К юбилею журнала «Украинская Музыка» |
Новостная лента

К юбилею журнала «Украинская Музыка»

20.03.2016

 

В марте исполняется 80 лет, как галицкие музыкальные круги были искренне тронуты давно ожидаемым выходом в свет первого числа профессионального музыкального журнала под названием «Украинская Музыка».

 

Начало этого прессового проекта принес кучу «радостей» галицким музыкантам. Отчаявшиеся предыдущими неудачными издательскими попытками, которые «замирали ледви увидев мир», они очень надеялись, что новорожденная «Украинская Музыка» не будет «явлением перелетним, но тривкішим, как прежние», может, даже станет «настоящей трибуной нашей музыки во всех ее проявлениях».

 

 

Начало 1930-х годов во Львове отмечен оживлением украинского музыкального жизни – из зарубежных студий начали возвращаться молодые художники, среди которых и выпускники Высшего музыкального института им. М.Лысенко (Василий Витвицкий, Николай Колесса, Зиновий Лисько, Нестор Нижанковский Роман Савицкий). Именно они инициировали появление специализированного музыкального издания, исправленного на соответствующем профессиональном уровне, которое отвечало бы запросам украинских музыкантов и критиков.

 

Василий Барвинский и Нестор Нижанковский

 

 

Уже в 1934 году во Львове появился Союз украинских профессиональных музыкантов (СУПРОМ), возглавляемое Нестором Нижанківським и Василием Барвинским. К слову, одной из задач нового творческого союза была разработка профессионального музыкального прессового проекта. В то же время при Научном обществе имени Шевченко организовано Музикологічну комиссию под руководством Станислава Людкевича, на первом заседании которой в марте 1936 года было поддержано решение издавать музыкальный журнал.

 

Станислав Людкевич и Зиновий Лисько

 

 

Воплотить в жизнь этот смелый издательский замысел удалось лишь через год – в марте 1937 года в Стрые увидел свет первый номер журнала «Украинская Музыка». Его инициатором и главным редактором стал Зиновий Лисько (кстати, учитель Богдана Весоловского), в состав редакционной коллегии входили Василий Барвинский, Василий Витвицкий, Роман Савицкий, Федор Стешко, а впоследствии співредакторами также были Станислав Людкевич и Антон Рудницкий. Художественное оформление исполнял Лев Ґец.

 

Василий Витвицкий, Роман Савицкий и Лев Ґец

 

 

В первый год выхода журнал полностью финансировал СУПРОМом (за счет членских взносов). Правда, это воздержание давалось непросто руководству организации – традиционные певческие и музыкальные общества, очень заинтересованы в этом печатном органе, не принадлежали к финансово стабильных и испытывали острую нехватку материальных фондов. Поэтому Зиновий Лисько, несмотря на личную нужду, сознательно работал без никакого вознаграждения, и так же бескорыстно сотрудничала с главным редактором редакционная колеґія журнала». Надо отдать должное менеджерскому таланту Лиська – уже в 1938 году журнал перешел на самофинансирование, то есть выходил на средства, собранные от подписки. Несмотря на обстоятельства, в которых функционировала украинская пресса во II Речи Посполитой, остается только догадываться, каких усилий редактору стоил такой рисковый шаг. С марта 1939 года «Украинская Музыка» стала совместным органом СУПРОМу и Музикологічної комиссии НТШ и выходила во Львове, куда переехала редакция и администрация издания.

 

Полоса ч. 9-10 журнала «Украинская Музыка» за 1938 год

 

 

Вновь созданный журнал имел целью способствовать консолидации украинских музыкальных деятелей и формированию галицкой музикологічної школы, культивированию научной проработки истории украинской музыки, чтобы «преподнести музицирования до европейского уровня». Также издание должно служить своеобразным мостиком, «что через него навяжеться контакт между профессиональным музыкальным миром и широкими кругами гражданства и приведет до полного, обоюдного понимания». Благодаря удачно обдуманій редакционной политике Зиновия Лиська «Украинская Музыка» за короткое время сумел снискать себе изрядную популярность среди читателей.

 

Редакционная статья в первом номере «Украинской Музыки»

 

 

Галицкие музыкальные круги очень благосклонно восприняли появление месячника, в частности, в прессе отмечалось, что «сколько не писалось бы про музыку в других журналах, то все оно будет не то, что в спеціяльному музыкальном журнале». Уже в сентябре 1937 года редакция сообщала, что первые числа журнала «полностью исчерпаны», а поскольку желающих подписаться на журнал было еще много, то эти средства переносились на следующий год. Тираж издания 1939 года составлял 500 экземпляров.

 

Борис Кудрик

 

 

С журналом согласились сотрудничать (кроме членов редакции) известные общественно-музыкальные деятели: Мирослав Антонович, Андрей Гнатишин, Евгений Козулькевич, Филарет Колесса, Александр Кошиц, Борис Кудрик, Евдокия Лиськова (Чабаненко), Михаил Мариняк, Нестор Нижанковский, Степан Оґроднік, Богдан Пьюрко, Роман Симович, Остап Сияк, Иосиф Хомінський и др. Такой почтенный авторский коллектив уже был в определенной степени залогом высокого профессионального уровня музыкально-критических публикаций и актуальности обсуждаемых тем и проблем.

 

Антон Рудницкий

 

 

Положительную оценку вновь месячник получил не только в музыкальной среде – на его появление одобрительно откликнулось немало украинских общественно-политических изданий Львова. В частности, в опубликованной в газете «Дело» рецензии Антон Рудницкий высказывал пожелание, чтобы редакторы «Украинской Музыки» обратили внимание на «современность и на современные музыкальные проблемы и события, на современной музыкальной жизни и его соревнования», якнайпильніше следили «за развитием мировой музыки» и пытались «втянуть» украинскую музыку «в ее орбите», готовить украинскую молодежь «до понимания завтрашнего дня».

 

Рецензия А.Рудницкого в «Деле» за 3 апреля 1937 года

 

 

На страницах этого же дневника Осип Залесский отмечал, что журнал редактировался «профессионально, но доступно так, что его может читать каждый гражданин, и не имеет музыкального образования». Положительно оценил журнал и рецензент «Навстречу», подписанный криптонимом П.Ч.: «Первое число «Украинской Музыки» составлено интересно и бережно, богатая хроника из музыкальной жизни делает его очень живым».

 

Рецензия А.Залесского в «Деле» за 28 августа 1937 года

 

 

Основное содержание «Украинской Музыки» составили статьи по истории и теории музыки, музыкальной эстетики, исполнительства, критические очерки о творчестве музыкантов и композиторов, хроника музыкальной жизни в Галичине и за рубежом, музыкальные рецензии, методические указания по организации хоровых любительских коллективов, педагогические материалы и др. Немало самых острых проблем тогдашней украинской музыкальной жизни благодаря дискуссиям на страницах журнала приобретали особый резонанс среди местной общественности. В частности, был актуализирован вопрос о статусе украинского музыканта в галицком обществе, надлежащей оплаты его труда за концерты и потребность профессионализации музыкального образования. Это настолько возмутило галицкие музыкальные круги, что они разделились на два лагеря: защитников общественно-просветительского назначения музыки и поклонников современных художественных тенденций. Главными раздражающими моментами, вокруг которых велась полемика, были: общественно-просветительская или эстетическая функция музыки, профессионализм или любительство, традиционность или авангард и тому подобное.

 

В связи с этим особую остроту приобрел вопрос надлежащего реформирования вокально-хорового жанра, в частности, повышения профессионализма дирижеров и исполнительского мастерства любительских хоровых коллективов. Известный дирижер и активный сотрудник журнала Мирослав Антонович видел выход из ситуации в начертании четких перспектив и достижении общего языка «искусства с жизнью» – на соответствующем уровне «школить хор, а с ним и характеры певцов, доказывать музыкальное произведение к вершинам художественного исполнения, возносить до такой же высоты індивідуальности хористов».

 

Полоса ч. 5-6 журнала «Украинская Музыка» за 1937 год

 

 

Молодые художники Василий Витвицкий, Николай Колесса, Борис Кудрик, Зиновий Лисько, Нестор Нижанковский и Роман Савицкий внесли свежую струю в развитие украинской музыкальной публицистики. Прежде всего речь шла о ломке стереотипа, заложенного в сознании рядовых галичан, что музыкальное творчество – это не профессиональная деятельность, а лишь приятная «розривка», которая не выходит за пределы любительского хорового пения или домашнего музицирования. Редакция журнала «Украинская Музыка» настаивала, что тезис о «высокую музыкальность украинской нации» «можно принять только с определенными оговорками. Так же на музыкальную культуру нации состоит не только ее народная песня, хотя бы и художественная и богата, но и литература авторизованная, что хоть орґанічно должна вырастать из народной, однако должен развить большие художественные формы и средства, и точку тяжести передвинуть вокального примитива на музыку инструментальную и оперову». Музыканты-профессионалы выступали против «обобществления» музыкального творчества, поскольку «к искусству вкрадывается убожество духа и вульгаризирует его, а более широкий круг гражданства удовлетворяется этим, не заботясь, не лелея и не підпомагаючи настоящего муз. искусства».

 

Последнее число «Украинской Музыки» увидело свет в июне 1939 г. (всего вышло 26 числа, из них – 5 двойных). В нем редакция сообщала, что следующее число получится уже в сентябре в значительно увеличенном объеме и с некоторыми изменениями, однако с приходом советской власти этим замыслам не суждено было осуществиться. Журнал, который смог доказать своевременность и нужность на прессовом рынке Галичины, вынужден был прекратить свое существование.

 

Журнал «Украинская Музыка» в 1939 году

 

 

«Украинская Музыка» прилагала значительные усилия для объединения галицких музыкантов независимо от их эстетических взглядов, способствовала формированию мощной украинской музыковедческой школы, выступала против шаблонизации и этажности музыкального творчества, заботилась за выработку художественных приоритетов галицкого украинства. Опубликованные на страницах журнала критические заметки, аналитические обзоры удостоверяют полноту украинской музыкальной жизни, оригинальность и глубину украинской музыкально-критической мысли первой трети ХХ века. За неполные три года своего существования журнал зарекомендовал себя как первый действительно профессиональный музыкальный журнал на просторах Галичины межвоенного двадцатилетия. Как справедливо подчеркивали издатели «Украинской Музыки», «в обычных условиях издательской працї один год существования журнала-ежемесячника это еще небольшой пройденный путь», однако в условиях, в которых функционировала украинская пресса в предвоенной Польше – «это уже этап, над которым стоит остановиться».

 

 

 

ИСТОЧНИКИ:

 

 

Антонович Н. Недостачи наших хоров // Украинская Музыка. – 1937. – Ч. 3. – С. 35-37.

 

Антонович Н. «Легкая» музыка // Украинская Музыка. – 1938. – Ч. 9/10. – С. 160-162.

 

Витвицкий В. Музыкальными путями. Воспоминания. – Мюнхен, 1989. – 216 с.

 

От Редакции // Украинская Музыка. – 1937. – Ч. 1. – С. 1-2.

 

П.Ч. Украинская музыка // Навстречу. – 1937. – Ч. 7. – С. 5.

 

[Рудницкий А.]. Появление украинского музыкального журнала [«Украинская Музыка» : рецензия] / ант. руд. // Дело. – 1937. – Ч. 73. – С. 7.

 

Среда А. Украинская музыкальная пресса Галичины 20-30-х гг. ХХ ст.: история становления и особенности функционирования // Сборник трудов Научно-исследовательского центра периодики. – Львів, 2009. – Вып. 1(17). – С. 53-69.

 

 

Фото: Книга художников и деятелей украинской культуры участников Первой Встречи украинских художников Америки и Канады с гражданством. – Торонто, 1954. – 312 с.; day.kyiv.ua; www.geni.com; www.vgolos.com.ua; esu.com.ua; Ирина Гах. Карандаш и уголь жили в его руках // Zbruch, 04.02.2016.

 

 

You Might Also Like

Loading...

Нет комментариев

Комментировать

Яндекс.Метрика