмом, в котором проверенный и гарантированный эффект.

 

«Полет золотой мушки» – это полет фантазии, в котором образный ряд и ход мысли предсказать очень трудно. Автор не украшает объект внимания или явление, которое описывает, а подчеркивает или дополняет его меткими и неожиданными сравнениями: «Он осторожно крался кладбищем, держа косу, как на рисунке в учебнике по истории Украины: «Обездоленные крестьяне берут на абордаж барское имение». Во время чтения не стоит пытаться что-то спрогнозировать или предсказать – неожиданности ждут читателя именно там, где он не ждет на них.

 

Относительно правдивости и честности Богдана Волошина – он не чурается ни одной темы. Рисует жизнь такой, как она есть, где смерть и радость вместе ходят. Собственно, смерть предстает очень привычным и обыденным явлением в «Полет золотой мушки». А еще более обыденным делает ее псевдоним одного уже упоминавшегося персонажа – Мерлюньо. От того, что знает, кто когда умрет, Ивана Дзядыка соседи начали так называть. Или же, например, рассказ «Тестамент» (одно из экранизированных в фильме «Полет золотой мушки»). Дзидзьо (что означает «дед») героя рассказа – мальчика – умер (или «дзидзьо приставилися» рано), а потом его тело было активным-пассивным участником событий еще в течение целого дня: съездить к нотариусу, чтобы написать акт о смерти, к врачу – за справкой о смерти и к нотариусу опять – по завещание.

 

Герои, которые являются второстепенными в одних рассказах, становятся главными в других. Локации с каждой повестью становятся все более и более узнаваемыми читателю, пока он не будет иметь в своем воображении карту Бурачковичів со всеми жителями городка.

«Кожда человек мусит иметь свои хлопоты, ибо иначе она уже не человек…» – эта фраза порой является определяющим в поступках героев книги. И автор пишет о эти хлопоты очень искренне и правдиво. Даже если эти чрезмерные переживания, а то и вовсе ненужные.

 

Сборник рассказов отчасти потому и является в определенной степени циклической, замкнутой. То есть: из какого рассказа не начать читать, все будет идти последовательно. Даже если рассказ читать не по порядку. «Полет золотой мушки» – закругленная, самодостаточная история. И если ее внутренняя структура связана и взаимозависима, то все равно – с первоочередным правом выбора для читателя.

 

Богдан Волошин сделал зарисовки галицкого жизни и галицкого менталитета так, чтобы никого не обидеть. Смешного в этих историях так же много, как и горького. В конце концов, как оно и есть в жизни. Бурачківчани и дальше живут в своем ритме, следуют давно сложившимся алгоритмам отношений, имеют свои заботы, но чаще решают соседские дела, чем свои.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика