Новостная лента

Журнал, который делал Ковжун

30.04.2016

 

Весна 1932-го. Львовские художественные круги искренне заинтригованы опубликованным в «Деле» анонсами о выходе нового украинского художественного журнала. Сначала его появление анонсировалось на март, потом на начало апреля, и в конце, несмотря на ироничные упреки скептиков, чудо таки произошло – в конце апреля галицкий медиа-рынок пополнился профессиональным иллюстрированным журналом «Искусство».

 

И здесь стоит отдать должное его инициатору, идейному вдохновителю и редактору – неутомимому Павлу Ковжуну. Без его оптимизма и энергии такая рисковая издательская затея (при тогдашних экономических реалий) не имела бы шанса на воплощение.

 

 

Идея создать художественный прессовый проект возникла у Ковжуна еще в конце 1931 года, вскоре после того, как он вместе с Святославом Гординским и Михаилом Осінчуком инициировали создание Ассоциации независимых украинских художников (АНУМ). Павел Ковжун пригласил к редакционной коллегии анумівців Николая Бутовича, Святослава Гординского, Михаила Драгана, Ярославу Музыку, Михаила Осинчука и Владимира Сичинского. Кроме этого, к сотрудничеству с изданием вызвалось немало представителей украинского художественного актива в Галичине и за ее пределами, как: Михаил Андреенко-Нечитайло, Николай Голубец, Мария Дольницкая, Владимир Залозецкий, Иван Иванец, Елена Кульчицкая, Владимир Ласовський, Василий Перебейнос, Леонид Перфецкий, Михаил Рудницкий, Илларион Свенцицкий, Василий Хмелюк.

 

Слева направо: Павел Ковжун, Святослав Гординский, Михаил Осинчук

 

 

В редакционных планах было выпускать «Искусство» ежеквартально, но за отсутствием соответствующего финансирования (журнал выходил в основном на средства художников и неравнодушных граждан) он постепенно превратился в ежегодник. Павел Ковжун как редактор не раз прилагал максимальные усилия, чтобы исправить эту ситуацию – большинство средств, которые он зарабатывал росписью церквей, отдавал на прессовый фонд журнала, — так же, как и выручка от продажи художественных произведений (своих и своих приятелей).

 

Слева направо и сверху вниз: Николай Бутович, Михаил Драган, Ярослава Музыка, Владимир Сичинский

 

 

Новый журнал должен был стать своеобразным духовным інтегрувальним центром территориально разрозненных украинских художников, отображать полную картину современного искусства, поднимать важные вопросы теории и истории искусства, популяризировать творчество украинских и зарубежных художников, информировать о выставки, новые книги и тому подобное. Таким образом редакция надеялась вложиться в воспитание украинской элиты, научить молодое поколение понимать язык искусства, наладить диалог между художником и зрителем.

 

 

«Искусство» отмечалось качественным художественно-техническим оформлением и высоким профессиональным уровнем публикаций, что было заслугой Павла Ковжуна – почти все свое время он посвящал подготовке издания к печати. Сразу после выхода новый художественный журнал развеял сомнения скептиков и получил высокую оценку львовской прессы – рецензенты писали, что он «оправдал собой те пошуми, которые вызвал перед своим появлением», ибо «скроенный на европейскую мере под обзором иллюстраций, текста и общего оформления». Что больше, это наше издательство может успокоить вкус и самого требовательного культурного мужчину и можем с ним смело показаться перед миром».

 

 

После успешного выхода в свет четырех чисел (тетрадей) Павел Ковжун взялся за подготовку 5-го, которое должно выйти в первом квартале 1934 года, о чем узнаем со страниц львовской прессы. Но этого не произошло ни в первом, ни во втором полугодии – за невыполнения Иваном Тиктором https://zbruc.eu/node/41230 печатных обязательств: известный издатель отодвинул печать «Искусства» на неопределенное время через собственные издательские планы. Понятно, что такой шаг вызвал резкое недовольство редакции, но ей пришлось смириться с ситуацией.

 

 

Следующий номер журнала увидел свет уже в начале 1935 года. Не останавливаясь на этом, Павел Ковжун взялся за подготовку нового (запланированного на второе полугодие), но по неизвестным причинам оно так и не было напечатано. Последний тетрадь «Искусства» вышел во 2-м полугодии 1936 года.

 

 

Редакция журнала декларировала необходимость развития искусства с четкой национальному признаку и ориентацией на западноевропейский модернизм, благосклонно относилась к творческим экспериментам и стилевых поисков украинских художников и не видела в этом никакого противоречия с задачами национального искусства. Такая позиция была остро раскритикована представителями националистической эстетической концепции и привела к дискуссиям в львовской прессе относительно путей развития украинского искусства.

 

«Искусство». – 1932. – Ч. 1

 

 

Основное содержание издания составили исследования по теории и истории искусства, публикации, которые популяризировали творчество украинских и зарубежных художников, материалы о выставочной и музейницьку деятельность, а также рецензии, библиографические обзоры. Высокий профессиональный уровень журнала свидетельствовали прежде всего искусствоведческие публикации.

 

Среди важных тем, которые поднимались в «Искусстве», внимание привлекает проблема понимания языка художника критиком и зрителем. По этому поводу редакция имела однозначную позицию: живопись «не нуждается судей», а «людей скоромных, что подходят к рисунку с потребностью зворушуватись и ту потребность распространять среди публики». Если же речь шла о необходимости профессионального подхода к рассмотрению сложных художественных процессов того времени, то авторы журнала выступали за объективную оценку пластических произведений, независимо от их тематики, формы и стилевых решений. Так, АНУМівці Михаил Осинчук https://zbruc.eu/node/61725 Михаил Драган, Владимир Ласовський https://zbruc.eu/node/62360 и артесівець Отто Ган помогали читателям разобраться в стилевом «сутолоке» 1930-х, в котором странным образом рождались и сосуществовали многочисленные «-измы» (кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм, экспрессионизм).

 

«Искусство». – 1932. – Ч. 2/3

 

 

В круг интересов авторов «Искусства» принадлежали также различные художественные техники и технологии, которые тогда использовали в декоративно-прикладном искусстве и монументальной и станковой скульптуре (последняя-за дороговизны и отсутствия заказов находилась в тяжелом положении и нуждалась в поддержке).

 

Кроме этого, на страницах журнала находим немало исследований, посвященных творчеству украинских художников – Александра Архипенко https://zbruc.eu/node/52186, Николая Бутовича, Николая Глущенко https://zbruc.eu/node/56273, Марии Дольницької, Федора Емца, Михаила Андриенко-Нечитайло, Романа Сельского, Лео Тарасевича, Алексея Усачева. Редакция попыталась наиболее полно отразить картину художественной жизни Галичины, подсоветской Украины и мира, систематически подавать хронику украинских и международных выставок.

 

«Искусство». – 1936. – Ч. 1

 

 

Начиная с 1937 года Павел Ковжун не раз делал попытки возобновить выпуск журнала, имея собран интересный материал и подобраны репродукции, но, как вспоминал в письмах к Елене Кульчицкой https://zbruc.eu/node/33857 ограниченные финансовые возможности и обострение желудочной болезни не давали ему возможности воплотить этот замысел.

 

Правда, в конце 1938 года, несмотря на плохое самочувствие, Павел Ковжун настойчиво взялся за восстановление «Искусства», интенсивно собирая статьи и иллюстрации к очередному выпуску. К сожалению, реализовать творческие замыслы художник не успел – его жизнь внезапно оборвалась в мае 1939-го, на 43-м году жизни.

 

 

Несмотря на непродолжительные существования, журнал «Искусство» сумел выполнить возложенные на него задачи по консолидирование украинских художников и сыграл решающую роль в формировании неповторимого феномена межвоенного художественной среды в Галичине. Редакция уверенно стояла на платформе идеологической незаангажированности и формальной свободы искусства и отстаивала потребность творить национальное искусство в широком смысле – во всех его стилевых проявлениях и новаторских тенденциях. Журнал имел значительное влияние на начало мощной украинской искусствоведческой школы, развитие украинской художественной журналистики на территории Галичины.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

* Искусство = l’art»: историко-библиографический комплекс / сост. С.Д.Романюк. – Львів, 2013. – 300 с.

 

* [Ласовський В.]. «Искусство» / В.Лас. // Карбы. – 1933. – Ч. 1. – С. 26-28.

 

* [Назарук А.]. «Искусство» / А.Ч. // Новая Заря. – 1932. – Ч. 95. – С. 7.

 

* [Рудницкий Н.]. Наш художественный журнал / м. г. // Дело. – 1935. – Ч. 131. – С. 5.

 

* Среда Е. Журнал «Искусство» (1932-1936) и его роль в формировании украинской художественной культуры // Вестник Львовского университета. Сэр. «Журналистика». – Львов, 2007. – Вып. 31. – С. 232-240.

 

Фотографии:

 

* Котлобулатова І. Львов фотографии – 3. Львовяне. – Львов, 2014.

* https://zbruc.eu

* http://uartlib.org

* https://uk.wikipedia.org

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика