Новостная лента

Игры патриотов

08.05.2016

Первая Церемония награждения Украинской киноакадемии «Золотыми дзигами» состоялась в тот самый день, когда Президент подписал Закон о поддержке отечественного кинематографа. Совпадение? Возможно, но он дает, как минимум, несколько оснований еще раз поговорить про наши фильмы, наших кинематографистов и наши закулисные игры.

 

 

О прошлогодних победах украинского кино – выход в прокат 30 художественных и документальных фильмов, а также киноальманахов, – говорили повсеместно и очень громко. Очевидно, что кино в Украине постепенно очунює от досадной слабости, вызванной постоянными кризисами, для нас, как всегда почему-то, максимально болезненными и разрушительными. Впрочем, на самом деле, эти победы не такие уж и подвиги. Потому что, во-первых, в позапрошлом году в украинском прокате демонстрировалось 29 (по другим данным 32) фильмов и альманахов, что не слишком отличается от победной цифры 30. А, во-вторых, прокатный рынок, из-за падения курса доллара 2013 года, до сих пор есть вдвое меньше тогдашние объемы сборов. На конец 2016 года сборы составили ± 60 миллионов долларов, а ранее превышали 110 миллионов.

 

Но аналитики (в частности Media Resources Management) констатируют постоянный и оптимистичный рост индустрии во всех возможных направлениях: рост рынка через увеличение количества фильмов в прокате и увеличение проданных билетов и заработанных в прокате денег, и главное – увеличение собственного национального продукта. Этому еще больше способствует (будет способствовать) помощь из госбюджета, в котором на этот год для Госкино и создание и распространение фильмов было заложено 516 миллионов гривен. С таким раскладом возникновения национальной премии выглядит следующим логичным шагом, поскольку будто бы есть из чего выбирать.

 

Особенно в этом вопросе обращает внимание скорость, с которой премию было придумано и воплощено в реальность – за 2-3 месяца! Причем это делалось одновременно с образованием и самой киноакадемии, которой раньше не было, и которая должна быть – хотя бы потому, что национальная премия выдается от национальной киноакадемии.

 

Инициатором, создателем и распорядителем академии и ее премии стал Одесский кинофестиваль. Так же директор Кинорынка ОМКФ Анны Мачех стала исполнительным директором ОО «Украинская киноакадемия», PR-директор ОМКФ Екатерина Звенздіна – PR-директором киноакадемии, программный директор ОМКФ Эльмира Асадова – координатором киноакадемии и… так далее по списку. Виктория Тигипко, президент ОМКФ, стала Председателем главного руководящего органа киноакадемии – Наблюдательного Совета. Юридически в этом крамолы не имеет, но фактически – это 100% конфликт интересов. Ведь те же люди, которые год перед этим отбирали и премировали (или помогали это делать) фильмы на фестивале, могут выбрать те же самые фильмы (как показала первая церемония) в масштабе страны. А это прямое основание – классическая – для создания коррупционной схемы.

 

Чтобы обвинений в коррупции не было, хотя на мужчине госпожи Виктории, Сергею Тигипко (член Партии Регионов, вице-премьер и министр социальной политики во время режима Януковича), клейма нет где ставить по этому поводу, была сделана (на пол)прозрачная система отбора членов академии. А позже – отбора фильмов, голосования и утверждения номинантов и лауреатов. Почему на пол? С одной стороны, Украинская киноакадемия является частной структурой, зарегистрированной общественной организацией. И об этом говорится, в частности, в «Регламенте первой национальной кинопремии» с четко указанным учредителем и организатором. Типа – кто не хочет сюда вступать, тот и не вступает. А с другой стороны – а «судьи кто»? Кто выбирал членов академии, ведь заявок было на треть больше, чем теперь имеющихся членов – 343 против 241? По какому принципу происходил отбор, если до киноакадемии была принята, например, фотомодель, теле — и радиоведущая Полина Логунова, которую с кино объединяет лишь одна роль (в фильме «Правило боя») и муж Дмитрий Ступка?

 

Будто принцип отбора так же указанный в регламенте, где членство в академии разделен на 4 категории, которые охватывают всю отрасль – от представителей киноиндустрии и деятелей культуры со своим вкладом в развитие кино к кинокритиков, меценатов и почетных членов, которые избираются Наблюдательным Советом. Все это контролируется упомянутым Советом, который, по регламенту, состоит из пяти человек. И – ВНИМАНИЕ! – трое из них являются постоянными, которые избираются бессрочно и могут быть сняты с должности только по собственному желанию! Более того – они избираются из числа присутствующих на учредительном собрании киноакадемии. Что это означает? Кто может присутствовать на таких собраниях? Когда они проходят? Кто за этим следит? Никто об этом не говорит. Это настоящая какая-то казуистика и конспирология. Ну и основа коррупции, если хотите. Но если речь идет о власти – без этого никуда.

 

Дальше – больше

 

Наблюдательный Совет избирает представителя для формирования списка фильмов, за которые потом будут голосовать члены киноакадемии. Кто этот представитель, что он ОДИН выбирает ВСЕХ номинантов? Вероятно, гений из гениев, одновременно и режиссер, и продюсер, и артист, и кинокритик? Так или так, но возмущение и откровенное недоверие к такого удивительного способа определения long-list неоднократно возникали у представителей киноиндустрии, которые с удивлением не могли найти ни среди номинантов на номинации, ни, соответственно, среди номинантов на саму премию ряда фильмов и ролей, уже отмеченных или наградами, или участием в фестивалях мира, или в рецензиях критиков. К примеру, чтобы не обвинять безосновательно, можно вспомнить короткометражный фильм «Без тебя» Норімана Алиева, в прошлом году показанного в программе Берлинского кинофестиваля GENERATION 14 plus. Бесспорно, один из наиболее оригинальных и кинематографически сильных украинских фильмов 2016-го года так и не попал на глаза киноакадемиков. Потому что его КТО-то ОДИН не подумал даже представить на обсуждение в номинации «лучший короткометражный игровой фильм». Не было в «документальной» номинации фильма «Маріуполіс», так же показанного на прошлогоднем Берлинале, только в программе PANORAMA Dokumente. Вероятно, группа отборщиков одного из трех главных кінофестів мира, Берлинского, меньше разбираются в кино, чем наш один, украинский.

 

И так же странно было не увидеть среди претендентов – я уже не говорю о лауреатах, – скажем, Станислава Боклана в номинации «лучший актер второго плана». Ведь «Слуги народа-2» Алексея Кірющенка можно по-разному относиться: не воспринимать кидал из «Квартала 95», называть их фильмы профанацией кино, телепродуктомі бог знает еще как. Но Стас Боклан однозначно воспринимается как наиболее профессиональная и кинематографически адекватная часть сериала о «Слугу…», и его прокатного продолжение. Зато, и Владимир Зеленский и Евгений Кошевой были среди номинантов – первый за «главную роль», а другой «другопланову». И, наконец, лучшим актером второго плана стал Николай Боклан с очень посредственной ролью в фильме «Гнездо горлицы». Возможно, организаторы всей этой ситуации, хотя так думали утешить брата Николая? Не знаю, но получилось криво в любом случае.

 

Кадр из фильма «Слуга народа-2»

 

Из актрис за роль второго плана вполне могла поспорить за право называться «лучшей» Лариса Руснак из фильма Анатолия Матешко «Плен». Противоречивая картина, или лучше сказать – полемическая, отнюдь не должна была бросать тень на ее актерский состав. Здесь Владимир Горянский выполнил, вероятно, одну из лучших своих ролей в кино. А Руснак – просто лучшее. И ее на «Золотой дзыге», как говорится, – «прокатили».

 

Кадр из фильма «Моя бабушка Фанни Каплан»

 

«Прокатили», говорят, и весь фильм «Моя бабушка Фанни Каплан». Однако, лично я не могу согласиться с этим определением. Наоборот – считаю незаслуженным выдаче ему такого количества даже номинаций. Единственная полностью заслуженная и номинация, и «Золотая юла» – за художественную-постановку Александру Батенєву и Сергею Бржестовскому. Было о чем говорить относительно режиссуры – «… Фанни Каплан» является очевидным шагом вперед для Елены Демьяненко как режиссера. Но не как сценариста. Это могут подтвердить те, кто читал сценарий, и кто мог его сравнить, скажем, со сценарием Тараса Ткаченко «Гнездо горлицы»…Интересный ход – пригласить для нескольких эпизодов в фильме группу украинских режисерок – такого, кажется, никогда не было в мировом кинематографе. Но они не являются актрисами и выдвигать их в номинацию за роль второго плана было так же креативно, как и привлекать к съемкам, и это не имеет отношения к качеству игры. А про главную роль Екатерины Молчановой нельзя сказать и этого – вымученная, с заламыванием рук и однообразной мимикой – это актерский провал, который пытались возвести на пьедестал. За что? Премирование Риммы Зюбиной как «лучшей актрисы» тоже слишком высокая цена как для этой роли. В театре Римма показывает класс на порядок выше. Но… штука в том, что лучших за нее не было.

 

Кадр из фильма «Гнездо горлицы»

 

Как и в номинации «режиссер» или «фильм», лучшим было «Гнездо горлицы», хорошо сделана, достойна профессии и премии работа. И надо премировать просто хорошо? Собственно, одной из самых больших претензий к учреждению премии является временной момент – актуален ли такая премия, если выбирать по факту, как заблудиться между трех деревьев – не возможно, потому что выбрать из трех и говорить, что это со всей страны – унизительно для страны. В Украине есть киноиндустрия, хотя больше разговоров, тупости и шуршание под ковром. В Украине есть профессионалы, хотя их почему-то спорадически приглашают к делу – то густо, то пусто. И пока то озеро, в котором мы хлюпаємося, слишком малое, и рыбка в нем мала, и пищи для нее – с гулькин нос. Надо просто кормить и ждать. И не пытаться сидеть задницей одновременно на двух стульях, как на вручении «Золотой юлы» буквально сидел – без шуток! – Влад Ряшин, генеральный продюсер группы компаний Star Media. Компании, которая создана в Украине, перевела практически весь свой бизнес после начала российской агрессии в Россию. Компании, фильмы которой запрещаются украинским Госкино по пункту «пропаганда страны-агрессора»: за последнее время запретили сериалы «Бомба», «Охотники за караванами», «Третий лишний», «Презумпция вины» и др. И эта компания была партнером 1-й национальной кинопремии! Без тени смущения и намека на извинения. Пожалуй, относительно премии надо говорить касательно не только к профессии, но и к совести.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика