Новостная лента

Жизнь на планете Вольф 1061с?

25.01.2016

Есть тут кто? Вопрос, земляне одиноки во Вселенной беспокоит всех – от биологов и физиков до философов и кинорежиссеров. Оно также не дает покоя астроном из Университета Сан-Франциско Стивену Кейну, который исследует экзопланеты – планеты за пределами Солнечной системы.

Как один из передовых «охотников за планетами» в мире, он сосредотачивает свое внимание на поиске «зон, пригодных для жизни» – регионов, где вода на поверхности планеты может существовать в жидком состоянии, если там есть достаточный атмосферное давление. Планету, которая расположена как раз в такой зоне и по своим параметрам напоминает Землю, Кейн и его бывшая студентка Миранда Вотерс обнаружили в планетарной системе Вольф 1061, расположенной по 14 световых лет от Земли. Статья с описанием их открытия выйдет в следующем выпуске издания Astrophysical Journal.

«Система Вольф 1061 вызывает интерес из-за того, что в космических масштабах она расположена относительно близко от Земли. Это в будущем открывает перспективу ее более тщательного исследования», – объясняет ученый.

Но не только близость Вольф 1061 к Земле делает ее привлекательным объектом для Кейна и его команды. Одна из трех известных планет в этой системе – каменистая планета, под названием Вольф 1061с, – находится полностью в «зоне, пригодной для жизни». Вместе с коллегами из Университета штата Теннеси Кейн сумел измерить параметры звезды, вокруг которой вращается планета, и определить, может ли там потенциально существовать жизнь.

Поскольку какие-то другие потенциальные формы жизни, кроме тех, которые существуют на Земле, ученым не известны, то и планета, которая может поддерживать жизнь, должна напоминать Землю. Такая планета должна вращаться в «золотой зоне» (англ. «Goldilocks zone»), в которой не должно быть ни слишком жарко, ни слишком холодно. Примерами этих крайностей в Солнечной системе является Венера и Марс. Когда планета расположена слишком близко к своей звезде, на ее поверхности может произойти так называемый «выбегающей парниковый эффект», который заключается в аккумуляции тепла ее атмосферой. Ученые убеждены, что именно это произошло на Венере, которая по своим параметрам очень напоминает Землю. Когда-то там были океаны, но из-за близости планеты к Солнцу, вода испарилась. Поскольку водяной пар очень хорошо задерживает тепло, температура на поверхности начала резко расти, и сегодня на Венере она достигает жгучих 470 градусов Цельсия.

Астрономы также наблюдали, что орбита Вольф 1061с меняется гораздо быстрее, чем орбита Земли, что может свидетельствовать о том, что климат там хаотичный. Все эти результаты поднимают вопрос: может ли Вольф 1061с быть пригодной для жизни? Пока у ученых нет однозначной ответа на этот вопрос. В последующие годы произойдет запуск новых телескопов, таких как «Джеймс Уэбб», преемник «Хаббла». Астрономы надеются, что с их помощью удастся установить атмосферный состав экзопланеты и лучше понять, что происходит на ее поверхности.

Astronomer searches for signs of life on Wolf 1061 exoplanet