Новостная лента

Избирательная лихорадка. Все, как теперь

13.05.2016

 

Станиславов (теперь Ивано-Франковск) в первой декаде мая 110 лет назад – глазами газеты Kurjer Stanisławowski.

 

 

Продолжение сериала. Предыдущая серия – “Польские майские праздники и немецкий вывоз мусора“.

 

 

 

С приближением выборов в Государственный Совет (австрийского парламента), назначенных на 17 мая 1907 года в Станиславе (нынешнем Ивано-Франковске) развернулась ожесточенная борьба за голоса избирателей. А поскольку относительное большинство населения города составляли евреи, то и борьба развернулась за голоса евреев. И развернули ее в значительной степени их же одноплемінці и единоверцы.

 

Как теперь, так и тогда кандидатов на вакантное парламентское кресло было – не протолкнуться. А впрочем, среди толпы выделялись главные конкуренты: действующий посол к рейхсрату, представитель польской национально-демократической партии («эндеков») Павел Ствертня, ассимилирован (или, как тогда говорили, «польский») еврей Эдмунд Раух и представитель партии сионистов, которая тогда впервые приняла участие в выборах, доктор Маркус Брауде – бывший раввин, который еще вчера проповедовал в здешний постепенной (реформаторской) синагоге.

 

 

«К борьбе стали такие кандидаты: доктор Маркус Брауде от сионистов, доктор Элиаш Фишлер, доктор Владимир Янович от русинов [украинцев – Z], жид-поляк Эдмунд Раух, действующий посол Павел Ствертня и социалист доктор Макс Зайнфельд. Об опереточных кандидатов доктора Берґгофа [популярный в городе врач Шимон Берґгоф. – Z] и инженера Шаля [местный фотокорреспондент краковского журнала Nowości Ilustrowane Генрик Шаль. – Z] вспоминать не будем», – иронично подытожил перечень кандидатов от своего города Kurjer Stanisławowski в числе по 12 апреля.

 

 

 

 

Самым грозным соперником для своего выдвиженца Павела Ствертні «эндеки» считали сиониста Маркуса Брауде с его огромным авторитетом среди местных евреев. Этот иудейский проповедник – и одновременно активный общественно-политический деятель – происходил из очень-очень давних рабинських семей. Его отец, Лейб Брауде, был прямым потомком Абрагама Брауде (1650-1717), автора религиозного трактата «Эшель Абрагам», раввина некоторых богемских и моравских общин. Другая ветвь этого рода вела до другого знаменитого раввина – этим вместе вильнюсского – Иошуа Гешля. Так же мать Маркуса Брауде была дочерью еще одного раввина – теперь уже львовского – Хуже Орнштайна, предком которого, в свою очередь, был кабаліст и тоже раввин (краковский) Ашер Лемль, умерший 1541 года.

 

 

Маркус от шести лет находился под влиянием своего энергичного дедушки. С дедушкиного разрешения он, кроме ортодоксальной иудейской науки, и получил общее образование, причем и в реальной школе, и в гимназии экзамены каждый раз сдавал экстерном и с отличием. Углублять знания отправился в Берлин, где поступил одновременно и в ортодоксальной раввинской семинарии, и на философский факультет университета. Впоследствии он сдал экзамены на доктора философии, а его докторская работа «Начала теории познания» 1899 года вышла в свет во Львове.

 

В процессе обучения Маркус Брауде сильно проникся идеями сионизма, поэтому еще в Берлине основал общество «Сафа берура», которое заботилось о развитии родного языка – иврита. Кроме того, он был среди основателей сионистского общества «Юнг-Израэль», которое представлял на знаменитом первом конгрессе сионистов в Базеле (1897).

 

 

1 июня 1900 года Маркус Брауде занял пост раввина в постепенной синагоге (темплі) Станиславов. И хотя ему не удалось снискать расположение ассимилированных (польских) евреев, которые занимали в храме первые лавки и к которым принадлежала почти вся тогдашняя еврейская элита города во главе с бургомистром Артуром Німгіном, но на его проповеди стекались с улицы молодые люди, которые потом на той же улице пересказывали содержание его казань.

 

Когда через активную общественно-политическую позицию Маркуса Брауде отстранили от должности станиславивского раввина, он 6 апреля 1907 года произнес прощальную проповедь, послушать которую сошелся многолюдный толпа, заполнив всю площадь перед синагогой. После речи ее автору устроили овацию и затем сопровождали его аплодисментами аж домой.

 

 

А уже почти через месяц, 5 мая того же года Маркус Брауде вернулся в Станиславов как выдвиженец сионистов на парламентских выборах. Этот его приезд превратился в настоящий триумфальный поход. Как отметил Kurjer Stanisławowski, доктора Брауде встречали «как освободителя еврейского народа из польской неволи». Стихийная манифестация началась еще возле вокзала, куда поездом из Львова прибыл бывший ребе. Толпа, над которым реяли плакаты с надписями по-немецки и на идиш «Выбирай доктора Брауде!», сопровождал его вплоть до помещения общества «Эрец-Исраэль» на улице Липовой (теперь – улица Шевченко. – Z). Там состоялось вече, которое постановило поддержать кандидатуру Маркуса Брауде на посла в парламент от города Станиславов.

 

 

Кандидатурой, которая должна была отобрать голоса у Брауде, стал поборник ассимиляции евреев с тогдашним «польским миром», коммерсант (торговец шкурами, владелец паровой мельницы и патента на торговлю алкоголем) Эдмунд Раух.

 

 

Как сообщал Kurjer Stanisławowski, пятничным вечером 10 мая господин Раух выступил на заседании городского предвыборного комитета (в присутствии более 40 его членов) с кандидатской речью, которая состояла из декларируемой программы действий на посту посла и обычных предвыборных обещаний. Прежде Эдмунд Раух, идентифицируя себя с «польскими» евреями, объявил о намерении непременно вступить в парламенте до «Польского круга».

 

 

Главной своей задачей в парламенте кандидат Раух назвал проведение налоговой реформы, которая предусматривала бы, в частности, повышение уровня годового заработка, с которого начисляется налог с прибыли, с 1200 крон в год до 2000 крон. Благодаря этому большинство служащих и чиновников, которые получали в то время среднюю месячную плату в 100 крон, были бы вообще освобождены от налогообложения. Также Эдмунд Раух ратовал за снижение процентной ставки и даже полной отмены некоторых налогов, которые, по его словам, провоцируют повышение цен на некоторые товары и услуги. Хитрый торговец сырыми кожами также пообещал, что будет бороться за такой себе худоб’ячий «безвіз» – открытые границы для торговцев скотом, чтобы ликвидировать дороговизну мяса в Станиславове. Кандидат еще раз подчеркнул свою принадлежность к «польского мира», пообещав отстаивать в парламенте введение польского языка в галицкой жандармерии и на железной дороге.

 

 

Еще щедрее были обещания кандидата, который баллотировался на округе, который охватывал Станиславов, Тлумач, Богородчаны, Обертин и Золотой Поток, Адольфа Ценьського. Чтобы снискать благосклонность избирателей, он обещал отменить все налоги, кроме прогрессивного на прибыль с учетом необлагаемого минимума. В предвыборном наборе этого кандидата были также обязательное страхование рабочих от болезней, инвалидности и на старость, бесплатное обслуживание в уездных землемеров, дешевые кредиты в Австро-Венгерском банке, снижение железнодорожных тарифов, улучшения быта бюджетников, развитие промышленности и регуляция рек, которые во время паводков часто заливали дома галичан.

 

«Наконец, кандидат дал обещание, что будет ежегодно отчитываться перед избирателями и вообще постоянно находиться в контакте с ними», — отмечал Kurjer Stanisławowski, который по случаю выборов выходил со специальными приложениями, очевидно, с намерением подзаработать на перевыборной рекламе.

 

 

По тогдашней избирательной системе (реформа которой, кстати, состоялась именно накануне выборов 1907 года), право голоса имели только мужчины, которые к тому же прожили определенный период времени в соответствующей территориальной общины. Станиславівська газета подавала разъяснения по поводу участия в выборах военных действительной службы. «Военное министерство издало территориальным командирам циркуляр, в котором говорится о том, что лица, которые временно находятся на действительной военной службе (военных учениях и т. п), до голосования на выборах в Государственный Совет», — сообщал Kurjer Stanisławowski.

 

Газета также информировала о том, что выборы в Станиславове будут проходить в четырех секциях, на которые был поделен город по территориальному принципу. Для голосования первых трех секций было выделено помещение классов реальной школы на улице Сапєжинській (теперь стоматологический корпус медуниверситета на улице Независимости), а для четвертой – помещения школы для девочек имени Королевы Ядвиги на улице Третьего Мая (теперь СОШ №7 на улице Грушевского).

 

Общее количество избирателей в Станиславове составила 4 395 человек, среди которых было 1852 христианина и 2 543 иудеи.

 

 

Дальше будет…

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика