Новостная лента

Игра на повышение

24.11.2015

Когда тебя выгоняют за рамки, надо выживать. И устранять конкурентов. На войне все методы действенные, правил нет. Если ты не выигрываешь – ты никто, а когда ставки высоки, можно пожертвовать всем… Высокий градус напряжения, конкуренция, экстремальные испытания, приправленные амбициями, желанием доминировать, и почти полное отсутствие принципов. И не понятно, где победа, а где поражение … грань практически стерта.

 

Завершение 77-го и начало нового, 78-го, театрального сезонов Ивано-Франковского областного академического музыкально-драматического театра имени Ивана Франко были насыщенными. На камерной сцене – премьера спектакля «Карьерные игры» в постановке режиссера Ореста Пастуха. Публике пообещали обман без антракта. Главные роли исполнили молодые актеры Юрий Воспитанник (Фернандо), Евгений Холодняк (Энрике), Ольга Комановська (Мерседес) и Алексей Лейбюк (Карлос).

 

История постановки не нова. Пьеса каталонского писателя Жорди Гальсерана под названием «Метод Гронхольма» с 2003 года успешно інсценізується на различных сценах по всему миру. В 2005-м «метод» экранизировали. На первый взгляд трудно определить жанр произведения: триллер, психологический анализ или детектив.

 

 

Пространство на сцене устроено максимально просто. Лаконичные декорации воспроизводят минимализм типичного крутого офиса с недешевыми, функциональной мебелью. Ведь если ты работаешь в крупной международной компании, рамки, цвета, стиль для тебя определены заранее. И методы здесь свои, особенно если речь идет о отбор персонала. Стена с ящиками, большой стеклянный стол и четыре стула. Сразу становится очевидным, что стулья должны быть заполнены. Следовательно актеров четверо. Они постепенно, один за одним, приходят на собеседование в международной компании. Потенциальное кресло одно. Дорогое, комфортное, хорошо оплачиваемую, с соцпакетом и отпускными. На кону должность коммерческого директора. Как и соискателям, так и зрителям не совсем понятно, почему четырех кандидатов одновременно пригласили на отбор. За несколько минут правила игры становятся доступными широкой публике. Среди игроков–представитель компании. Задача каждого, как и в игре в «мафию», вычислить подставного и остаться «живым». Чтобы распознать обман, следует лишь мыслить под другим углом зрения.

 

Очевидно, что после первого боя есть жертвы. Самый слабый претендент получает письма. Его задача убедить остальных в своей дееспособности. То жизнедеятельности? Мужчина рассказывает о трудностях в семье, измену, после которой его бросила жена, убыточный, ошибочно заключен контракт, падение с карьерной лестницы. И хуже всего–репутация неудачника, которая прочно закрепилась за ним после ряда поражений. В нетипичных ситуациях проявляется суть человека, соответственно и тех, кого тестируют. В этом и важность эксперимента, ведь менеджер, которому платят бешеную зарплату, должен уметь делать выбор, расставлять приоритеты, адекватно реагировать на ситуацию. Или ты, или тебя… Когда оказываешься на обочине, ты уже нефункциональный, никому не нужный. Лишний. Тебя можно зіжмакати, как испорченный бумагу и выбросить в помойку. Или дать еще один шанс? Протянуть руку и помочь подняться тому, кто напоролся на обстоятельства, упал и не может подняться. Убить в себе человека и остаться крутым профи, или сдвинуть в сторону амбиции и вспомнить об альтруизме?

 

Время–это деньги, поэтому сразу следующее задание. На столе черная шкатулка, в ней головные уборы. Вместе с тем кандидатам предлагают примерить их, а значит, и роли папы Римского, клоуна, тореадора и политика. Самолет падает, парашют один. Возникает вопрос, кто больше нужен обществу? Клоун заставляет людей улыбаться, тореадора функция локальная и нерациональная, а политик кормит пустыми обещаниями. Их всех оставляет на борту представитель духовенства в лице Фернандо, доказывая собственную значимость, масштаб деятельности и пользу для миллионов смертных. Здесь на ум приходит инквизиция, когда именно религиозные деятели решали, кому жить, а кому умирать…

 

 

Извращенная фантазия разработчиков теста этим не ограничивается. Следующий конверт получает Карлос, который, как оказывается, намерен провести операцию по замене пола. Автор поднял острую проблему дискриминации. Далеко не в каждой компании или непосредственно в коллективе примут человека, который живет «не в своем теле». Трудно понять другого, который мыслит, живет, любит не так, как ты. А можно отречься от родного человека, которая отступила от общих норм? Так. Но тебе это не подарят, ведь толерантное демократическое международное сообщество делает вид лояльности, в душе тихо ненавидя других от себя. Карлос не выдерживает осуждения, вместе с тем и самого испытания.

 

Круг претендентов сужается. Роль Энрике исчерпывается, он признается, что является штатным психологом компании. На сцене двое: амбициозная, рассудительная и циничная деловая женщина, карьеристка Мерседес и не менее амбициозный, эгоистичный и самовлюбленный Фернандо. Но достаточно ли этого, чтобы вскарабкаться до самой верхушки? Это им надо выяснить. Цинизм и жестокость женщины проявляется еще в одном моменте. Ей позвонили из клиники, сообщили, что мать в тяжелом состоянии. Мерседес пренебрег этическими нормами, осталась. Еще один звонок и известие о смерти. Мгновенное желание показаться бизнесвумен сразу заменила необходимостью идти до конца. И, если нужно, ползти к нему, бежать, карабкаться или прогнуться. Мать и так мертва, она бы поняла. Никаких эмоций: слезы и чувства на второй план, в глубокий ящик, где никто не увидит, не посмеется, не сделает больно. Свойственная женщинам эмоциональность в требовательных деловых кругах скорее недостаток, чем преимущество.

 

 

У обоих в руках по конверту. Там последнее испытание, последний шанс получить дорогое кресло. У каждого из них своя задача и свои методы. Ограничений нет, правила больше не действуют. Есть только цель дойти до конца. Мерседес демонстрирует, на войне действенные все средства, чтобы сократить дорогу наверх, можно использовать не только интеллект, но и внешность, переступить через себя, через соперника. Идти дальше. А сколько трупов будет на твоем пути–не важно, главное результат. А он того стоит.

 

У Фернандо свой способ. И никаких рамок. Его задача заставить женщину плакать. Он это сделал, даже если это далеко не характеризует его как достойного мужчину. Но он победил. Вокруг тихо. Почему его не поздравляют с принятием на должность? Кажется, это конец, что еще может произойти? Испытания позади, игра закончилась, чемпиона определено. Где лавры победителя, медали, награды? Но нет же. На сцену выходят трое предыдущих претендентов, называют себя психологами компании. Говорят, что тест провален. И ты ставишь себя на место героя, над которым проводили этот эксперимент. И понимаешь, что без антракта тестировали и тебя также, коперсалися в твоей голове, вмешались в жизнь и переворачивают его с ног на голову. Это нокаут. И ты больше не победитель. Тебя тычут носом в социальную нереализованность, комплексы, одиночество, предубеждение, беспринципность, жестокость, рационализм, прагматичность. Твое прошлое вытащили из надежного сховка, скелетов почистили от пыли, фобии вывернули наружу, комплексы разложили на полки, а тебя облили холодной водой и раздавили, как вредное насекомое.

 

Ты звонишь к друзьям, которых отодвигал на второй план из-за постоянной занятости на работе. Осознаешь, что с отцом ты 15 лет не общаешься, матери давно на свете нет, брата ты вычеркнул из своей жизни за его выбор партнера, с женой ты развелся. И никому не нужен. Ты лузер с низко опущенной головой. Неудачник. И на работе, и в личной жизни, ведь на определенном этапе карьерной гонки ты забыл про принципы, моральные качества, человечность, жалость. Твоя самооценка прямо пропорциональна твоим достижением. Ты вспоминаешь о жизни, которое остается за окном рабочего кабинета. Про реки, горы, живописную природу и напоминает режиссер. Картины с одиноким странником всплывают на стене, показывая контраст между образом жизни офисного планктона и свободой, которые дают путешествия, различие между корпоративным дресс-кодом и спортивным костюмом, указанием и выбором, полетом и холуйством. Жизнь там, где ходят люди, где светит солнце, где разбиваются волны, проплывают белоснежные облака, веет ветер, меняется время года… И каждый следующий день–это точка неотвратимости. Вчера уже нет, а завтра–это призрачная возможность все начать сначала, перевернуть новый лист. И жить.

 

Довольно лаконичные декорации спектакля с одной стороны расширяют возможности актеров, а с другой–заставляют их выкладываться на полную. Ведь внимание публики не рассеивается на детали, а сосредоточивается на тех, кто на сцене. Сами же актеры, чувствуя ответственность и сосредоточен на себе взгляд, демонстрируют свое мастерство, умение перевоплощаться и запутать, сбить с толку, ввести в заблуждение, чтобы держать интригу до самого завершения. Все здесь с первых минут держит зрителя в напряжении. Слова, движения, жесты, эмоции заставляют поверить в то, что доносят актеры, думать, кто из них кто, болеть, предполагать, кто дойдет до конца. Ставить себя на место каждого из них, примерять роли, ситуации, решения. Анализировать свои моральные качества, тестировать себя на человечность, искать логические объяснения. И подсознательно задать себе вопрос, на что ты пойдешь ради еще одной ступеньки наверх?

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика