Новостная лента

Живет и навсегда

18.12.2015

Словосочетание «украинское кино» в последние годы перестало считаться оксюмороном. А в этом году оно и вовсе демонстрирует свою уверенную упругость, вопреки войне и неблагоприятным экономическим обстоятельствам. Это подтверждает рекордное количество фильмов, созданных украинскими кинематографистами самостоятельно или в сотрудничестве с иностранными инвесторами, продюсерами, режиссерами или актерами, которые в этом году вошли до отечественного проката – 30 (!). Кинем взгляд на эту замечательную картину – «Украинское кино-2016».

                                            

После прошлогоднего сенсационного фестивального и коммерческого успеха фильма «Племя» на что-то подобное в этом году не стоило ожидать. Впрочем, один-в-поле-воин – это меньше, чем целая куча людей с оружием в том же поле: как говорят, вместе и отца бить легче. Этот год показал количественный результат, а на данном этапе развития киноиндустрии в Украине ориентация на количество является более эффективной за ориентацию на качество. Ведь качество за минимальную цену – это профанация надежды, и может быть считая, что ничего общего не имеет с правилом. Именно поэтому целый ряд фильмов так и не дошло до демонстрации большой аудитории, используя время как энергию на доработку: до сих пор дорабатывается «Урсус» Отара Шаматава, не успели сделать «Сторожевую заставу» Юрия Ковалева, перенесли прокат «Правила боя» Алексея Шапарьева и «Красного» Зазы Буадзе.

 

 

В общем, про качество новых украинских фильмов говорить трудно, если вообще возможно. Но отдельные частички сноровки могут сложить пазл картины, что называется индустрия. Или ее начальная форма. К примеру, едва ли не важнейшей частью американско-британско-украинского документального фильма «Русский дятел» (в прокате – с 28 января) есть оператор Артем Рыжиков и главный герой фильма Федор Александрович. Без них не было бы той динамики и экспрессии, которые отмечают мировые критики очень высоко оценивая ленту именно через картинку и фонтанирующего героя-актера. И конечно, за интригу в конспирологической истории фильма, обозначенную вопросом «Кто взорвал Чернобыль?». Собственно, думаю, через эти составляющие фильм и получил Гран-при кинофестиваля Сандэнс. Так же документальный фильм «Пленники» Владимира Тихого берет историей (в прокате – с 25 февраля), в которой реальные герои и настоящие события невероятным образом переплетаются на протяжении нескольких лет от Революции достоинства через российско-украинскую войну. Несмотря на то, что сценария в документальном кино не существует, успех «идеи» фильма надо отнести к режиссерской удаче. Конкретно – к удаче режиссера-документалиста.

 

«Русский дятел»

 

Документалисты сейчас – это ударная сила продвижение украинского кино в мире, чего только стоит прошлогодняя «Зима в огне», номинированная на «Оскар». Сколько призов взяли на фестивалях украинские документальные фильмы этого года – не перечислить. Назову главные: операторам фильма «Живая ватра» Никите Кузьменко и Александру Позднякову (выход в прокат – 29 сентября) вручили приз за мастерство на фестивале в Салеме, США, фильм «Лобановский навсегда» Антона Азарова (в прокате – с 1 декабря) получил главный приз фестиваля спортивного кино и телевидения в Милане, а «Украинские шерифы» Романа Бондарчука (в прокате – с 15 сентября) был выдвинут Украиной на соискание премии Американской киноакадемии… Наверное, глаз у наших операторов особенное, поэтому и картинка получается такая живописная.

 

 

Эти две особенности – как причина и следствие – определяют главный позитив украинского кино. И кажется, главным образцом в этом вопросе может быть фильм «Живая» Тараса Химича (в прокате – с 24 ноября), в котором фактурность и цвета кадра создают картину, способную украсить жилище любого поклонника дикой природы. Даже учитывая постпродакшен, где, очевидно компьютерным образом, улучшают снятое камерой, «Живую» можно назвать самым красивым украинским фильмом на протяжении последнего времени.

 

 

И именно в этой, втішній глазу ленте проявился как главный плюс нашего кино, так и главные его минусы: можно сказать, что оператор Тарас Химич выиграл у режиссера и сценариста Тараса Химича. Сценарий – это наша Ахиллесова пята, вполне вероятно зависима даже не от сценаристов, а от продюсеров и заказчиков фильмов и сериалов. О чем «плачет» один из лучших украинских сценаристов Заза Буадзе, неоднократно жалуясь в соцсетях на преступную неприхотливость телевизионных редакторов и топ-менеджеров с их требованиями намеренно примитивного продукта.

 

Впрочем, ради справедливости стоит сказать, что «Живая» – авторский проект, и он не зависел от посторонних «мешков с деньгами», полностью создаваемый на деньги и с помощью друзей и городского совета Львова. Над душой создателей стояла только Экономия с ее вечно голодными и босыми родственниками. То есть сценарий в этом случае – полная ответственность сценариста. Классный творец малой формы, известный клипмейкер и режиссер-документалист, Химич просто растяжение до размера полнометражного короткометражную историю. Поэтому и герои у него получились «плоские», без объема прошлого, а их экранная жизнь – прямолинейное и не «живет». Приложение закадрового голоса главного действующего лица, что выжила, выросла и теперь, с горы пережитого, «вставляет» в горизонталь сюжета свою историю – это хорошо, но этого мало, чтобы создать полноценную вертикаль и, соответственно – временную значимость. Кроме отсутствия «бэкграунда» персонажей, в фильме отсутствует и «бэкграунд» самой истории фильма, так сказать предисловие с объяснениями, что могло бы сделать ленту по-настоящему массовой и способной, скажем, заинтересовать не только украинского, но и международного зрителя.

 

Сценарий и режиссура – проблема большинства отечественных полнометражных фильмов, визитка «хилой» индустрии без серьезной школы современной кинодраматургии, нужного количества кадров и конкуренции. «Полет золотой мушки» Ивана Кравчишина (25 февраля), «Ночь святого Валентина» Владимира Лерта (10 марта), «Жучок» Аллы Пасиковой и Анатолия Ржанова (27 марта) – это в первую очередь интеллектуальные провалы, которые свидетельствуют о слабости творческого потенциала и дальнейшей реализации. И ничего здесь для нас обидного и странного не имеет – веками истребления духовной и умственной» элиты не могут не сказаться на всех уровнях жизни, особенно на культурном уровне, лакмусовой бумажки общества, опустошенного тиранией, геноцидами и голодоморами.

 

Зато примеры «Никиты Кожемяки» (13 октября) Манука Депояна, «Осенних воспоминаний» Али Фахр Мусави, «Слуги народа-2» Алексея Кірющенка и упомянутой «Живой» – вдохновляющие инновации, что является показателями прохождения пути в обход существующих проблем, с использованием помощи «со стороны». «Никита…» создавался за счет частных средств людей, которые не имеют ничего общего с кино, и творился амбициозно, ориентируясь на мировые примеры сложных и дорогих мультфильмов. Первый блин получился так себе, но это первая и потому впечатляющая попытка. «Осенние воспоминания» – первый украинский проект, сделанный за счет иранского и чешского продюсеров, иранского режиссера и иранско-украинских актеров на территории первой в Украине фільмкомісії, Трускавецкой. «Слуга…» является первой попыткой в Украине перенести на киноэкран успешный на телевидении проект, чем активно занимаются по всему миру. А «Живая» – первый украинский проект, прокатувався без официального дистрибьютора, усилиями создателей и неравнодушных к проекту людей.

 

 

Очевидно, что отбить вложенные в производство средства за прокат в нашей стране пока невозможно. Малое количество кинотеатров и существующие расценки, по которым они забирают 50-40% средств от проката, лишают производителей хоть шансов называться бизнесменами, ведь работу в убыток бизнесом называть не годится. Однако случаются и прецеденты. «Лобановский навсегда» за первый уик-энд, в течение проката только в 26 кинотеатрах 13 городов Украины, смог собрать 174 тысячи гривен и занять 7 место в национальном бокс-офисе, лишь немного уступив шедевральном голливудском научно-фантастическом сложно постановочном фильме «Прибытие».

 

 

Антитезой к предыдущих побед есть очень странные, потому что очень умеренные собрание лучшего украинского фильма года – «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко. Его, собственно, прокатував крупнейший украинский дистрибьютор, по требованию которого режиссер, наступая на горло собственной песне, изменил свой финал фильма. Хотя «Гнездо…» на статус блокбастера и не претендовал, оставаясь даже с измененным финалом хорошей драмой в пределах разумного кино, которое в наши стране, с нашим вимордованим народом, априори успешным быть не может. Да и не должен – для такого кино в мире существуют другие способы, чтобы производители считались сполна-ума-бизнесменами, а не сумасшедшими меценатами. Здесь ключевые слова – «в мире». Украине еще очень далеко до этого. Или очень близко.

 

На следующий год в бюджете заложено на кино 500 миллионов гривен. Поэтому, производство фильмов может превысить нынешний уровень в 1,5 раза. Сейчас каждый из отечественных прокатчиков работает с украинскими ленточками, на что раньше отваживались либо крупнейшие, либо принципиальные. Телевидение, даже управляемое стайкой «ничего-не-вижу» олигархов и топ-менеджеров «на-все-наложить», начало привлекать собственные, украинские продакшены. Теперь телеканалы вынуждены это делать из-за несгибаемую позицию Нацсовета и Госкино в ситуации с запретом многочисленных российских сериалов, когда главного продукта телеканалов вроде «Интера», «Украины», «1+1» и ICTV. И это привело к ожидаемому и стандартного результата: изготовление кучи собственных сериалов – «Век Якова», «На линии жизни», «Черный цветок», «Екатерина» и тому подобное, рейтинги которых (несмотря ни их гнетущую качество) превысили все ожидания и все предыдущие рейтинги. И как бы это странно для некоторых и парадоксально не выглядело, вывод один: украинский зритель хочет видеть свое. Полные залы на лимитированных показах «Живой», высокие оценки «Восьми» контркультурщика Александра Шапиро, искренняя любовь молодежи к альманахов короткометражных и документальных фильмов «Украинская новая волна» и «Украинский эксперимент» – это не ошибка, не случайность, это правило, на которое нужно обращать больше внимания правительства, дистрибьюторам, кинотеатрам и обычным зрителям.

 

Пусть сейчас мы пытаемся создать массу, но уже завтра количество перерастет в качество. Думаю, в следующем году можно смело ожидать на финансовые и художественные достижения фильмов «Полина» Олиаса Барко и «Изи» Андреа Маньяни, а права на прокат украинских мультфильмов «Похищенная принцесса» Олега Маламужа и «Мавка. Лесная песня» уже закупаются многими странами мира. Тише едешь – дальше будешь.

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика