Новостная лента

Журнал для интелигентного женщин

03.06.2016

 

1 июня 1925 года галицкий медиа-рынок обогатился новинкой – иллюстрированный месячником «Новая Хата», присвяченим «модам и делам домашнего женского хозяйства».

 

 

После почти годовой подготовки львовскому кооперативу «Украинское Народное Искусство» таки удалось реализовать драгоценный прессовый проект и создать конкуренцию популярным польским женским журналам. Более того, несмотря на недоброжелательные прогнозы скептиков, «Новая Хата» утерла нос некоторым польским журналам для женщин, неоднократно одерживая победу на международных выставках, и сумела продержаться на неустойчивом прессовом рынке Галичины почти 15 лет, пока в редакционные планы не вмешалась новая мировая война.

 

«Новый Дом» основали Ирина Бонковская, Мария Громницкая, Ирина Лежогубська, Ирина Макух-Павликовська, Стефания Монцібович, Соломия Охримович, Стефания Савицкая, Мария Струтинская, Софья Федак, Стефания Чижович и др. Официально в выходных данных журнала ответственным редактором указывалась Мария Громницкая, в последний год – еще и Лидия Бурачинська. В состав редколлегии в разные годы входили: Константина Малицкая, Ирина Пеленская, Ульяна Старосольська, Евгения Вербицкая, Елена Железняк, Ирина Ґурґула, Мария Фуртак-Деркач, Елена Федак-Шепарович. Обложку издания оформляли Николай Бутович, Елена Кульчицкая, Галина Мазепа, Святослав Гординский.

 

Редакционная коллегия «Нового Дома». Слева направо: Мария Громницкая, Евгения Вербицкая, Константина Малицкая, Стефания Савицкая, Лидия Бурачинська, Ирина Бонковская, Елена Железняк, Ирина Ґурґула. 1934 год

 

 

Благодаря удачно обдуманій редакционной политике месячник (с 1935 года – двухнедельник) уже на второй год своего существования вышел за рамки чисто женского издания и стал «журналом для взращивания домашней культуры», прилагая немало усилий для популяризации и развития украинского народного искусства, «чтобы оно стало необходимым в нашей повседневной жизни, а не только от праздников». Инициатива по возрождению и сохранению художественного наследия украинского народа, по мнению редакции, была очень своевременной, ведь украинская интеллигенция (особенно в городах) постепенно теряла интерес к народным традициям и творчеству. Также своим важным заданием «Новая Хата» считала выработки эстетического вкуса галицкого женщин, ознакомление с новейшими тенденциями в моде и образцами литературного творчества.

 

 

Благосклонно восприняла появление «Новой Хаты» украинская пресса. Так, газета «Дело» откликнулась рецензиями, авторы которых отмечали, что «не может быть и сомнения о целесообразности такого издательства», «такой журнал необходим для каждой украинской женщины», призвали галичан «подпереть» новообразованный «женский орган», чтобы «внешнему виду дома Украинца товаришив неразлучно ее украинский внутренний вид».

 

Обложка «Новой Хаты» в исполнении Елены Кульчицкой

 

 

Обложка «Новой Хаты» в исполнении Николая Бутовича

 

 

Как свидетельствуют редакционные статьи и архивные материалы, фактическим редактором месячника в 1926-1930 годах была Мария Фуртак-Деркач, которая «вошла в новый Дом на товарищеских условиях, не заключали никаких условий и даже не заботилась о состоянии обеспечения». Занималась подбором художественных текстов, переводов, тем для публикаций, переписывалась с авторами. Еще в январе 1930 года она предупредила редакцию о намерении уйти с должности ответственного редактора и, наконец, в апреле таки сделала это, официально мотивируя нехваткой времени и подготовкой к экзаменам. Перед тем, в декабре 1929 года, из состава редколлегии журнала вышла и Елена Федак-Шепарович, а весь свой гонорар за год попросила «нанести на политических заключенных во Львове».

 

Мария Деркач

 

 

Подробнее причины ухода из редакции Мария Деркач обозначила в письме свои приятельницы от 25 апреля 1930 года: «Фактически я была принуждена к этому – чувством дісгармонії, которую я почему-то незаметно вносила. Мне не доверяли и я чувствовала, что я не должен быть редактор, а манекіном с этим титулом». Мария Деркач надеялась, что за многолетнюю преданную работу в журнале ей предложат перейти на официальную должность с соответствующей оплатой, однако этого не произошло. Вместо нее редакционную работу переняла Лидия Бурачинська, которую обеспечили официальным статусом и надлежащими условиями труда. Бывшая стажерка «Новой Хаты» очень болезненно восприняла эту ситуацию.

 

Лидия Бурачинська

 

 

Более того, с конца апреля 1930 года глава управы Союза украинок во Львове Милена Рудницкая и писательница Иванна-Каролина Федорович-Малицкая начали публиковать в «Деле» критические статьи относительно редакционной политики Марии Деркач, обвиняя ее в скрытом радянофільстві и аполитичности. Милена Рудницкая с присущей ей решительностью поставила вопрос ребром: «нужен Ли нам журнал, главным направлением которого является эстетизм и «пестование домашней культуры?». Это очень возмутило Марию Деркач и заставило ее опубликовать заявление-опровержение, в которой она вспомнила, что «1 апреля этого года отреклась со становиська редактора Новой Хаты» и назвала эти нападения несвоевременными и необоснованными, а упрек насчет коммунистической пропаганды – оскорбительным. В то же время ей казалось странным, что за 4 года ее плодотворной редакционной деятельности «все одобрювали направление Новой Хаты – ни М.Рудницкая не забрала голоса в анкете про это дело, ни ее ближайшая сотрудница п. А.Федак-Шепарович, что была членом ред. колєґії не преподнесла никогда никакого упрека против направления редаґовання».

 

Милена Рудницкая

 

 

Иванна-Каролина Малицкая

 

 

Редакция «Новой Хаты» и руководство кооператива «Украинское Народное Искусство» стали на защиту экс-редактора (что стало для нее самой приятной неожиданностью) и, наконец, положили конец трехмесячной публичной дискуссии. Директор кооператива Ирина Макух-Павликовська написала открытое письмо в редакцию «Дела», опровергнув все обвинения в безыдейности на адрес «Нового Дома». Она подчеркнула, что «и Редакционная Колеґія и Управа кооперативы вели свою работу со всею искренностью и отвертістю, в согласии со своим общественным совестью, и не руководилися никаким оппортунизмом ни не имели на уме никаких политических тенденций или стратеґічних маневров для соединения подписчица».

 

Управа кооператива «Украинское Народное Искусство»: директор Ирина Макух-Павликовська, инженер Стефания Чижович, 1934 год

 

 

К слову, «Новая Хата» выходила довольно большим (по сравнению с другими украинскими журналами) тиражом – в среднем от двух до 5 тысяч экземпляров.

 

Среди авторов, которые активно публиковались на страницах ежемесячника, – известные общественно-культурные деятели, художники, художественные критики, писатели и литературоведы: София Вальницька, Демьян Горняткевич, Ирина Ґурґула, Павел Ковжун, Мелания Нижанківська, Анисия и Илларион Свєнціцькі, Владимир Сичинский, Ульяна Старосольська, Мирослава Чапельська. Журнал был богато иллюстрирован – фотографии выдающихся деятельниц культуры, артисток и художниц, фотомоделей, предметов интерьера, рисунки женских аксессуаров и др. С журналом плодотворно сотрудничали Елена и Ольга Кульчицькі, вмещая многочисленные зарисовки вышивок, проекты домашнего интерьера, одежды по мотивам народного искусства. Косметические и медицинские советы галицким дамам давали дерматолог Евгений Дурделло и гинеколог София Парфанович.

 

Обложка «Новой Хаты» в исполнении Галины Мазепы

 

 

Обложка «Новой Хаты» в исполнении Святослава Гординского

 

 

Редакция «Новой Хаты» задекларировала ведущей темой журнала возрождения и сохранения национального художественного наследия, ведь народное творчество была глубоко укоренена в родной культурной традиции и прошла испытание временем, оставаясь неиссякаемым источником вдохновения для украинских художников. В центре внимания авторов находились те виды народного искусства, которыми традиционно в Украине обычно занимались женщины: писанкарство, вишивальництво, ткачество, ковроткачество, изготовление вытынанок. Управа кооператива «Украинское Народное Искусство» и редколлегия месячника поддержали инициативу сестры Северины Париллє в коллекционировании и хранении предметов украинского народного быта, организации вечеров украинской носилки. Эти показания впоследствии стали ежегодной традицией и имели значительный резонанс в среде галицкого украинства, ведь имели целью «ношу – виперту прогрессом цивилизации с села – защіпити в інтеліґентському лагере», «приспособити к модерному потребления».

 

Украинская мода на страницах «Новой Хаты»

 

 

Также журнал следил за новациями в мировой моде и оформлении жилья, давал советы читательницам отношении стилізування и декорирования помещений, гармоничного сочетания современных тенденций и украинской народной традиции, выработки украинского стиля в быту. Редакция ввела отдел «Ручные работы», в котором помещались схемы, рисунки (в основном спроектированы и нарисованы сестрами Кульчицькими) вышитых или покрытых рубашек, обрусел, полотенец, наволочек, сумок, покрывал с подробными инструкциями по их изготовлению, подбору орнаментики и цветовой гаммы.

 

 

Быть в тренде галицким модницам помогали последние новости из мира моды и фасоны стильных нарядов «на каждый день», «на выход», «на шпацер», «на вечер» и «для спорта». К слову, передплатниці имели возможность ежеквартально получать таблицу кроев, а также отдельно можно было приобрести чертежи лекал каждой представленной в журнале модели.

 

 

Вне тем, «Новая Хата» знакомила с творчеством известных женщин – писательниц и общественных деятельниц, исследовательниц, артисток. Инициированные редакцией обсуждения о положении женщины в обществе, ее участие в общественно-культурной жизни, возможность совмещения карьеры и семейной жизни имели значительный успех среди читательниц, хотя и спричинялися к дискуссиям.

 

 

«Новый Дом» без оговорок можно назвать элитарным изданием и одним из самых успешных литературно-художественных прессовых проектов Галичины межвоенного двадцатилетия. Журнал был отмечен как один из лучших на выставке иллюстрированных журналов в Праге 1933 года и других международных выставках. Этому способствовали продуманная редакционно-издательская политика, четкая подписная стратегия, соответствие требованиям времени и потребностям читательниц, высокий уровень публикаций и актуальность предложенной проблематики. Этот журнал в течение полтора десятка лет достойно конкурируют с польскими журналами для женщин, культивируя украинское народное искусство и формируя эстетический вкус галицкого женщин, побуждая украинство к переоценке родной этнографической наследия и надлежащего использования собственного творческого потенциала.

 

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

 

* Дутка Г. Львовский кооператив «Украинское Народное Искусство»: предпосылки создания и организационная структура // Тетрадь тетради. – 2012. – №3. – С. 400-414.

 

* Дутка Г. Народоведческая тематика на страницах журнала «Новая Хата» 1925-1927 // Тетрадь тетради. – 2011. – №5. – С. 884-903.

 

* М.В-н. Новая Украинка в новом доме // Дело. — 1925. — 7 июл.

 

* Макух-Павликовська И. Еще в деле «Новой Хаты» // Дело. – 1930. – 1 июл.

 

* Новая Хата» // Дело. — 1925. — 19 июн.

 

* Рудницкая М. Что является и что не является политикой? // Дело. – 1930. – 29 апр.

 

* Среда Е. Журнал «Новая Хата» (1925-1939) как популяризатор украинского народного искусства // Полиграфия и издательское дело. – 2011. – № 2(54). – С. 58-65.

 

* Федорович-Малицкая И. Вокруг одного журнала. Критические заметки об редактура «Новой Хаты» // Дело. – 1930. – 15-20 красн.

 

 

Фотографии:

 

 

* Вальо М. Мария Деркач, 1896-1972: библиогр. покажч, воспоминания, исследования, письма. – Львов, 1999. – 252 с.

 

* Дарья Виконська (1893-1945 pp.): біобібліограф. покажч. / сост., авт. передм. и прим. В.Габор. – Львов, 2007. – 161 с.

 

* Новая Хата. – 1934. – Ч. 12.

 

* radiosvoboda.org

 

* twitter.com/pan_zugzwang

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика