Новостная лента

К истории журнала «Украинское Искусство»

18.10.2015

 

Этого октября исполняется 90 лет, как во Львове увидел свет журнал «Украинское Искусство» – один из первых украинских профессиональных художественных журналов.

 

История появления этого периодического издания прекрасно иллюстрирует, как даже в непростых общественно-культурных реалиях – благодаря настойчивости и несокрушимому оптимизму лишь одного человека – можно реализовать такой ценный, как по меркам того времени, прессовый проект.

 

Обложка первого номера журнала «Украинское Искусство»

 

 

Искусствовед и художественный критик Николай Голубец (или «Моле», как называли его в художественных кругах Львова) имел репутацию неисправимого оптимиста и энтузиаста издательского дела. Как сам писал, довольно рано попал в круговорот украинского часописного промысла и журналистики» и уже вырваться из него не смог – в итоге стал редактором и издателем 14 изданий литературно-художественного направления. Через такую издательскую «слабость» приятели частенько кпили с Моля, что все его газеты и журналы «хоть были невиновны, но были осуждены на смерть». Но это не останавливало «богеміста в лучшем смысле этого слова» (по определению Ивана Кедрина) и он иронизировал, что если бы имел деньги, то «выдавал бы – деньги, а не ґазету».

 

Николай Голубец. Рис. П.Ковжуна

 

Усилиями Н.Голубца в декабре 1921 года во Львове было основано первое послевоенное художественное объединение – «Кружок деятелей украинского искусства» (ГДУМ), которое имело целью не только консолидировать территориально разрозненных украинских художников, организовывать украинские художественные выставки, но и издавать профессиональный журнал по проблемам искусства.

 

Вскоре М.Голубец выступил с инициативой учреждения такого периодического издания: после длительных дискуссий между членами ГДУМ было согласовано его рабочее название – «Художественный Вестник», определено ориентировочную структуру и программу. Несмотря на то, что программа будущего журнала уже находилась на стадии разработки, в декабре 1922 года члены объединения снова вернулись к оживленных обсуждений целесообразности и рентабельности такого прессового проекта.

 

Идею Голубца положительно воспринял только график и художественный критик Павел Ковжун, еще один неутомимый энтузиаст издательского дела. Им двоим оппонировал искусствовед Владимир Сичинский, который настаивал на том, что запланирован «месячник долго не вдержиться и кончится компромітацією», а потому предложил издавать непериодический сборник, в котором можно было бы вместить «обширнійший материал, поважнійші студии и статьи, которые в периодическом журнале булиб малоактуальный». Его поддержали большинство гдумівців.

 

Не растерявшись, М.Голубец в конце выступил с заключительным словом, настаивая, что «в интересе «Кружка» лежит издавать периодический журнал, который унезалежнить «Кружок» от вычурности редакторов и издателей немистецьких издательств». Он также подчеркнул, что сборник полностью будет зависеть от пожертвований «приверженных искусству патрийотов», а журнал не исключает определенной возможности самоокупаемости. И здесь стоит отдать должное незаурядному дарованию Моля-оратора и организатора – его предложение было поддержано большинством голосов. Было решено издавать журнал ежемесячно под новым названием «Украинское Искусство» «по можности … объемом 16-32 сторон в ограниченном скількості экземпляров». В редакционной коллегии избран Николая Голубца, Петра Холодного-старшего и Роберта Лисовского, вакантным осталось еще одно место, которое должен был занять художник, делегирован архитектурной секцией. Как свидетельствуют архивные материалы, вскоре Голубец внес «просьба к прокураторії о разрешение на издание ежемесячника «Украинское Искусство», однако дополнительных сведений о дальнейшее решение этого вопроса найти не удалось.

 

Украинские художники и литераторы, Львов, 1921 г. Слева направо, сидят в первом ряду: Павел Ковжун, Александр Загаров, Николай Голубец; второй ряд: Дарья Виконська, Петр Холодный, ст. М.Ковжунова; третий ряд: Юрий Магалевський, Владимир Сичинский, Дмитрий Донцов, Федь Федорцив, Михаил Струтинский (Львов: Литературно-художественный сборник : В 700-ю годовщину основания Княжеского города. – Филадельфия; Киев, 1954)

 

 

Реализовать идею издания специализированного художественного журнала М.Голубцеві удалось лишь через три года. Так, 20 июня 1926 года на страницах газеты «Дело» редакция, сознательная «тяжелых условий современной жизни», ни на волну не обманывая себя «розовыми иллюзиями», но с верой в искреннюю привязанность и поддержку гражданства», анонсировала выход в первых днях июля «інавґураційного числа» месячника «Украинское Искусство». Декларировалось, что вновь созданный журнал «вести твердую и невідхильну художественную политику на плятформі позитивных ценностей искусства как одного из важнейших факторов национальной и расовой культуры».

 

О том, насколько сложно было М.Голубцеві осуществить этот издательский замысел, узнаем из его переписки с художницей Еленой Кульчицькою. В письме от 29 июля 1926 года издатель сообщал, что проект оказался настолько дорогостоящим, что ему оставалось «или зрезиґнувати» с него, или издавать за свой счет. Однако отступать было уже поздно, потому что «уже громким стало предприятие», поэтому, по словам Голубца, он вынужден был время от времени к себе «примінювати принудительную голодовку» и искать поддержки среди «художников и людей близких к искусству». Вскоре дело издания журнала «ухудшилась до того, что можно было потерять всякую надежду на его появление», о чем узнаем из письма от 21 сентября – издателю «с тяжелым трудом дело удалось кое-как починить».

 

Николай Голубец (с сайта «Художественный альманах «Артэс»)

 

 

Наконец, в начале октября 1926 года усилиями Николая Голубца (по его же редакцией) и общественно-культурного деятеля и издателя Евгения Архипенко, брата скульптора Александра Архипенко, а также «мерами, бескорыстной трудом и жертвенностью граждан, которым дела родной художественной культуры лежат на сердце» во Львове начал выходить «месячник украинской плястики» под названием «Украинское Искусство». Художественное оформление первого числа выполнил скульптор Андрей Коверко, второго и третьего – график Роберт Лисовский.

 

Оборот обложки первого числа «Украинского Искусства»

 

Журнал имел целью популяризировать творчество молодых украинских художников и освещать достижения украинских художников и искусствоведов за рубежом. Среди самых активных авторов: Д.Андриевский, Н.Голубец, В.Залозецкий, П.Ковжун, В.Сичинский. Появление журнала благосклонно восприняла галицкая и зарубежная пресса, высоко оценивая «такой необходимый для каждого культурного Украинца месячник, изданный с большим вкусом и любовью…».

 

Рецензия на журнал «Украинское Искусство» в «Деле» (1926. – 10 окт.)

 

Первым выход «Украинского Искусства» поздравило львовское «Дело», отметив, что этот «единственный украинский журнал, посвященный нашему искусству, определяется всем приметам почтенного артистического издательства». Положительные отзывы опубликовали также львовские журналы «Новая Заря», «Литературные Вести», польскоязычная еврейская газета «Chwila», пражский дневник «Prager Presse», парижская радянофільська газета «Украинские Вести». Рецензенты приветствовали «смелый издательский шаг» Николая Голубца, в то же время выражали опасения относительно продолжительности такого прессового проекта и его восприятия общественностью украинства Галичины.

 

Полоса 3-го числа «Украинского Искусства» с отзывами на появление журнала

 

Наконец, редакция таки столкнулась со значительными финансовыми трудностями, о чем свидетельствуют ее обращения к подписчикам с просьбой «немедленно выровнять свои залеглости за 1926 год, а также выплатить подписку на первый квартал 1927 года». Чтобы спасти журнал от банкротства, Голубец обращался за поддержкой к львовской общественности и Митрополичьего ординариата. На прессовый фонд журнала составили пожертвования Митрополит Андрей Шептицкий (500 зл.), М.Луцкий (500 зл.) и Марьян Панчишин (45 зл.), но ни они, ни прибыли от продажи и распространения издания не смогли покрыть расходов редакции. Как сообщал М.Голубец в своем обращении к Митрополичьего ординариата, по состоянию на начало 1927 года «трогается с места» и евентуальне удержания «Украинского Искусства» при жизни потребность: 1) 1500 золотых и… 2) льокалю на редакцию и адміністр[ацію]».

 

Обложка 2-го числа «Украинского Искусства»

 

 

Несмотря на ожидания издателей, мир увидел лишь три номера журнала, последнее – в декабре 1926 г. Но есть сведения, что Н.Голубец подготовил к печати очередное, двойное число «Украинского Искусства», которое должно выйти в феврале 1927 года. Его художественным оформлением занимался график и литературно-художественный критик Иван Крушельницкий. В Частности, Н.Голубец в письме к И.Крушельницкого от 10 февраля 1927 года писал, что подготовил статью о творчестве художника до двойного числа и как раз занимался его печатью и был очень занят, «потому что есть не только редактор художественного журнала, но и его администратор, кольпортер и т. д.». К тому же издателя «прідавив к земле огромный дефицит за 1 квартал». Подготовленное число так и не попало в руки галичан, поскольку издатель не смог его выкупить из типографии, «а несколько зацілілих чисел принадлежит сегодня к большой редкости». В то же время энтузиаст не терял надежды возобновить выпуск журнала в последующие годы, о чем свидетельствует анонс в «Деле» от 2 апреля 1930 года: «В этой неделе выходит в Львове 4 число восстановленного «Украинского Искусства» под ред. М.Голубца. В числе много иллюстраций и статьи и информации на актуальные творческие темы». Несмотря на обещание, анонсированное номер журнала так и не увидело свет.

 

Одна из полос последнего числа «Украинского Искусства»

 

Попытка неутомимого издателя-оптимиста выпускать в начале 1920-х годов в Галичине художественный журнал, который, учитывая узость тематики, от начала был лишен понимания и поддержки общественности, без сомнения, заслуживает на особое уважение. М.Голубец будущее украинского искусства видел как «идеальную синтеза украинского национального искусства, построенного на тысячелетней традиции, но нового своей техникой и духом», и в духе этих идей он редактировал свой печатный орган. Несмотря на непродолжительное существование, месячник «Украинское Искусство» все же подготовил почву для развития украинской профессиональной искусствоведческой мысли и сделал еще один шаг в направлении создания специализированного художественного журнала – за несколько лет усилиями его приятеля Павла Ковжуна мир увидел журнал «Искусство».

 

 

Источники:

 

— Голубец Н. Білянс Украинского Искусства за октябрь 1926 г. – март 1927 г. [Рукопись] // Центральный государственный исторический архив Украины в г. Львове. – Ф. 408 (Греко-Католический митрополичий ординариат), оп. 1, спр. 549. – Арк. 9-10.

 

— Письма М.Голубца до.Кульчицкой (Львов, 29 июля – 9 ноября 1926 г.) // Центральный государственный исторический архив Украины в г. Львове. – Ф. 309 (Научное общество им. Шевченко), оп. 1, спр. 2360. – Арк. 42-45.

 

— Материалы (протоколы, афиши и др.) о деятельности общества «Кружок деятелей украинского искусства» во Львове (1922-1930 гг.) // Государственный архив в Львовской области. – Ф. 291 (Асоціяція независимых украинских художников во Львове), оп. 1, спр. 1. – 33 арк.

 

— Среда Е. Журнал «Украинское Искусство» (Львов, 1926 г.): предпосылки основания и особенности функционирования // Львовская национальная научная библиотека Украины им. В.Стефаника: история и современность: докл. и сообщ. Междунар. наук. конф., 28-30 окт. 2010 г. – Львов, 2010. – С. 590-594.

 

— Стефанишин Т. Редакторская и издательская деятельность Николая Голубца в области культурологии («Мир», 1917-1918; «Жизнь и искусство», 1920; «Украинское искусство», 1926) // Записки Львовской научной библиотеки им. В.Стефаника. – Львов, 2008. – Вып. 1 (16). – С. 158-166.

 

— «Украинское искусство» // Дело. – 1926. – Ч. 135. – 20 июн. – С. 4.

 

— «Украинское Искусство» // Дело. – 1926. – Ч. 224. – 10 окт. – С. 5.

 

— «Украинское Искусство» в освещении нашей и чужацкой прессы // Украинское Искусство. – 1926. – Ч. 3. – С. 92.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика