Новостная лента

Гуцульский фестиваль в Мюнхене

29.03.2016

 

«У каждого человека в сердце есть сокровища, которые она несет с собой сквозь жизнь. Для меня это связь с глубокой древней уникальной украинской этнической культурой. В этом проекте мне хочется познакомить с ней мир!» – заметила Оксана Линей о фестивале «Дух Гуцулов», который состоялся в Мюнхене на прошлой неделе.

 

Фото: Иван Рыбак. Фрагмент спектакля «Гуцульский год».

 

Украинский дирижер Оксана Линей инициировала и воплотила в Германии этот уникальный проект вместе с молодежным оркестром «Новая Мюнхенская филармония», певицей и актрисой Львовского академического театра имени Леся Курбаса Натальей Рыбка-Пархоменко, львовским художником Остапом Лозинским, а также Коломыйским академическим областным украинским драматическим театром имени И. Озаркевича. Идею «Гуцульского фестиваля» активно поддержали LvivMozArt, Украинский Свободный Университет Мюнхена (UFU), Генеральное консульство Украины в Мюнхене, Чешский центр (ČC), Союз содействия украинской культуры «Украина» («Ukraina» Gesellschaft zur Förderung ukrainischer Kultur e.V.) и Салон «C. BECHSTEIN».

 

Фестиваль «Дух гуцулов – мистического горного народа украинских Карпат» явился для немецкой аудитории не только открытием неизвестных раритетов народного и профессионального творчества, связанной с гуцульским краем, но и магическим вспышкой неизвестной творческой энергии.

 

Три масштабные акции символически обозначили Gesamtkunstwerk фестиваля как универсальную триединство театра, музыки и кино. Открывала «Гуцульский неделю» театральное представление Коломыйского академического областного украинского драматического театра имени. Озаркевича «Гуцульский год» по повести Гната Хоткевича (1877-1938). Завершался фестиваль показом гениальных «Теней забытых предков» Сергея Параджанова с немецкими титрами. Наряду с музыкой Мирослава Скорика ‑ неотъемлемой частью кинодраматургии фильма ‑ звучал этнический пение и вокально-инструментальные импровизации в исполнении Натальи Рыбки-Пархоменко, Виктора Андрейченко, Эдгара Віерсоцького. Центральным событием фестиваля стал симфонический концерт Оркестра Neue Philharmonie München под руководством Оксаны Линей, который состоялся в одном из акустически лучших залов города – Геркулес-зале Мюнхенской Резиденции.

 

Знаковым совпадением стал тот факт, что Коломыйский театр приобщился к серии акций авторского проекта Оксаны Линей спонтанно – спектакль «Гуцульский год», показанный в Мюнхене, путешествовал по Германии. Музыку к театральному спектаклю написал современный украинский композитор Александр Козаренко (1963*), рожденный в Коломые. Спектакль отличается прозрачной и одновременно динамичной интерпретацией архаических ритуалов мистического горного народа. Режиссер спектакля Дмитрий Чиборак обнаружил этнический фокус жизнетворчества гуцулов как ритуальную секвенцию круговорота от Рождества до Пасхи, от смерти до брака. Современная музыка органично кореспондувала со звучанием гуцульского диалекта. Костюмы, декорации, музыка, имитация трембит вместе создавали уникальную атмосферу мистического края, который завораживает красотой и разнообразием этнически истинных обрядов. Условные сочетание античных, библейских, фольклорных интонаций-символов в музыке Александра Козаренко оказались не случайными. Пентатонові звуковые архетипы, фонічна аура ритуального действа и духовный диалог творческих идей композиторов, музыка которых прозвучала в программе фестиваля, соединили различные лейтмотивы гуцульского проекта этосом духовного единства художников.

 

Фото: Олег Павлюченков. Оксана Линей и Оркестр Neue Philharmonie München.

 

Идею такой процессуальной целостности удалось почувствовать и во время фестиваля. Концерт Оркестра Neue Philharmonie München в едином фокусе соединил сразу три концепта – социальный, творческий, экологический. Примером воспитания нового духовно развитой мировой культурной генерации, что предпочитает не отчуждения по этническим или любым признакам, а сотрудничества, увиразнила кооперация музыкантов оркестра Neue Philharmonie München со студенческой молодежью Украины. К мультінаціонального состав оркестра, насчитывающего 98 музыкантов из 14 стран, приобщились 19 студентов Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского, которые прошли в Украине отборочный конкурс и получили уникальный шанс музицировать на фестивале вместе с первоклассными немецким оркестрантами.

 

Оксана Линей осуществляет такой инновационный обмен украинской и европейской молодежи не впервые. С одной стороны, такие проекты представляют высокое качество профессионального искусства и художников Украины, привлекают внимание к высокоразвитой суверенной страны. С другой – демонстрируют этническое разнообразие и уникальность его диалектов: в этом проекте – живописную красоту и мудрость древних обрядов, обычаев, фольклора гуцулов. В сложной ситуации войн, терроризма, политических дебатов, коррупции, важность миротворческой цели этого проекта трудно переоценить. Во все времена художники активно реагировали на исторические конфликты реального мира, противопоставляли ему апологию идеальной красоты, душевной, социальной, эстетической равновесия. Современная экологическая кризис напомнила о важности возвращения людей к своим корням, к сокровищам древних культур, изучение и толкование собственных этнических кодов.

 

Сквозную идею фестиваля, как и базис драматургии концертной программы симфонического концерта оркестра Neue Philharmonie München, можно сформулировать в двух словах ‑ «искусство и экология». В качестве «главных персонажей» симфонического концерта Оксана Линей выбрала именно тех композиторов, которые нашли в музыке смысл гармонии человеческого существования через единение с природой, вселенной, собственными национальными традициями. Звучали «Гуцульский триптих» (1965) украинца Мирослава Скорика, «Слезы природы» китайца Тан Дуна (2012, соло ударных Виви Васілева, солистки болгарского происхождения), Симфоническая поэма «Жизнь героя» немца Рихарда Штрауса (1898). Творчество Рихарда Штрауса с его врожденным чувством пиетета к героическим Альп, динамика тембро-ритмических импровизаций карпатских мотивов Мирослава Скорика и архаические голоса природы Дан Дуна символически пересеклись под знаком Гуцульского фестиваля. В последнем произведении экспрессивная 26-летняя солистка Виви Васілева в движении и звуке воспроизвела увлекательный ритмо-перфоманс, который напомнил древние ритуалы архаических племен. Удивительных эффект производили тембровые модуляции ударных инструментов, изготовленных из натуральных материалов ‑ камня, бамбука, деревянных блоков, разноцветных горных колокольчиков Buckelgongs, Holzblöcke, Kuhglocken, Bambusglocken, китайского Pai-Gu-Trommeln, наряду с такими привычными для современного симфонического оркестра инструменты, как маримба, вибрафон, гонг, колокола, барабаны.

 

Фото: Олег Павлюченков. Оксана Линей и Мирослав Скорик.

 

Оксана Линей обладает великолепным оркестровым ощущением звукового пространства и организует его в воображаемый картинно-живописный континуум. Благодаря этому естественно выстраиваются музыкально-образные арки между разными произведениями. В симфонической поэме «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, концерте для оркестра и ударных «Слезы земли» Тан Дуна, симфонической сюите «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика задуманы композиторами квази-этнографические аллюзии дирижер направила в вектор сквозной симфонической идеи отражение мировой гармонии. Инновации тембровой драматургии обусловили своеобразный диалог эмоционально-сонорных подтекстов каждого произведения со стратегически продуманной концепцией целого концерта. Музыка – это свидетель не только жанрово-стилевых и технико-композиционных инноваций своего времени, но и самобытности микрокосма композиторской индивидуальности, который в атмосфере мировых катаклизмов напоминает миру об актуальности прекрасного, о стремлении человека к божественной и космической гармонии.

 

Неслучайно интерпретация Оксаны Линей «Гуцульского триптиха» Мирослава Скорика зафиксировала внимание слушателей на аутентичной импровизационной манере карпатского инструментария с характерной ритмической упругостью и лаконизмом повторювальних, графически очерченных интонаций. Их магическое влияние напомнил о ритуальные параллели спектакля «Гуцульский год», и передал эстафету следующим событиям фестиваля – демонстрации фильма «Тени забытых предков» и мастер-классов львовских художников-этнологов. Как известно, сюиту для симфонического оркестра «Гуцульский триптих», которая в Мюнхене прозвучала впервые, Мирослав Скорик реструктурировал из музыки к кинофильму «Тени забытых предков». Рождение этой музыки вместе с уникальным явлением украинского кинематографа можно считать счастливым событием сотворчества двух знаковых для того времени создателей. Вместе с гениальным украинским режиссером армянского происхождения Сергеем Параджановым (1924-1990) композитор превратил кіномузику на ведущий составляющий компонент драматургии фильма.

 

Сам Мирослав Скорик был почетным гостем фестиваля, и принимал активное участие во всех мероприятиях проекта «Дух Гуцулов – мистического горного народа украинских Карпат». Дискуссии за круглым столом зрителей и художников и экспертов из разных отраслей искусств подготовили для мюнхенской аудитории целый ряд открытий. Заграницей мало кому известны высокая оценка кинофильма звездными режиссерами Федерико Феллини, Акира Куросавою, Микеланджело Антониони, Анджеем Вайдой, включение Гарвардским университетом «Теней…» в образцовых раритетов «поэтического кино» и список обязательных произведений доктората в области медиа. Мало кто знает, что мировое признание гения Параджанова и 39 международных наград в 21 стране мира не остановили преследования режиссера со стороны советской власти. О месте и роли фильма во всемирной истории кинематографа рассказал слушателям известный режиссер, мастер документального украинского кино Олег Павлюченков.

 

Фото: Олег Павлюченков. Наталья Рыбка-Пархоменко, Виктор Андрейченко.

 

Художественным мероприятиям «Гуцульского недели» подвели итоги мастер-классы Натальи Рыбки-Пархоменко и Остапа Лозинского, в которых участники и гости фестиваля имели возможность попрактиковаться в сфере гуцульских фольклорных и сакральных искусств. Художник Остап Лозинский поделился секретами гуцульского иконописи на стекле, певица Наталья Рыбка-Пархоменко учила вокальной технике гуцульского обрядового пения.

 

Однозначно: мюнхенскую публику очаровали этнические обряды и обычаи мистического духа гуцулов. Убедил и высокий уровень оригинальной профессиональной украинской музыки, до сих пор мало известной в Германии. Имена современных украинских композиторов Мирослава Скорика, Александра Козаренко и весь фестиваль, осуществленный по проекту Оксаны Линей, органично вошли в культурного дискурса Мюнхена.

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика