Новостная лента

Ирина Ольшанская: вышитая возрождение

06.06.2016

 

Когда нельзя было говорить о украинское словами, она разговаривала цветами и орнаментами. Двадцать лет назад отошла в вечность заслуженная мастерица народного творчества, председатель восстановленного в Стрые «Союза Украинок», этнограф Ирина Ольшанская.

 

 

О ней говорят: «Берегиня». С фигурой Ирины Ольшанской связан известный Клуб вышивальщиц. Ее как педагога помнят воспитанники школ, где мастерица проводила уроки вышивания. Ей также выпало возрождать после советского господства «Союз Украинок». «Нашлась в Стрые женщина, которая переняла от Бачинской [выдающегося этнографа и общественного деятеля – Ю.А.] самое главное – желание пропагандировать вышивку, объединить вокруг нее женщин», – пишет исследовательница женского движения Стрыйщины Зеновия Ханас 1.

 

Именно в Стрые основательница женского движения в Галичине Наталья Кобринская провела первое вече, которое касалось, среди прочего, и прав женщин на образование (1891). Потом здесь действовало «Общество русских женщин» (с 1913 года – «Общество украинских женщин»), которое в конце 1917 года переросло в филиал самой многочисленной женской организации Западной Украины – «Союза Украинок» (центр СУ был во Львове).

 

Супруги Ольшанських поселилось уже в советском Стрые, когда активное украинское женщины находились под тоталитарным прессом и лишилось всех тех прав, которые в довоенной Галичине приобретало годами. «Песня и вышивка стали для них тем поприщем, где можно было реализовать свои организаторские способности, пропагандировать родное, национальное, исповедовать идеи, привитые еще в довоенном «Союзе Украинок», – пишет Зеновия Ханас 2. Так, под руководством учительницы рукоделия с женской средней школы №1 Ирины Ольшанской был основан в Стрые Клуб вышивальщиц. «Женщины сходились в доме Михайлины Петришак, но не для того, чтобы повышивать, – рассказала Z Зеновия Ханас, – а чтобы поделиться занятными из области культуры, литературы, искусства, вместе почитать, попеть, они же организовывали первые после оккупации «шевченковские вечера».

 

Ирина Ольшанская родилась в селе Холоїв (настоящего Радеховского района) в семье священника Украинских Сечевых Стрельцов – отца Михаила Якубіва. Отец погиб, когда она была еще ребенком (похоронен в Баре Винницкой области). Жена, сельская учительница, в одиночку воспитывала четверых детей. Впоследствии Ирину взял под свою опеку Митрополит Андрей Шептицкий. Девушка училась в гимназии сестер-василианок во Львове. Ее одноклассницами были известна позже как связная Романа Шухевича Екатерина Зарицкая, искусствовед, деятель ОУН Вера Свенцицкая, Зоня Малецкая (?). Директором гимназии и преподавателем литературы тогда был известный переводчик и поэт Василий Щурат, историю и географию преподавала легендарная Елена Степанив-Дашкевич. Ирина часто повторяла: «Меня воспитывали гимназия, Пласт, спорт», – вспоминает ее ученица Вера Нагорная 3.

 

Свою первую рубашку Ирина вышила, когда пела в церковном хоре и хоре «Просвещения». Путь до польского университета ей как дочке капеллана УГА был закрыт. Ирина Якубов вышла замуж за врача Владимира Ольшанского. Сначала жили в Ременові возле Львова. Ольшанский работал в первом медицинском кооперативе «Здоровье». Потом переехали в Балигород на Лемковщине. Здесь произрастало двое их детей. Ирина организовала кружок молодежи, занималась с детьми в захоронці (садике) и тому подобное. С началом войны вынуждены были покинуть дом и переехали к Дяде⁴.

 

«То было необычное супругов: чрезвычайно интеллигентные, оба – философы и путешественники. Они без конца ходили в горы. Даже, когда уже не было Ирины Михайловны, мы, молодые, ходили с ее мужем. Сколько он знал каждую вершину, каждый уголок! А еще всегда носил свисток, якобы, чтобы нас не погубить. Только впоследствии я узнала, что свисток – это один из элементов пластунської формы, и то единственный, который бы тогда не вызвал подозрения в «верхах»», – рассказала Z Зеновия Ханас.

 

Любовь к вышивке Ирине Ольшанской привила известная мастерица Ольга Бачинская, которая жила в Стрые. Женщины часто встречались в доме этнографа, изучали ее коллекцию взорів. Под влиянием тех встреч Ирина Ольшанская посвятила свою жизнь истории украинской вышивки: ездила по селам всей Украины и исследовала орнаменты, отыскивала мастериц и училась от них. Затем создала в Стрые музей старинной вышивки и начала обучать молодежь и женщин, как правильно отчитывать вышитое на полотне.

 

Выставка к 100-летию Ирины Ольшанской

 

 

В очерке львовской поэтессы Оксаны Сенатович о творчестве известной вышивальщицы есть строки: «Дом Ольшанской в Стрые – один из самых богатых. Речь идет не о стоимости вещей в обыденных денежных измерениях, даже, не про замечательную библиотеку – речь о том, чему и цены нет. Ирина Ольшанская собрала прекрасную коллекцию образцов народной вышивки из всех этнографических регионов Украины. Под узорами, старательно систематизированными, указана местность, кое-где фамилии исполнителей. Это большая азбука создания, по ней мастерица изучила историю украинской народной вышивки. Сегодня учит читать по ней других..» ⁵. Впоследствии Клуб вышивальщиц Ирины Ольшанской из частной секции перерос в центр городского Дома учителя и стал своеобразным просветительским уголком для детей и молодежи. Участницы Клуба, учась у Ирины Ольшанской, достигли немалых успехов: их работы принимали участие в областных и республиканских выставках, были отмечены дипломами. Часто свое вышивка женщины выставляли в Стрые – для города это каждый раз становилось праздничным событием. Вышивальщицы также организовали первые общегородские вечеринки. «На одном из их мероприятий я – ученица советской школы – впервые услышала песню «Ой кто, кто Николая любит», – вспоминает Зиновия Ханас.

 

 

21 февраля 1990 года в Львове возродили «Союз Украинок». Его руководительница Атена Пашко призвала «стать вместе со всем народом в борьбе за возрождение украинской культуры и духовности» ⁶. Первой на этот призыв в Стрые отозвалась Ирина Ольшанская. На очередном собрании своих вышивальщиц она предложила создать инициативную группу, которая должна была продумать действия женщин шаг за шагом. Уже 3 мая в Доме медицинских работников собралось более ста стриянок, которые провозгласили восстановление организации «Союз Украинок». Ирина Ольшанская и возглавила стрийських «учасниц». Ей тогда было 77 лет.

 

Участницы Союза Украинок в Стрые: предвоенного (слева) и настоящего (справа)

 

 

Женщины принимали самое активное участие в национальном и культурном возрождении города: Андреевские вечерницы, Маланки, Праздник Матери, Календарь; постоянные публикации в прессе; выступления певческих и танцевальных коллективов, выставки вышитых работ – неполный перечень того, что удалось организовывать силами «учасниц». Вскоре Ирина Ольшанская по состоянию здоровья передала дела Любви Каминской. Одно из своих выступлений перед соратницами она закончила словами: «Нашим хлебом насушним должны быть наши добрые дела» ⁷. Впоследствии ячейки «Союза Украинок» начали создавать по селам Стрыйского района.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Ханас.Бы. Очерки по истории женского движения Стрыйщины. – Стрый: Издательский дом «Укрпол», 2007. – С. 139

 

2 Там же. – С. 137

 

3 Нагорная В. Берегиня / Краеведческий вестник: сборник краеведческих разведок. – Стрый: «Щедрик», 2002. – С. 89

 

⁴ Левицкая Я. И вышитое моя жизнь на нем// «Ропот воли». – 19 июня. – 1993

 

⁵ Романюк В. Песня и труд – большие две силы// «Волны Стрыя». – Львів: вид-во «Щедрик». – 1995. – С. 374

 

⁶ Ханас.Бы. Очерки по истории женского движения Стрыйщины. – Стрый: «Издательский дом «Укрпол», 2007. – С. 150

 

⁷ Там же. – С. 151

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика