Новостная лента

Индивидуализм как идея нации

12.04.2016

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УКРАИНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово.

Оно было в начале у Бога.

Все чрез Него начало быть, и ничто, что начало быть, начало быть без Него.

(От Иоанна, 1.1-1.3)

 

Модное пренебрежительное отношение к «идеологии», то есть всех общих принципов или «измов», является типичным для разочарованных социалистов.

(Фридрих фон Хайек)1

 

Где ведущая каста забывает «повиноваться богам», там перестает ей повиноваться мир, там становится она в службе фальшивым богам ничтожна, труслива и глупа, а общественность, не стиснутая изнутри прочными нитками морального закона, тратит сопротивляющуюся силу и становится легкой добычей демагогов и наездников, пассивным страждальником, над которым не снизойдет Справедливость».

(Дмитрий Донцов)2

 

 

Украина находится в очень шатком состоянии, что угрожает самому ее существованию. И именно это может сдетонировать явление, которое будет иметь историческое значение в развитии человечества. Это – возрождение христианского духа и добродетелей в условиях глобализации. Ведь в наших условиях христианские ценности, которые на протяжении истории человечества не раз доказывали свою жизнеспособность и Божественное происхождение, остаются едва ли не единственными, которые бы еще могли вселить веру, надежду и уверенность в сердце каждого гражданина.

 

При этом они наилучшим образом служат задачам экономического возрождения, ведь известно, что уровень жизни цивилизованных наций, на которых мы часто ориентируемся, был бы невозможен без сознательного и жесткого соблюдения ими этических норм. Как отмечал Макс Вебер «вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма – это, прежде всего, вопрос об источниках тех денежных ресурсов, которые использует капиталист, а вопрос о развитии капиталистического духа. Там где он возникает и утверждает себя, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, а не наоборот». Становлению «духа современного капитализма», то есть «того образа мышления, который связан с систематическим и рациональным стремлением к наживе в рамках своей профессии» мы в значительной степени обязаны развитию протестантизма, вследствие чего религиозные взгляды стали тесно переплетаться с светскими. «Реформация не столько устранила господства церкви в повседневной жизни, сколько заменила одну его форму на другую; причем это была замена господство совсем необременительного, на ту пору практически мало ощутимого, в основном почти формального, невероятно тягостной и жестокой регламентацией поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни».3

 

На основе индивидуалистической трактовки христианских норм нужно разработать систему ценностей и принципов ежедневной поведения гражданина, которые угодны Богу, семье, общине и нации в целом. Опора на индивидуалистическую систему ценностей является не только необходимой, но и единственно возможной. Ведь в нынешней чрезвычайно сложной внутренней и внешней ситуации, в которой находится Украина, остается реальная возможность декларирования и защиты лишь очень ограниченного перечня коллективных ценностей общенационального характера, которые не имеют никаких оговорок в глазах абсолютного большинства ее граждан. Такими на сегодня являются государственный суверенитет Украины, государственность украинского языка и государственная символика. Во всем остальном на первое место должны выйти ценности индивидуальных свобод граждан в пределах, которые не нарушают таких же свобод других граждан. Таким образом, национальная идеология призвана задать каждому украинцу такую систему ценностей и взглядов, которые, с одной стороны, помогали бы ему лучше вписывать свой микромир со своими особыми потребностями в макрокосмос экономических отношений, а с другой, – давала бы уверенность, что такое его поведение наилучшим образом служить интересам выживания и развития нации в целом.

 

Необходимость опоры на индивидуалистическую систему ценностей свободы и конкуренции должна базироваться на осознании того, что в нынешнем сложном мире формулы коллективного приспособления к меняющимся обстоятельствам нет и быть не может. Жизнь – многообразна, проблем слишком много, они сложные, единого рецепта их решения нет, еще труднее достичь общего согласия и организовать коллективное их преодоления. В большинстве случаев гораздо легче выживать малыми группами или в одиночку, исходя из локального понимания насущных вызовов и доступных средств их преодоления.

 

Из этого также следует, что никто не вправе претендовать на помощь со стороны общества или общины, не сделав все возможное для самостоятельного улучшения собственного положения. Вполне очевидно, что семьи, в семье, общине и нации в целом легче выживать и лучше, если каждый будет способен не только самостоятельно решать свои личные вопросы и реализовывать собственные устремления, не усложняя тем самым задачу выживания малой или большой группы, к которой каждый из нас принадлежит, но и, в случае чего, будет способен прийти на помощь другому члену группы или, когда пробьет колокол, стать на защиту общенациональных интересов.

 

Это верно при условии, что способы выживания отдельного индивида прямо не противоречат интересам других членов группы или общества в целом. Ведь, отец семейства не может использовать все заработанное на личные нужды, пренебрегая интересами семьи. Не может чиновник выживать, беря взятки и разворовывая средства налогоплательщиков. Не может отдельная политическая сила ради собственного выживания призывать на помощь внешние силы и ставить цель любым образом уничтожить оппонента. Или же, – обеспечивать свои интересы, пренебрегая интересами сообщества. Не может преподаватель вуза выживать, беря поборы у студентов. Нельзя выживать на рекламе, разрушая при этом общественную мораль. Нельзя выживать торгуя наркотиками и тому подобное. Нельзя требовать заработную плату, не заработав ее. Нельзя претендовать на предпринимательский доход, не предложив на рынок нужный продукт на конкурентных условиях и т.д.. то Есть, во всех случаях каждый имеет право на жизнь и обязан это право реализовывать конкретными действиями, но эти действия не должны противоречить определенным нормам поведения. Нарушение этих норм разрушает семью, общину, отдельную организацию и общество в целом.

 

Национальная идеология призвана дать четкие ответы на десятки актуальных вопросов современности. Прежде всего, нужно отметить, что сегодня спасение нации, обессиленной от постоянных разочарований в политиках и государстве, в определенных идеях, следует видеть в служении. Служении в ежедневной труда, труда на ниве своей профессии. Непрерывно и рационально создавать и приумножать богатства, разумно ограничивая свое потребление. Таким образом концентрируя богатство нации!

 

Должно прийти осознание того, что профессия – это призвание. «Призвание» – в духовном смысле этого слова. Тогда успехи в профессиональной деятельности свидетельствуют не только о мере самоотдачи, но и, еще выше, – о мере использования данных Богом данных талантов. Профессиональные успехи, требуя самоотдачи, уменьшают поводы для греха, а сознательное аскетическое отношение к жизни мінімізовує грех в человеке. Именно на этом, наверное, основывается вера в «избранность», что является важным понятием среди протестантов.

 

Человек должен скромно оценивать свои заслуги и достижения, сравнивать их с другими, помня, что конечная оценка зависит от полноты использования предоставленных талантов. Но сами успехи в профессиональной деятельности должны усиливать веру в избранность.

 

Осознание трудовых результатов и накопления богатства каждым гражданином должны стать национальной идеей. Ведь последнее свидетельствует как о профессиональных успехах, так и о сдержанности в потреблении.

 

Украинцы должны відгострити свой индивидуализм. Ведь путь к Богу у каждого свой. К нему ведут широкие дороги. Отсюда, – принцип личной ответственности. То есть, не перекладывать на ближних, общину, общество свои проблемы и помнить о своей ответственности.

 

Должно прийти осознание того, что сейчас распространена практика пользования различными привилегиями, льготами и субсидиями так же вредна, как и коррупция и взяточничество. Никто не имеет права воспринимать их как должное. Каждый гражданин должен четко уяснить, что нет государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков. Так же как и то, что никто никому ничего не должен!

 

Нужно подвергнуть серьезной коррекции нынешние ментальные взгляды на богатство и бедность. Ведь богатство само по себе не является ни благочестивым, ни греховным. Это зависит только от того, каким способом оно добыто, или каким образом оно используется. Не может вызвать осуждение богатство, добытое без насилия и обмана в условиях честной конкуренции. Это же касается и использования благ, если они идут на создание комфортных условий, которые необходимы для сохранения высокой трудоспособности и полноценной жизни семьи, ее физического и духовного развития, а не на удовлетворение прихотей плоти и показную роскошь.

 

В то же время бедность, если она не обусловлена каким-либо объективными причинами, чаще всего свидетельствует о лени, нежелании повышать свой профессиональный уровень, производительность и качество своего труда, нести ответственность по взятым на себя обязательствам, неумение организовывать свой труд, нерациональное использование имеющихся ресурсов, в т.ч. ресурса времени, и т.д.

 

Более того, очень часто именно бедность становится причиной зависти, воровства и других пороков человека. Эти пороки еще более отдаляют человека от необходимости честного труда, что несет ей следующие неизбежные бедствия.

 

Нужно провести рассмотрение понятия деловой этики в условиях современной Украины. Прежде всего, дать ответ на вопрос, что означают такие понятия как «честный бизнес», «честная конкуренция», «выполнение взятых обязательств», а для наемных работников – «трудолюбие», «прилежание», «честность», «ответственность», «пунктуальность», «надежность» и т.д.

 

Значительная часть актуальных в Украине проблем, таких как коррупция, высокая налоговая нагрузка, сложность ведения бизнеса и т.п. является результатом живучести идей патерналистского государства. Именно это лежит в основе агрессивного социального популизма украинских политиков, что делает невозможным проведение эффективных рыночных реформ, направленных на сокращение государственных функций, расширение индивидуальных свобод и стимулирования конкуренции. Поэтому, формируя идеологическую платформу современной украинской нации придется окончательно порвать с коллективистскими стереотипами и принять индивидуалистические ценности свободы и конкуренции, как основной принцип построения общественных отношений.

 

Экономическим и политическим фундаментом украинской клептократии является гипертрофированный перечень функций, прав и полномочий, а также ресурсов, которыми наделены нынешние государственные институты. В то же время, именно чрезмерное упование на государство является основной причиной тотального недоверия к украинской власти. По сути, вера в доброе и справедливое государство является не что иным, как одной из самых опасных форм идолопоклонства. Ведь именно это служит источником постоянного расширения полномочий бюрократии и уменьшение свобод граждан. Конструктивная недоверие, умноженная на эффективный контроль, – вот, что должно определять отношение граждан к деятельности органов власти всех уровней. В свою очередь это требует резкого ограничения и децентрализации властных полномочий, а также рационального построения системы органов власти таким образом, чтобы минимизировать возможные общественные потери в случае прихода к власти даже самого человека с ее самыми плохими намерениями. При этом каждый гражданин обязан через существующие механизмы народовластия активно влиять на ход жизни на уровне общины и общества в целом, неся личную ответственность перед своими потомками!

 

События на Майдане и русско-украинская война в очередной раз доказали, что христианские ценности и стремление к свободе является неотъемлемой частью украинского характера. Это особенно заметно на контрасте с большевистскими идеями и лозунгами, которые провозглашаются в лугандонських «республиках». Более того, события в Украине также идут в разрез с теми тенденциями, которые происходят в современной Европе. Не случайно французский философ Бернар-Анри Леви, которого называют теневым министром иностранных дел Франции, заявил: «Я был на Майдане дважды. В начале и в его самый темный час. Во-первых, потому что когда великий народ стучит в двери Европы, мы должны ответить. Во-вторых, я немедленно понял, что в этом и наш интерес. В этой замерзшей Европе, которая уже не верит в себя, которая имеет такое низкое доверие к собственным ценностям, это шанс иметь Украину, которая в нее верит. Украина дает новую, свежую духовную кровь европейскому проекту».

 

 

Василий Магас, Львовский национальный университет имени Ивана Франко

____________

1 Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Новое изложение широких принципов справедливости и политической экономии: В 3-х т. Т. 1.: Правила и порядок: Пер. с англ. – Сфера, 1999. с 89.

2 Донцов Д. Дух нашей давности. Дрогобыч, «Возрождение», 1991, с. 23.

3 Вебер Макс Протестантская этика и дух капитализма //Перев. с немецкого А.Погорелого. – К.: Основы, 1994. – с.62, 59, 39.

 

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика