Новостная лента

К истории первого украинского художественного журнала

25.01.2016

 

В январе исполняется 112 лет со дня появления в Львове «Артистического Вестника», который стал первым украинским журналом художественного направления не только на территории Галичины, но и всей Украины.

 

Несмотря на непростые политико-экономические реалии и общий культурный уровень галицкого украинства, это было знаковое событие для украинского художественной среды начала ХХ века. К слову, январь богат и на годовщины именин людей, которые имели непосредственное отношение к реализации этого новаторского прессового проекта, – художника Ивана Труша (17 января 1869 года), композиторов Остапа Нижанковского (24 января 1863 года) и Станислава Людкевича (24 января 1879 года).

 

Обложка первого числа «Артистического Вестника», напечатанного во Львове

 

 

В первые годы ХХ века в Галиции, которая находилась в составе Австро-Венгерской империи, обозначены общим культурным подъемом среди украинства. Не последнюю роль в этом сыграли бурные процессы в общеевропейском культурном пространстве, которые дошли и до среды галицких художников. Развитием художественной и музыкальной культуры начали заниматься люди с соответствующим образованием, создавались и активно функционировали творческие общества и союзы, происходил прогресс издательского дела, осуществлялось становление художественной критической мысли.

 

На этот период приходятся и первые попытки создания художественного печатного органа в Галичине. Инициатива в этом деле принадлежала галицким музыкальным кругам, которые высказали идею создания профессионального журнала по музыкальному искусству. В конце июня 1901 года во Львове состоялся съезд всех «Бояном», на котором отстаивали необходимость открытия «периодического вокально-музыкального вестника, в которой бы мог сконцентрировать ся цїлий наше движение музыкальный и который бы стал публичним представителем нашей русско-украинской песни». Был даже избран комитет, которому поручено взяться за организацию издания, но дальше общих мірковувань дело не пошло.

 

а. Владимир Садовский

 

 

Сдвинуть проект с мертвой точки взялся а. Владимир Садовский (Домет), для которого основания музыкального журнала было давней мечтой – он даже делал такую попытку 1899 года, будучи настоятелем церкви св. Варвары в Вене. После возвращения в Перемышль дирижер и музыкальный критик инициировал 21 декабря 1902 года съезд композиторов, на котором рассматривалась возможность администрирования и печати месячника под названием «Музыкальный Вестник» во Львове под руководством Станислава Людкевича или «Львовского Бояна». Но поскольку Сясьо (Людкевич – Д.В.) это дело «змаловажив и без представления причин отстранил ся от удїлу в съезде», было решено, что «Музыкальный Вестник» как печатный орган «Союза украинских музыкантов и обществ співацьких» будет выходить в Перемышле «средством и тиражом издательского союза Союза». На должность ответственного редактора предложено а. Николая Кишакевича, за «дела редакции» должен был отвечать в. Иосиф Кишакевич, за административные вопросы – Ромуальд Зарицкий. В редакционную коллегию должны входить известные композиторы, дирижеры и музыкально-общественные деятели: Александр Бережницький, Филарет Колесса, Евгений Купчинский, Остап Нижанковский, Владимир Садовский, Денис Сичинский.

 

а. Иосиф Кишакевич (слева) и Ромуальд Зарицкий (справа)

 

 

Журнал был запланирован как 16-страничное издание, подписка которого на год (с музыкальными приложениями) для членов общества должна была составить 6 крон, для остальных – 7 крон. Также было согласовано программу журнала, в котором должны были помещаться «воззвания справозданя выдела Союза; месячный обзор музыкального движения в крае; месячный обзор музыкальной жизни вне Галичиной; биографические очерки о славянских и зарубежных музыкантов и композиторов, дирижеров; профессиональные музыкальные расправы; рецензии новых музыкальных передовых своих музикаліїв; новинки; музыкальные анонсы». За редакцию музыкального приложения к журналу взялся отвечать Владимир Садовский.

 

Была разработана четкая программа первого «оказового и преимущественно редакционного» числа: «Воззвание к музыкантов, певцов и всей співолюбивої Руси», «Очерк новых уставов так Боянівських как и имеющего ся чем раньше засновання «Союза русско-украинских музыкантов и обществ співацьких», «Квестіонар касательно присиланя справоздань співацьких в целости витоговлення статистики музыкального движения среди Русинов в Галиции» и рецензии «новейших музикалій».Садовского (под крипт.: Д.), биография М.Лысенко авторства С.Людкевича, отрывки из инструктивных писем по делам украинской народной музыки к Ф.Колессы, общий обзор западной музыки в XIX веке. авторства И.Кишакевича, а также новости, анонсы и тому подобное.

 

Филарет Колесса (слева) и а. Евгений Купчинский (справа)

 

 

Принятая на съезде программа журнала привела к дискуссии в среде галицких композиторов, поскольку высказывалось мнение, что такое издание «в виду некультурности и біблїофобиї общественности русского так співолюбивого как же співолюбивої Руси – не возможно». Было предложено несколько сократить объем предстоящего месячника, чтобы постепенно поощрять галицкую общественность к его чтения и поддержки.

 

Запланирован выход пробного числа «Музыкального Вестника» на февраль–март 1903 года не состоялся, поэтому в конце июня его инициаторы вновь вернулись к обсуждению этого вопроса на первом собрании новообразованного Союза співацьких и музыкальных обществ (впоследствии – Музыкальное общество им. М.Лысенко) во Львове. В печатном отчете этих сборов отмечалось, в частности, о том, что «так принято: по можности приступить уже с слїдуючим годом до видаваня музыкальной газеты».

 

Денис Сичинский

 

 

О том, что в 1904 году были сделаны реальные шаги на пути воплощения этого издательского проекта в жизнь, свидетельствуют архивные материалы, в которых сообщалось, что «приступает издательская союз определенная успеха, к видаваня «Музыкального Вестника» проявляя со своей стороны» желание, чтобы он «стал своим содержанием и формой справдешним и одиноким пожаданим органом всех музыкальных обществ, всех музикїв и взагалї всей співолюбивої Руси», «развил и поддерживал дружественность между всїми бояньськими обществами и поощрял к большим сношений между ними», «а передовсем чтобы был мерилом расцвета русской песни».

 

Также редакция надеялась, что «подавая отсим первое число… и рассылая его для всех товарищей співацьких и их членов, а также для широкого круга інтелїґенції русской», сможет рассчитывать на их поддержку в подписке журнала. Программа издания фактически осталась без изменений – «всякие справозданя, подаваемые видїлами «Союза» и «Бояном», «заметки, советы, вопросы и т. д. членов Союза в делах чисто музыкальной натуры», «рецензии с концертов и музыкальных продукций бояньських, «поучаючі-доступно обработанные профессиональные разведки», «справозданя с дияльности чужих обществ музыкальных консерваторий», «критические разборы и рецензии новых удельных музыкальных произведений», «житєписи короткие а характеристические своих и чужих музыкантов и фельетон в кінци», «объявлений музыкальных новостей». До каждого числа должен был выходить музыкальное приложение «(народные песни в сопровождении фортепіяну или гармонїзовані хоры оригинальные муз. и лит., соля, дуэты и проч. на пение и на инструменты, духовные композиции и т. п.), который своим объемом перевисшить абонаментову плату за «Вестник».

 

Александр Бережницький

 

 

Есть основания считать, что подготовкой к печати задекларированного числа «Музыкального Вестника» занимался Владимир Садовский, а ему в этом помогал Александр Бережницький, что подтверждает подборка эпистолярных материалов, найденных и обработанных музыковедом Акимом Гораком. Так, Владимир Садовский в письме неустановленного адресата от 18 августа 1904 года подробно обсуждал цены на бумагу, печать нотных приложений, изготовление тиража «Музыкального Вестника» (планировалось 1000 или 1500 экземпляров), стоимость перевозки до Львова. В сентябре 1904 года при Союзе співацьких и музыкальных обществ во Львове было организовано издательское общество, которая занялась подготовкой к печати «Музыкального Вестника», в частности, в деле отыскания средств также активно помогали Анатоль Вахнянин и Остап Нижанковский. Владимир Садовский прилагал все усилия, чтобы «цїлком вероятно 1 октября [1904 года] был уже первый выпуск Музыкального вестника выданный» и подчеркивал, что «надо будет очень хорошо зареклямувати, чтобы неповстидати ся и перед Европой, а не перед кем либо».

 

Анатоль Вахнянин (слева), Остап Нижанковский (справа)

 

 

Дело выдачи «Музыкального Вестника» по определенным причинам была приостановлена на этапе разработки пробного числа. Но уже вскоре издатели и редакторы сумели воплотить этот прессовый проект в тематически расширенном формате и под другим названием – «Артистический Вестник», посвященный «главное музицї и плястичним штукам». Обновленный журнал должен охватывать больше художественных проблем и мог бы заинтересовать широкий круг украинской творческой интеллигенции – как музыкантов, так и художников-пластиков.

 

Иван Труш

 

 

В ноябре 1904 года Владимир Садовский обратился к Ивана Труша с предложением, чтобы он «в интересе штуки и издательства перенял на себя одвічальну редакцию за статьи из объема штук красных», и получил согласие. Редактором музыкальной части остался Станислав Людкевич. За редакцию и администрацию месячника в целом отвечал Александр Бережницький, который в то время был кассиром Союза співацьких и музыкальных обществ. С июня 1905 года обязанности ответственного редактора перенял Иван Труш. Активное участие в подготовке и отборе литературного материала принимал Иван Франко, музыкального – Владимир Садовский. Художественное оформление журнала осуществлял Юлиан Панькевич.

 

Юлиан Панькевич (слева), Станислав Людкевич (справа)

 

 

Сначала издание «Артистического Вестника» планировалось в Перемышле, где жили Станислав Людкевич и Владимир Садовский. Тираж первого тетради журнала было напечатано в перемышльской «Типографии уділовій» под руководством Ивана Лазора, однако он был полностью уничтожен Иваном Трушем за неудовлетворительное содержание и низкий уровень художественно-технического воплощения (нечитабельный шрифт, некачественная бумага). Обновленный вариант журнала увидел свет в январе 1905 года Львове в типографии НОШ.

 

Обложка первого числа «Артистического Вестника», напечатанного в Перемышле

 

 

Главными задачами вновь созданного месячника было воспитание художественно-эстетических вкусов галицкой интеллигенции, развитие украинского искусства, интеграции в западноевропейский культурный процесс. Учитывая это редакция планировала помещать на страницах журнала «поучаючі и доступно обработанные профессиональные статї из объема музыки, театра, живописи, резьбе и артистического промысла», «рецензии древних и новійших музыкальных произведений, рецензии с концертов и рецензии при нагодї появлений произведений плястичних наук, как и жизнеописания своих и чужих дїячів на поле штук красных», «материал к истории украинской штуки» и тому подобное. К слову, большинство из этих задач (правда, без охвата пластического искусства) уже произносились на первом собрании Союза співацьких и музыкальных обществ 1903 года, когда приняли программу нереализованного «Музыкального Вестника».

 

Полоса первого числа «Артистического Вестника» с редакционной статьей

 

 

«Артистический Вестник» редактировали на достаточно высоком уровне, что в большей степени было заслугой его идейного вдохновителя Ивана Труша, а также инициаторов Владимира Садовского и Александра Бережницького. На страницах журнала опубликовано немало искусствоведческих статей Александра Бережницького, Анатоля Вахнянина, Марии Грушевской, Владимира Садовского (подп.: Дом., Домет), Филарета Колессы, Станислава Людкевича (подп.: Ст. Людк.), Юлиана Панькевича (подп.: Ю.П.), Ивана Труша (подп.: Ив. Тр.), Ивана Франко и др. На отдельных вкладках помещены репродукции произведений Ивана Труша, Федора Красицкого, Николая Сосенка, фотографии работ Марка Мегеденюка, Николая Шкрибляка.

 

Обложка музыкального приложения к «Артистического Вестника»

 

 

На протяжении 1905 года мир увидело 10 тетрадей журнала (среди них три двойных). Несмотря на то, что журнал был положительно воспринят галицкой интеллигенцией, редакция постоянно сталкивалась с финансовыми трудностями – Иван Труш не раз обращался к общественных деятелей, просветительных обществ с просьбой поддержать издание. Так, в архивных фондах содержится его письмо к «Сьвітлого Видїлу» Наукового товариства ім. Шевченко с просьбой оказать материальную помощь издательству на печать иллюстраций. Как отмечал Иван Труш, «редакция может числити сего года лишь на очень скромные грошеві средства «Союза Музыкальных Обществ во Львове и на очень малое число пренумератів», а потому «помощь в квоте 400 крон моглаби помочь растаять издательству на ноги». Была ли оказана такая помощь, выяснить не удалось.

 

Полоса со статьей Ивана Труша «Наш журнал и общественность» (тетради 2/3)

 

 

Также Иван Труш неоднократно обращался к читателям с призывами поддержать журнал подписке, объясняя, что «ни 200 ни 300 пренумераторів не могут цїлком покрыть средств печати иллюстрации и бумаги – не говоря уже о жалованье редакторов, сотрудников и о работе адмінїстратора». Очевидно, эти призывы так и не были услышаны галицкой общественностью.

 

Редакционное сообщение в последнем номере «Артистического Вестника»

 

 

В последнем, 9/10-м, тетради «Артистического Вестника», датированном сентябрем–октябрем 1905 года, сообщалось, что в дальнейшем журнал будет выходить в формате поколения, но, как вспоминал впоследствии Станислав Людкевич, в конце «по причине все возрастающего недобора, издание должно было прекратиться».

 

Обложка последнего числа «Артистического Вестника»

 

 

Не последнюю роль в закрытии месячника сыграл тот факт, что галицкий читатель, который воспринимал живопись как «штукарство», а музыку как приятную «розривку», не был готов к такому типу издания. Как подчеркивал Иван Труш еще в первых тетрадях «Артистического Вестника», «нет у нас многочисленной інтелїґентної публики, которую обходили бы спеціяльні вопрос из объема музыки и плястичних наук. Чтобы быть полезными для нашей общины, и пропагандировать среди нее свои идеи, мы не должны запускать ся в глуб, а идти в шир, следовательно обхватывать как найзагальнїйше проблему штуки, а передовсїм интересовать ся общими культурными делами, актуальными в нашей суспільности». Однако даже те компромиссы, на которые от самого начала вынуждены были пойти издатели в попытке расширить читательскую аудиторию, не смогли обеспечить долговременное существование печатного органа. В то же время опубликованные на страницах журнала художественно-критические материалы положили начало нового искусствоведения и в Галичине.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

Белая А. «Артистический Вестник» – первый украинский художественный журнал: цель и тематика // Сборник трудов Научно-исследовательского центра периодики. – Львов, 2002. – Вып. 10. – С. 40-47.

 

От Редакции // Артистический Вестник. – 1905. – Сош. 1. – С. 1.

 

Горак Я. К характеристике музыкально-общественной деятельности Владимира Садовского // Вестник НОШ. – 2011. – Ч. 45. – С. 36-38.

 

Горак Я. Забытый Александр Бережницький // Научные записки Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка. – Сер.: Искусствоведение. – Тернополь, 2014. – №3. – С. 61-71.

 

Горак Я. Письма Владимира Садовского до Анатоля Вахнянина // Музыкальная украинистика: современное измерение. – Выпуск 4: Межведомственный сборник научных статей в честь доктора искусствоведения, профессора Марии Загайкевич. – К., 2009. – С. 152-163.

 

Горак Я. Материалы к истории издания «Артистического вестника» // Вестник Прикарпатского университета. Сер.: Искусствоведение. – Ивано-Франковск, 2010. – Вып. 19/20. – С. 306-313.

 

Письмо Ивана Труша до главного выдела Научного общества им. Шевченко (1905) // Центральный государственный архив Украины во Львовской области. – Ф. 309 (Научное общество им. Шевченко), оп. 1, спр. 430. – Арк. 12-13.

 

Людкевич С. Обзор нашей музыкальной публицистики в Галичине // Украинская Музыка. – 1937. – Ч. 1. – С. 2-4.

 

Первое общее собрание общества «Союз сьпівацьких и музыкальных обществ» // Дело. – 1903. – Ч. 133. – С. 3.

 

Среда А. Украинская музыкальная пресса Галичины 20-30-х гг. ХХ ст.: история становления и особенности функционирования // Сборник трудов Научно-исследовательского центра периодики. – Львів, 2009. – Вып. 1 (17). – С. 53-69.

 

Труш И. Наш журнал и общественность // Артистический Вестник. – 1905. – Сош. 2/3. – С. 13.

 

Труш И. Наш журнал и подписка 10 корон // Артистический Вестник. – Сош. 4. – С. 48.

 

Дневник и отчеты о подготовке и проведении съезда украинских композиторов и музыкантов в Перемышле в 1902 г. и материалы журнала «Артистический Вестник» (1902-1903 гг) // Центральный государственный архив Украины во Львовской области. – Ф. 514 (Театральное общество «Украинская беседа», г. Львов), оп. 1, спр. 158. – 117 арк.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика