Новостная лента

Игра в Украину

11.10.2015

 

Когда-то в детстве мы больше всего среди компьютерных игр любили стратегии. Мы “делали” крестьян или работников, щелкнув соответствующую иконку в соответствующих зданиях. Мы строили город, армию и все такое. Мы развивали технологии, переходили из эры в эру, открывали новые земли. Отдельным типом игр были градостроительные стратегии. Современный Детройт или Бостон или какое-то несколько-тысяч-до-Рождества-Христова-египетский город. Улицы, аэропорты, аптеки, плантации инжира на Ниле, базары, колодцы, мосты, арсеналы.

 

В разные времена — как говорили нам игры — были более и менее привлекательные для жизни места, районы. Иногда среди условий выигрыша был развитие района до определенного высокого уровня. Возле медных рудников, например, жили бедняки в лачугах. Если бы там обустроить какое-то благоустройство, например, поставить статую или застелить дорогу брусчаткой, посадить сад или построить какую-то библиотеку — то хатки имели шанс развиться — район бы улучшилось.

 

И однажды парень, с кем я играл в те игры, заселяя “промышленный” район возле рудников древнего города новыми жителями, сказал: “Ай, пусть так живут”. Пусть живут в лачугах, не надо им благоустройства, библиотек или развлечений, храмов, доступа к воде и еще чего-то такого.

 

Меня это удивило. Ведь его город было удивительно развито. Признаюсь, в некоторых вопросах развития экономического роста или стратегического планирования в той или иной компьютерной игре он частенько был осведомлен лучше меня.

 

Кроме того, он с детства мне рассказывал свои планы и мысли о том, как можно было бы поменять мир. Его способ был очень не-абстрактный. Одной из причин того, что с миром что-то не так, по его мнению, было чрезмерное исчерпание ресурсов, а также неравномерное их распределение. Обе вещи — может он думал иначе, но по крайней мере я его так понял — вытекают из неправильного расселения, неправильной организации человеческих городов, хаотичности, возможно, спонтанности, надо будет когда-нибудь с ним об этом заново поговорить.

 

Так вот, он рассказывал мне про новые города, равномерно расположенные в мире, которые не будут занимать слишком много территории, которые тянутся вверх, которые будут эффективными и короче говоря, где все будет хорошо. Они должны обслуживать сами себя, не опустошать природу, быть чистыми. Возможно, это попахивает концепцией антропометрических городов, которая возникла в ХХ веке, и в том же ХХ веке потерпела фиаско после своего воплощения Оскаром Нимейером в городе Бразилиа — столице Бразилии. Как оказалось, такой город стало слишком искусственным и не живым.

 

Однако тогда ни о какой антропометричність мы не знали, да и, честно говоря, даже теперь те идеи, что он мне рассказывал, мне такими не кажутся. Меня захватывали, собственно, масштабы и живость. Хотя с чем я не соглашался, но в основном все было классно и интересно.

 

И вот это человек, который мечтает изменить мир, изменив в нем одну, но, очевидно, очень важную по его мнению деталь — архитектуру и планировку городов. Он строит города в компьютерных играх, и это ему удается. У него растут всевозможные показатели культуры, авторитетности города и прочее. В городе появляются богатые прекрасные белые дома, в которых полно товаров и доступа к различных сфер, таких, как развлечения, наука, библиотеки, религия, водоснабжения, рынок. Так что все налажено.

 

И вдруг после всего этого он поселяет в лачуги бедняков, ибо не имеет времени развивать и развивать район возле рудников. Потому что ему немедленно нужна какая-то сырье. И говорит: “Пусть так работают”.

 

Не так давно я вспомнил этот случай и подумал, что так же относятся к жителям хибарок возле шахт или различных производств или просто к любому руководители украинского государства, люди, которые “играют в Украину”.

 

Они не мечтают изменить мир, им не кажется, что в нем что-то не так. Пожалуй, все так, ведь главное, что их домики белые, в их домах есть множество товаров, доступ к воде, развлечений, иногда, может, кто пользуется доступом к религии или, по крайней мере, коллекционирует самые дорогие иконы.

 

Их не волнует несправедливость неравного распределения ресурсов, ведь ресурсы распределены справедливо: им — все.

 

Их не мучает разорения планеты, природы, территорий, потому что всегда можно нажать “esc” в левом верхнем углу клавиатуры и осуществить что-то вроде “load new map”. Что с того, если даже вся территория будет зачищена от леса, полезных ископаемых, будет разорена, если тем временем можно поехать куда-нибудь, а потом, когда игровая карта полностью вичахне — стереть ее. По крайней мере, из своей жизни. Ну есть там несколько миллионов дяпчиків, которые что-то делают. Есть и не стало.

 

В стратегии можно так сделать, что даже если постоянно будут возникать пожары, по городу будут бегать воры, которые иначе не могут заработать, египетские боги гніватимуться и насилатимуть засухи, деньги из выгодных промыслов все же поступать в значительных объемах. А тем временем, пока растет капитал, все те дяпчики томятся и страдают. И наоборот: пока дяпчики томятся и страдают, твой капитал от отдельных прибыльных производств может расти. Это даже при том, что система налогообложения может быть неэффективной, и налоги могут взиматься далеко не со всех. Все равно твой капитал будет расти.

 

А если у тебя прибыль, и ты в принципе можешь позволить себе все, то зачем тратить деньги на строительство библиотек и школ, на изготовление папируса, на развлечения людей, на содержание пожарных станций или больниц — это жрет кучу потенциальных прибылей. Так есть в игре.

 

В настоящем же мире стоит также добавить, что мало того, что ты потратишь деньги на образование, то потом еще и за это образованные люди вдруг предъявят тебе претензии и попросят перед ними отчитываться. Что за безобразие?

 

И вот как причина, так и вывод этого замкнутого круга: деньги города или государства и твои собственные деньги — это те же деньги. Очевидно, что игрок считает все деньги города или все ресурсы государства своими, ибо вся игра — его. Следовательно, интересы государства — это интересы игрока. Это нормально, в принципе.

 

Единственное, что не нормально, — это патологическое восприятие Украины — игрой “Украина”, население Украины — дяпчиками, которые просто единичками и ноликами, которые “пусть так работают”, платят или не платят налоги, иногда могут сделать бунт, но, главное, мешают. Хрен с тем, что часть из них нужна для приумножения денег. Денег государства, то есть твоих денег. Потому что это одно и тоже. Потому что это твоя игра.

 

И тут я снова вспомнил парня, с кем играл в стратегии. И, надеюсь, понял разницу между его мечтами изменить мир, чтобы в нем всем было хорошо, и пренебрежительным отношением к дяпчиків в игре. Просто он понимал разницу между игрой и настоящим миром. А они — игроки в “Украину” — ее, такое впечатление, не понимают. Для них есть только дяпчики.

 

 

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика