Новостная лента

Жизнь в ритме клавиш

30.11.2015

 

29 ноября исполняется 116 лет, как в карпатском Делятине родилась украинская пианистка, музыкальная деятельница, педагог, писательница и публицистка Галя Лагодинська.

 

 

Отец Гали, Николай Лагодинский, был уважаемым в Галичине адвокатом и послом в венский парламент (рейхсрату), помогал в создании отделов Сечевых Стрельцов, Общего Украинского Совета, Национального Совета ЗУНР. Мать, Клавдия, из дома Саноцкая, полностью посвятила себя семье и помогала мужу в общественной работе.

 

Николай Лагодинский (1866-1919) и Клавдия из дома Саноцкая (1871-1944)

 

 

В семье росли еще три дочери – старшие, Мария и Ирэна, и на три года моложе Гали Ярослава-Александра, которая в будущем стала известным автором стихов и рассказов из гуцульской жизни и выступала под псевдонимом Леся Верховинка. Отец был категорически против обучения детей в польской школе, поэтому девочки получили начальное образование в домашних условиях – к ним приходил частный учитель.

 

Семья Лагодинських перед верандой собственного дома в Делятине, нач. 1930-х годов. Слева направо сидят: жена доктора Яремчишин, Клавдия Лагодинська с внучкой Оксаной, Ярослава (Леся Верховинка); стоят: доктор Яремчишин, Галя и Ирена Лагодинська, Теофил Кучковский (муж Ярославы)

 

 

Галя с сестрами росла в среде культивирования духовных и национальных ценностей, любви к литературе и искусству. В доме Лагодинських часто гостили известные галичане Кирилл Трилевский, Василий Стефаник (который, к слову, даже сватался к старшей дочери), Марко Черемшина. Неожиданная смерть отца в 1919 году стала настоящим испытанием для семьи – начался тяжелый период финансового кризиса.

 

Вилла Лагодинських в Делятине, почтовая открытка, вероятно, 1910-е гг

 

 

Г.Лагодинська поступила в гимназию Святых сестер Василианок во Львове и закончила ее в мае 1920 года. Одновременно изучала в Высшем музыкальном институте им. Лысенко игру на фортепиано у профессора Марии Криницкой, теоретические дисциплины – в профессора Станислава Людкевича.

 

Станислав Людкевич

 

 

Венский университет, 1920-е гг.

 

 

После окончания студий 1921 года юная пианистка переехала в Вену с целью продолжения музыкального образования, училась в Венском университете и частной музыкальной школе Кайзера, а также дополнительно изучала игру на фортепиано у пианистки Софии Днестровской. Вместе с тем, чтобы продолжать обучение в Вене, Гале приходилось мужественно преодолевать значительные материальные трудности.

 

София Днестрянская

 

 

 

Завершив обучение, Г.Лагодинська 1923 года вернулась в Галиции и вскоре устроилась учительницей игры на фортепиано в филиале Музыкального института им. Лысенко в Станиславе. В 1929 году перешла на преподавательскую работу в филиал Музыкального института им. Лысенко в Дрогобыче.

 

Василий Барвинский, 1910

 

 

Параллельно Г.Лагодинська занималась концертной деятельностью – выступала с сольной программой сначала в Станиславе, затем в Коломые. Известный композитор Василий Барвинский оценил «первую попытку публичного выступления молодой пяністки» в декабре 1927 года как «необыкновенно потішаючий проявление», ведь местная музыкальная община решилась на самостоятельный фортепяновий вечер».

 

Полоса газеты «Дело» за 22 декабря 1927 года с рецензией В.Барвинского

 

 

В 1931 году переехала в Коломыю и начала преподавать в филиале Музыкального института им. Лысенко, чем очень удивила своих друзей, ведь Дрогобич того времени из финансового обзора был значительно более привлекательным городом. Как вспоминала сама Галя, Дрогобыч так и не стал для нее родным – «люди жили там, как на галицкие отношения, в благосостоянии, к жизни относились по-другому, иначе, как я к тому привыкла, и я никогда не могла там чувствовать себя, как у себя дома».

 

Галя Лагодинська, вероятно, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.

 

 

В Коломые с пылом приступила к педагогической работе и была приятно удивлена: большинство учеников были одаренными и любили музыку, а потому уже в коротком времени совместная работа дала хорошие результаты. Г.Лагодинська была замечательной учительницей, пыталась как можно шире ознакомить своих студентов с музыкальной литературой разных эпох и стилей, приучить к самостоятельной работе. Своими лучшими учениками считала Марию Витвицьку, Любу Коссак, Надежду Недільську, Лесю Шипайло, Юрка Новодворського, Любомира Ковалева, Ярослава Турянского, Наталью Степаняк и др.

 

Чтобы усовершенствовать собственное исполнительское мастерство, Г.Лагодинська ездила во Львов на лекции известного пианиста того времени Еґона Петри, который владел уникальной фортепианной техникой и в начале 1930-х гг. концертировал по Европе, проводя мастер-классы и распространяя піаністичну систему итальянского композитора Феруччо Бузони. Также много работала на радио, в частности, для записи концертных программ, которые были сданы в 1936-1937 годах до Союза украинских профессиональных музыкантов для радиотрансляций. Продолжала выступать как концертмейстер певцов-солистов на концертах.

 

Еґон Петри, 1935 (с сайта rodoni.ch)

 

 

О том, что Г.Лагодинська была разносторонней личностью и не боялась творческих экспериментов, свидетельствует тот факт, что в 1930-х годах она активно заинтересовалась фотоаматорством, правда, в выставках, организованных Украинским фотографическим обществом в Львове, участия не принимала. Пробовала себя в краеведческой фотографии, а собственные фотографии публиковала в львовском журнале «Наша Родина».

 

Фотографии Галины Лагодинської: слева – фрагмент резьбы церкви, село Луг (сейчас не существует), 1930-е гг справа – Василий Турчиняк, художник-резчик с. Щелочь при работе, 1930-е гг (Наша Родина. – 1938. – Ч. 11)

 

 

Уже за два года все жизненные и творческие планы пришлось отложить, начались тяжелые годы военных лишений. К преподавательской работе Г.Лагодинська смогла вернуться лишь в 1941 году – снова переехала к Станиславу, где работала в филиале музыкальной школы. Во время немецкой оккупации играла как солистка на Львовском радио.

 

1944 Г.Лагодинська эмигрировала в Австрию, где в Вене продолжала музыкальные студии и преподавала игру на фортепиано в немецкой гимназии. В 1950 году уехала в Аргентину – преподавала фортепиано в музыкальной школе при монастыре оо. Василиан в Буэнос-Айресе и работала в издательстве Николая Денисюка.

 

Николай Денисюк, владелец издательства и издатель журнала «Кругозор» (с сайта ounb.sumy.ua)

 

 

Летом 1955 года переехала в город Буффало (США). Устроилась учительницей игры на фортепиано, впоследствии возглавила отдел Украинского музыкального института в Нью-Йорке. Там встретилась с известным композитором, дирижером и музыковедом Осипом Залесским, с которым была знакома еще со времен преподавательской работы в филиале Музыкального института им. Лысенко в Станиславе. Осенью того же года они поженились.

 

Осип Залесский

 

 

 

Кроме многолетнего труда на педагогической ниве, Г.Лагодинська немало внимания уделял литературной и журналистской творчества, сочиняя рецензии, статьи, заметки, воспоминания об украинских и иностранных музыкантов, которые печатала на страницах журнала «Кругозор» и газеты «Свобода». Написала повесть «К солнцу, к свободе», которая вышла в свет в 1960 году. На страницах канадского журнала «Новый мир» было опубликовано ее историческое повествование об УПА «Лес», получило награду на литературном конкурсе Всемирной федерации украинских женских организаций в 1960 году (денежную награду в размере 100 долларов выделил мэр Детройта украинка Маруся Бэк). Часть произведений еще до сих пор хранятся в рукописях.

 

Галина Лагодинська-Залесская (вероятно нач. 1960-х гг.) и обложка ее книги «К солнцу, к свободе»

 

 

Было еще много планов, но жизнь оборвалась преждевременно, 21 июня 1964 года. Случилось так, что некролог жене писал Осип Залесский, который пережил ее почти на двадцать лет.

 

О профессиональном уровне Гали Лагодинської-Залеской как пианистки лучше всего свидетельствуют оценки ее преподавателей, в том числе мировой славы пианиста Еґона Петри – «из природы одаренная знаменитой рукой, силой, ритмом и музыкальным чувством», «много получила в технике, ловкости и уверенности, а также в чистоте и зрелости выполнения». В памяти родных и приятелей Галя Лагодинська осталась жизнерадостной и энергичной Гиси, как по-домашнему ее называли, полным новых идей и замыслов.

 

 

Источники:

 

— Барвинский В. Концерт Гали Лагодинської // Дело. – 1927. – 22 дек. – С. 2.

 

— Залесский В. Из музыкального мира // Альманах Станиславской земли: Сборник материалов к истории Станиславова и Станіславівщини. – Нью-Йорк; Париж; Торонто, 1985. – Т. 2. – С. 134, 135.

 

— Лагодинська-Залесская Г. С музыкальной жизни в Коломыи // «Над Прутом у лузі…»: Коломыя в воспоминаниях. – Торонто, 1962. – С. 371-382.

 

— А.Из. [Залесский А.] Недавняя потеря // Известия. – 1964. – Ч. 3 (10). – С. 30.

 

— Таран И. Галицкая пианистка Галя Лагодинська // Краеведение Прикарпатья. – 2004. – №3. – С. 43-44.

 

— Таран И. Осип Залесский и Галя Лагодинська-Залесская в контексте музыкальной культуры Галичины первой половины ХХ века / Ирина Таран // Вестник Прикарпатского университета. Искусствоведение. – Ивано-Франковск, 2004. – Вып. 4. – С. 63-72.

 

Фотографии:

 

— Верховинка Леся. До Делятина на крыльях грез: стихи, новеллы, рассказы, драматические произведения, эссе, статьи, эпистолярий. – Львів, 2013. – 454 с.

 

— Павлишин С. Василий Барвинский. – К., 1990. – 88 с.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика