Новостная лента

Ян Щасный Гербурт из Добромиля

01.01.2016

 

На последний день года приходятся 400-летие окончания земной жизни известного деятеля позднего Ренессанса, галицкого дворянина, гуманиста, поэта, публициста, издателя, политика, королевского секретаря, вышенского, мостиского и добромыльского старосты Яна Щасного Гербурта (Jan Szczęsny Herburt, Иван Феликс Гербурт, 1567-1616). Он прожил 49 лет и умер в Добромиле 31 декабря 1616 года, сам себя называл Русином, хотя был римо-католиком.

 

Портрет Яна Щасного Гербурта. Литография Яна Штифі по рисунку Яна Матейко

 

 

Родился Ян Щасный Гербурт 12 января 1567 года в родовом имении в селе Боневичи (Boniowice) между Добромылем и Новым Городом Библо (теперь в Старосамборском районе). Его отец Ян Гербурт с Фельдштейн (бл. 1524-1577), историк, гуманист, писатель, дипломат, юрист, чиновник Королевства Польского, занимал должности перемышльского и сяноцкого кастеляна, секретаря польского короля Зигмунта II Августа – последнего из династии Ягеллонов. Его братья, сыновья перемышльского подкомория Яна Гербурта, занимали также важные посты в Русском воеводстве, в частности: перемышльский епископ Валентин; львовский каштелян Станислав; галичский и перемышльский каштелян Николай.

 

Ян Гербурт с Фельдштейн – отец Яна Щасного

 

 

Рыцарский род Гербуртов происходил из немецкой Вестфалии. Одним из их родовых замков был Фульштайн. Одна из ветвей рода распространилась на Моравию и Силезию. В Моравии Гербурты приобрели городок Фюльштайн (теперь Богушов в Моравско-Силезского края Чешской Республики). В 1370 году обладатель Галиции и Лодомерии Владислав Опольский предоставляет привилегию Фридерику, Вацлаву и Николаю Гербуртам на собственность над реками Саном, Стрв’яжем и Воронкой. Новым очагом Гербуртов в Галичине стал городок Фельдштейн (теперь село Скелевка на Старосамборщине). Традиционным гербом стал герб рода «Гербурт» – на красном фоне зеленое яблоко пробитое тремя мечами.

 

Герб «Гербурт»

 

 

В XV–XVI вв. представители рода Гербуртов породнились с благородными родами Русского воеводства, занимали важные государственные посты, учились в европейских университетах, распространили свои владения на Подолье, где основали еще один Фельдштейн (теперь село Гвардейское Хмельницкой области).

 

Гербы «Сас», «Топор», «Гербурт» и «Корчак» в Олесском замке

 

 

А во времена Ренессанса с Надсянського Подгорье происходили такие выдающиеся просветители, как: Юрий Дрогобыч (Котермак, бл. 1450-1494), Павел Русин из Кросна (бл. 1470-1517), Лукаш Рутеніус из Нового Города (†1542), Станислав Ореховский Роксолан (1513-1566), Иван Вышенский (1550-1621).

 

В такой атмосфере русско-польского пограничья и многоконфессиональности рос Ян Щасный Гербурт. Его воспитателем стал дядя, перемышльский каштелян русского происхождения Станислав Дрогойовський (†1583), который в 1559 году перешел в кальвинизм.

 

С 1579 года Ян Щасный учился в Краковской Академии, а с 1583-го – в университетах Інґольштадту, Парижа, Ляйдену. Кроме русского и польского языков, знал латинский, немецкий, французский, итальянский, греческий. По протекции коронного канцлера Яна Замойского был в посольстве к Зигмунта (Сигизмунда) Вазы – шведского претендента на королевский трон Речи Посполитой. Участвовал в дипломатических миссиях в Англии, Рима, Константинополя.

 

Избирался послом на сеймики Русского воеводства в Судовой Вишне и на Сейм Речи Посполитой. Был секретарем у польского короля Зигмунта III Вазы. Историк Михаил Криль подробнее пишет об этапах его королевской службы: «Этот высокообразованный магнат несколько лет провел на дипломатической службе, побывал с посольством в Англии (1588), в Риме (1589), в Австрии (1590), в Крыму (1595), в Московии (1595), в Турции (1598-1599). В составе польского войска принимал участие в войне с Лесным княжеством и в подавлении казацко-крестьянского восстания под предводительством Северина Наливайко. Длительное время избирался послом сейма (1587, 1590, 1596, 1604, 1615)» 1.

 

Впрочем, через некоторое время перешел в оппозицию к королю и присоединился в 1606 году к рокошу (мятежа) своего дальнего родственника – краковского воеводы Николая Зебжидовского (1553-1620; Зебжидовський был шурином львовского хорунжего Яна Гербурта из Брухналя). Рокошани были недовольны династическими войнами Зигмунта III Вазы за шведскую корону, его стремлением к усилению королевской власти, ограничения «золотой вольности» и прав Сейма. Рокошани также выступали против католической нетерпимости короля, защищали права протестантов (а также православных – в их конфликте с униатами). Но 6 июля 1607 года сторонники короля нанесли поражение войску мятежников в битве под Ґузовим (у Радомя). Активные участники рокошу были репрессированы. Но и король должен укоротить свои централизаторские стремления.

 

Профессор Н.Криль напоминает: «За участие в антикоролівському выступлении (т. зв. рокоші Зебжидовского) отбыл двадцатимесячное заключения. 20 марта 1609 года составил присягу на суде в Вавеле (Краков) о том, что больше никогда не будет выступать против королевской власти, и в начале мая этого же года его освободили при условии постоянного проживания в Добромиле без права выезда из города. В 1601 году.Гербурт вступил в брак с княжной Елизаветой Заславською, в браке с которой имел сына Ивана Льва (1603-1631) и двух дочерей (Александру и Екатерину). В 1601 году, после смерти двоюродного брата Станислава, занял Добромиль, Княжполь, Ляцко, Саліну, Крапивник, Большое, Папортно, Старый Сопітник и Новый Сопітник» 2.

 

Ян Щасный Гербурт отбыл за рокош почти двухлетнее заключение и практически был отстранен от активной политической деятельности. Он сосредоточился на издательской и публицистической деятельности. В своем издательстве в Добромиле (типография была в соседнем селе Боневичи) издал, в частности, исторические хроники Винцента Кадлубка и Яна Длугоша, произведения Станислава Ожеховського, собственные сочинения, среди них и «Розмисел о народ русский, написанный во время Московской конфедерации (1613) господином Счастливым Гербурт Добромильським, старостой вишницьким и мостицьким», в котором Гербурт выступал против полонизации русинов и попыток ликвидации православной церкви в Галичине. Ведь на то время Львовская и Перемойская православные епархии не присоединились к Брестской унии.

 

Криткував он и политику короля Зигмунта III Вазы, противопоставляя ему идеализированного Зигмунта i Старого из династии Ягеллонов:

 

«Есть ли хоть один такой безсоромник и безбожник, который бы посмел говорить, что наши времена стоит называть лучшими со времен короля Сигизмунда И? Кто смел бы утверждать, что сенат теперь более достойный, чем был за короля Сигизмунда? Кто смел бы утверждать, что состояние шляхетский так блюдут права и свободы, как следил за того же короля Сигизмунда? А тот святой король Сигизмунд первые русские церкви так же строил и багатив, как и католические костелы. Тот монастырь святого Спаса, который был заложен и начат последним русским князем Львом, приказал прикончить, а монахам имения предоставил.

Почему же, Бога ради, Сигизмунд III не оказывает того, что оказал Сигизмунд И? Почему не подражает во всем дел и поступков его, чтобы во всем его господство могло уподобиться господству Сигизмунда И? Почему и сенат не хочет стать на том, чтобы этот благородный народ был удержан в мире? С того мог бы быть и в наше время в таком уважении, как сенат Сигизмунда И. Почему же и состояние шляхетский не может постоять за свои права и свободы так, как стояли предки наши за Сигизмунда И?..

Кто честный, кто только любит свободу и мир в Польше, должен был бы склониться к тому, чтобы старые права и обычаи целыми оставить!» 3.

 

Монастырь Св. Онуфрия в Добромиле. Рис. Наполеона Орды

 

 

Занимался Ян Щасный Гербурт и меценатской деятельностью: строил церкви, подарил землю под строительство Васліянського монастыря Св. Онуфрия в Добромиле. Как пишет Михаил Криль, «в начале XVII века Иван Феликс Гербурт отчасти перепланировал и закончил строительство оборонительного сооружения, но уже в ренессансном стиле, достроил жилой комплекс. Это был типичный образец оборонного зодчества на западноукраинских землях XVI-XVII веков. В отличие от предшественников, которые пользовались исключительно местным речным камнем, его строители использовали нестандартную кирпич, возможно, также собственного производства» ⁴.

 

Высокий замок в Добромиле

 

 

Этот Высокий замок, расположенный на Слепой горе (555 м над уровнем моря), был оборонительной крепостью, а резиденцией Гербуртов стал Низкий замок у городских фортификаций Добромиля и костела Св. Троицы (после 1646 г. – Преображения Господня).

 

После смерти Льва, Янового сына, Добромильская ветка Гербуртов прервалась. Через замужество его дочери Александры Добромиль перешел к рода Конецпольских, потом к Красинських, Любомирских…

 

А 18 сентября 2016 года в селе Боневичи возле Добромиля открыли памятный знак на месте, где Иван Щасный Гербурт основал типографию, которая действовала в 1611-1616 годах.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Криль М. Низкий замок // Памятники Украины: история и культура. – 2014. – №3. – С. 20-27.

 

2 Там же.

 

3 Я.Щ.Гербурт. Розмисел о народ руский // Украинские гуманисты эпохи Возрождения. – Киев, 1995.

 

⁴ Криль М. Высокий замок // Памятники Украины: история и культура. – 2014. – №3. – С. 14-19.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика