Новостная лента

Господень сокол

11.12.2015

Первый, кого здесь видишь — василиск. Люди всегда любили чудовищ. Шедевральные европейские архитектурные памятники часто кишат всевозможными чудовищами. Пожалуй, в этом феномене проявляется вечная человеческая гордыня: люди приближают к себе зло, одомашнивают, для себя самих, создавая иллюзию, что таким образом приручили, а значит, покорили его. Такая оптика популярна и в третьем по значимости городе Швейцарии – Базеле.

 

 

Маленькие окрашенные в бутылочный зеленый цвет чугунные фонтанчики, которые появлялись здесь во второй половине XIX века, имеют подобие фантасмагорических средневековых аспидів. Фонтаны имели вполне прикладное назначение: базельские хозяйки брали из них воду для домашних нужд. Их осталось около двадцати, в основном, на набережных Рейна. Они эстетичны и симпатичны, на подножии чаши есть даже маленькая емкость, из которой могли напиться псы и коты.

 

 

Поэтому Базель часто связывают с василіском – бестией из средневекового бестиария с убийственным взглядом и ядовитым дыханием. Тем более, что в лапах василісків-фонтанов герб Базеля – епископский жезл. Это столь же абсурдно, как и красноречиво… Абсурдность усиливается еще и тем, что от первой половины ХVI века Базель – реформировано протестантское город. Но жезл на гербе, конечно же, старше, чем базельский протестантизм.

 

Василиск может казаться таким себе романтическим ключом от Базеля. Но это не мой ключ. Я не хочу приручать чудовищ.

 

Еще название города можно ассоциировать с его греческим корнем – королевский. Это слово близкое украинскому уху благодаря Василиям, на которых так щедра земля наша. Не знаю, к какому именно монарха могла бы апеллировать это название. Возможно, до римских цезарей, ведь поселение на берегу Рейна, где река делает живописную петлю, существовало уже в римскую эпоху. В дохристианские времена здесь жили кельты, но они пользовались другим названием. Кстати, при определенном зухвальстві в гербе Базеля можно увидеть перевернутую вниз лепестками лилии, которая очень напоминает французский королевский символ. Но согласно официальному объяснению – это три состояния, на которые опирается епископ: священники, пастухи, учителя. Итак, королевский город без короля?

 

 

Некоторые археологические находки доказывают, что уже в 2 веке нашей эры здесь селились евреи. Это открывает еще одну возможность интерпретации имени города. Если разделить слово на слоги, то в нем появляется Бог1. Пусть в несколько необычном контексте: Бог в названии города предстает как воин или как минимум как охотник. Воин, завоевавший драгоценный трофей2 или охотник, который подстрелил редкую добычу. Базель – достижение Бога. Или может, Господа сокол, который свил себе гнездо на берегу райской реки?

  

Хача Базель и расположен в Верхньорейнській низменности, он тесно окружен горами: несколько километров южнее начинаются каменистые известняковые горы Юра, кстати, старательно прошиты и неоднократно прохромлені безупречными шоссе и железными дорогами. А несколько километров восточнее и севернее Базеля – мягкий Шварцвальд. Второй уровень защиты – река, которая не просто разделяет Базель, а образует живописную петлю вокруг его меньшей части. Подобно, как Днестр в Залещиках. Грандиозный Рейн вытекает из озера Тома в Альпах и через Базель несет свои чистые воды к Северному морю.

 

 

Рейн объединяет, но и разделяет – три народа, которые живут здесь в непосредственной близости. К северу от Базеля на его левом берегу уже Германия, а справа – Франция. Городские трамваи пересекают границы, а Базельский аэропорт лежит на французской территории. Одного вашего послеобеденное может запросто хватить на то, чтобы выпить кофе в трех странах. Сожительство трех миров не лишены взаимной соседской ироничности, которая однако не переходит границ дозволенного, не рискует вылиться в конфликт. Например, швейцарцы любят отметить, что у французов хуже дороги и меньше порядка. Конечно, не в присутствии французов. Французы, в свою очередь, мягко насмехаются над швейцарской безупречностью. Но все привыкли учитывать чувства друг друга, считаться с достоинством другого и ни при каких обстоятельствах не задевать ее…

 

Конечно, существует и экономическое измерение такого тесного соседства. В сравнении с соседями Швейцария – дорогая страна. Поэтому базельцы не чураются того, чтобы закупиться в ближайшем немецком городке или выбраться там, скажем, к зубному врачу. Зато эльзасцы предпочитают искать работу в Швейцарии, потому что так могут заработать на двадцать процентов больше, чем во Франции.

 

Относительно информационного пространства – немецкоязычные швейцарцы параллельно со швейцарским потребляют и немецкий информационный продукт, а франкоязычные жители западной Швейцарии – французский. Но все это – без критических последствий для их швейцарской идентичности. Просто в эту идентичность они вложили много целенаправленных усилий; они слишком ею гордятся, чтобы ее пошатнуть. И гордиться таки есть чем.

 

 

Швейцарцы очень хорошо воспитаны и корректны. При этом в их ментальности есть что-то очень крестьянское, какая-то скромная простота и вежливость. Полное отсутствие снобизма. Сельский аспект ментальности отражен в швейцарском диалекте немецкого языка, такой себе «гуцульской» говоре – швіцер дючь, – которым все здесь пользуются не только дома, но и в общественной жизни. Хотя официальным языком для немецкоязычной Швейцарии является литературный немецкий. Но благодаря гибкости, дисциплинированности и корректности швейцарцев такой полілінґвізм не превращается в шизофрению и никакой проблемы не составляет, а только обогащает. А сельская ментальность никак не конфликтует с образованностью, профессиональной компетентностью и высокой конкурентоспособностью швейцарцев в самых передовых отраслях.

 

В Базеле больше тридцати музеев, некоторые из них мирового масштаба. Кстати, жителей в самом городе на пятьдесят тысяч меньше, чем, например, в Ивано-Франковске. Но, поскольку Базель является центром химической промышленности и фармации, здесь работают самые мощные швейцарские предприятия, а вокруг города живут более полумиллиона человек. Базель – это университет, которому более пятисот лет, это город Парацельса, Еразмуса, Германа Гессе и Фридриха Ницше. А еще – порт.

 

В некоторых местах Юра снисходительно расступаются, образуя так называемые бургундские ворота, через которые до Базеля струится теплый средиземноморский воздух. Поэтому базельский холод не такой уж и холодный. Здесь растут теплолюбивые растения, сады украшены нарядными силуэтами prunus laurocerasus, гламурным остролистом падусом, различными рододендронами и барбарисами. Люди здесь любят лелеять свои сады, не жалея средств, а в близлежащих селах, обычно, не прячут их за высокими заборами. Заборы здесь – скорее элемент ненавязчивого декора, чем підозріливого попытки отгородиться от мира.

 

 

Несмотря на довольно высокий процент разных чужаков, швейцарцы не потеряли фундаментального доверия к своему окружению. Уходя осенью швейцарским селом, возле крестьянских дворов часто можно увидеть выложенную на продажу продукцию сельского хозяйства: овощи, фрукты, яйца, соки. Указаны цены, рядом стоит ящик для денег. Полное самообслуживание, систематический надзор отсутствует. Доверие – лучший стимулятор для совести…

 

22 ноября 2016

 

1 Эль – одно из имен Бога.

2 баз – на иврите это слово означает трофей, добычу, а также – сокол.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика